А имя поселка — Гвардейский

Вся история началась еще несколько лет назад, однако страсти накалились нынешней весной, когда спецучреждение Минобороны РФ «Центррегионжилье» сообщило, что «по состоянию на апрель 2019 года в специализированный жилой фонд Минобороны России в поселке Пашино Новосибирской области входит 155 жилых помещений, подлежащих освобождению незаконно проживающими в них гражданами». Более 150 семей бывших военных, на протяжении 30 лет живущих, как они считали, в законно выделенных им квартирах, оказались перед перспективой в ближайшее время быть выселенными на улицу по решению суда. «Под санкции» попали те, кто уже негоден к воинской службе, – ведомство взялось за военных пенсионеров, которые по какой-то причине не смогли подтвердить, что отслужили положенные 10 лет. Как рассказывает один из кандидатов на выселение, Юрий Цветков, у каждого своя история: кто-то внезапно недосчитался нескольких лет стажа, кто-то ранее попал под действие законов, гарантирующих жилье, которые впоследствии, как часто бывает в нашей стране, изменились не в пользу граждан. Именно таким образом сложилась ситуация и у самого Юрия: ему жилье предоставляли от МВД, в свое время дослужить до 10 лет ему не хватило немного – всего 4 месяца:
– Но по тем законам, когда мы получали квартиры, было положение, что после 5 лет жилье должно быть предоставлено. И, если тогда бы предложили отселиться, все было бы по-другому. Я бы встал на очередь. Или сказали бы, что нужно дослужить, я бы дослужил, – рассуждает Цветков.
Узнав о выселении, Юрий просил дать ему возможность дослужить недостающее время, но получил отказ из-за возраста. Семья Цветковых жила в квартире по договору социального найма. Уже после претензий со стороны Минобороны Цветковы пытались зарегистрировать свои права на недвижимость через суд, но иск был отклонен со ссылкой на предыдущее же решение о выселении. О том, что квартира – ведомственная, не было сказано ни в каких документах: по словам Цветкова, ее заслужбили задним числом – статус служебного жилья был присвоен всем спорным квартирам в 2015 году, причем люди, проживающие в них, об этом уведомлены не были. Сразу после этого Калининский районный суд Новосибирска постановил выселить Юрия Цветкова из его единственной квартиры, передав ее Министерству обороны РФ. Подобная ситуация и у соседей Юрия:
– Вызывают в КЭЧ и, типа, предлагают: принесите ордер, мы вам перепишем на служебный. Но, простите, мы честно отработали эту квартиру. Супруг уже умер. А сейчас приходят «письма счастья». Ну, они советуют: берите ипотеку – и вперед и с песней, – возмущается Тамара Гурчева, еще одна из тех, кому предложено переехать… на улицу. 
Как и многие другие, до получения уведомлений от Министерства обороны женщина была уверена, что живет в своей квартире, заслужив это право многолетней службой в армии. По словам жителей Гвардейского, всем им в свое время выдавались ордера общего порядка. Юрий Цветков считает, что власти могли предложить альтернативные варианты решения проблемы, чтобы она не заставала людей врасплох: из-за того, что в 2015 году Министерство обороны, выпустив внутриведомственный приказ, согласно которому сотням квартир в поселке «Гвардейский был присвоен статус служебного жилья, не уведомило об этом людей, жители не смогли ни вовремя обжаловать действия военного ведомства в суде, ни как-то подготовиться к грядущему выселению. А ведь большинство из них – это пенсионеры.
Среди тех, кто должен покинуть жилье, есть и несовершеннолетние. Недавно из квартиры, прожив больше 40 лет, была выселена бывшая сотрудница штаба воинской части вместе с ребенком. На улице также оказалась семья с двумя детьми – 44-летнему отцу семейства в стаж не включили срок службы в другом регионе и при этом также не берут на службу из-за возраста. Юрия Цветкова тоже уже должны были выселить, однако не смогли из-за ошибки: прибывшие 16 августа приставы не учли, что в документах сказано, что исполнительное производство отложено «по 16 августа включительно». Зато это заметила адвокат Елена Данилова, которая на основании этой информации попросила об отсрочке. Юрист заявила о намерении обратиться в Верховный суд РФ:
– Мы сформировали жалобы в Верховный суд и обращение к депутатам по этому городку, – рассказала Данилова. – Мы хотели бы разрешить эту ситуацию мирно и попытаться отложить все процедуры. Мы надеемся, что Минобороны обратит на нас внимание, чтобы понять, как с 80-х годов до сегодняшнего дня эта ситуация дошла до критической точки, до выселения. 
Военные пенсионеры уже провели несколько акций протеста, собравших более ста бывших военнослужащих Глуховской дивизии ракетных войск стратегического назначения и членов их семей. Как рассказывают участники пикетов, идти большинству из них, по сути, просто некуда.
– Я выписалась только в понедельник из больницы с инфарктом после суда. И я хочу так: пусть меня вынесут вперед ногами, но из квартиры я не выйду, – заявила пенсионерка Елена Казакова. – Сейчас у меня собраны справки, что у меня нет больше никакого жилья, я малоимущая, стою в очереди на получение муниципальной квартиры. То есть по Жилищному кодексу все соблюдено. Но меня все равно попросту выкидывают на улицу.
Как отмечают выселяемые, самое главное, что они не первые и не последние несчастные семьи, которых власть выбрасывает на улицу.
– Служебных квартир очень много, и, «отработав» одних, суды приступят к уничтожению других, – отмечает Наталья Романова. – Где уполномоченный по правам ребенка? Детей, которые родились в этих квартирах, лишают своей кровати, своего теплого уголка. Я не ребенок, конечно, но мне некуда идти вообще. У меня нет средств снимать жилье. Пока поживу (до морозов ) в дачном домике… а потом как в том фильме – «В моей смерти прошу винить Министерство обороны».
Стоит отметить, что ситуация в Гвардейском уже действительно отнюдь не прецедентна: военных пенсионеров и бывших силовиков выселяют по всей России, невзирая ни на какие былые заслуги. И это неудивительно: интереса для нынешней власти они уже не представляют, а минимальная стоимость одной однокомнатной квартиры в том же поселке Гвардейский – 1,5 млн рублей. Таким образом, подсчитать прибыль ведомства в случае освобождения 155 квартир – задача несложная. 

Другие материалы номера