И это не лозунг, а твердая вера в победу. Она выражена в более чем пятилетнем сопротивлении донбассовцев агрессивной армии нацистской Украины. На пути к миру и независимости ДНР и ЛНР придется преодолеть еще массу трудностей, нужны огромные усилия и воля. Но цель достижима.
29 октября стартовал отвод украинских войск и сил народной милиции ЛНР с линии разграничения в районе города Золотое Попаснянского района Луганской народной республики. А 9 ноября произошло разведение сил и средств ДНР и вооруженных сил Украины на участке соприкосновения в районе поселка Петровское. Все происходило в присутствии наблюдателей от ОБСЕ, журналистов, политиков.
С огромным напряжением Донбасс следил за происходящим: Киев начал осуществлять «формулу Штайнмайера»? Реализация формулы – главное условие, которое позволит Зеленскому начать переговоры в формате нормандской четверки, встретиться на равных с европейскими политиками и, конечно, с Путиным…
Но когда казалось, что процесс пошел в нужном русле, дали о себе знать нацисты «Правого сектора» (организация запрещена в РФ). Они выступили как отдельная, никому не подчиняющаяся вооруженная, крайне озлобленная, агрессивная сила. Нацисты показали, что не собираются уходить со своих позиций в Донбассе, что киевская власть им не указ, а украинскую армию за отвод сил назвали предателями. Выстрелами из РПГ-18 «Муха» в районе находящегося под контролем Киева населенного пункта Новогнатовка правосеки обстреляли машину «Урал», которая везла украинских силовиков от участка отведения сил «Петровское – Богдановка». В результате был убит один военнослужащий, трое ранены.
А планировалось, что разведение сил будет бескровным. Не получилось. Стрельба была слышна и в ЛНР, и в ДНР. Стреляли по домам, по людям…
Так можно ли доверять Киеву, его политикам, теряющим контроль над национал-анархистами? Сомнений много, особенно когда слышишь угрозы лидера фашистского батальона «Азов» (организация запрещена в РФ) Андрея Билецкого в адрес Зеленского ввести на Донбасс 10 тысяч военных, чтобы предотвратить «капитуляцию» Украины.
Что ж дает этим батальонам наглую уверенность в своей безнаказанности? Они игнорируют распоряжения президента Зеленского, ОБСЕ, они взяли на себя миссию мощной политической силы на Украине. А на незаконно оккупированных ими территориях ДНР и ЛНР бесчинствуют, как варварские орды. Неужели нет на них управы?
На этот и другие вопросы «Советской России» отвечает в своем интервью коммунист Борис Литвинов:
– Многие участники этих батальонов входили в руководство Украины, в команду Порошенко. Тогда их действия одобрялись, и они полагали, что так будет всегда. Теперь же их называют террористами. Мировое сообщество, в том числе и США, такие карательные формирования националистической, фашистской направленности, как «Азов» и им подобные, объявили запрещенными наравне с ИГИЛ. В России они давно запрещены.
И это не только «Азов», тут и «Торнадо», сформированное из бывших уголовников, тут и «Донбасс-1», «Донбасс-2». По мировым оценкам они становятся преступниками. Они не хотят прекращения войны, потому, что тогда им придется отвечать за то, что они совершили. Это первое. Второе. С учетом сложной экономической ситуации, на Украине безработица, низкие заработки, бедность, а нацистам – война, как мать родна. Они на ней зарабатывают деньги. Это не только стабильное жалованье, которое они получают от государства за разбой, но и доходы от поставок вооружений, оборудования, питания. Они зарабатывают на всем, что связано с ведением войны, в том числе мародерстве, ограблении населения на оккупированных территориях.
– Кто ж запустил эти формирования?
– Не исключаю, что истинные хозяева этой преступной камарильи находятся не только в Киеве, но и далеко от украинской столицы. Эти силы тоже не хотят прекращения войны, им выгодно держать ситуацию в напряжении. Потому как этим обстоятельством можно торговать: вести переговоры, ставить условия, оставаться на слуху – как значимым игрокам глобальной политики.
Большинство из этих батальонов, точнее, полков, уже «выросли» в звании, формировались украинскими олигархами, связанными с руководством страны, ими же финансировались, крышевались, они же обеспечивали им безнаказанность за любые совершенные преступления, за человеконенавистничество. Первым создателем националистических батальонов «Азов», «Донбасс» был миллиардер Игорь Коломойский, наставник и вдохновитель Зеленского. Да, и сегодня не совсем понятно: кто главнее – молодой президент или прожженный представитель украинской олигархии?
Серым кардиналом называют на Украине главу МВД Арсена Авакова, чуть ли не единственного из министров, избежавшего отставки.
– Он такой незаменимый?
– Нет. У американцев есть необходимость держать в напряжении конфликт на Донбассе, и Аваков, с их точки зрения, справится с этой задачей лучшим образом. Он эту функцию выполнял при Порошенко, теперь выполняет ее при Зеленском. Зеленский по Конституции является главнокомандующим. Но силы правопорядка, национальная гвардия, иные вооруженные формирования подчиняются напрямую Авакову. Зеленский уговаривает свою армию начать отвод, но последнее слово – за Аваковым. Министр мог бы арестовать верхушку фашистских полков, чтобы их поставить на место. И это было бы самое правильное решение. Но не делает этого. Аваков держит националистические полки, как инструмент давления в борьбе за власть той украинской группировки, в которую он входит.
– Какая же тогда роль у Зеленского? После подписания «формулы Штайнмайера» он ни одного приказа не озвучил – как главнокомандующий. Странное молчание.
– Мы в ДНР с самого начала понимали, что Зеленский должен будет нести груз ответственности за грехи и проделки его предшественников, да и нынешних лукавых политиков. По моим наблюдениям, на Украине многое делается так, чтобы Зеленский не смог разрулить те события, которые ожидают Украину. Не имея управленческого опыта, Зеленский, оказавшись в водоворотах мутной украинской политики, попадает в тупик, не знает, как поступить, какие принять решения. Мы это видели на примере «формулы Штайнмайера», подписанной в ходе минских договоренностей. Ее надо выполнять, а Зеленский попал в тиски толпы…
В ближайшее время мы увидим, как будет продавливаться решение о продаже земли на Украине. Пока что в этом вопросе действует мораторий. Никто из предыдущих президентов не решился его отменить, понимая, чем это грозит стране. Зеленского сейчас будут подставлять, чтобы через него протащить решение о полном закабалении Украины, введении полного контроля над страной транснациональными олигархами, которые хотят превратить Украину в плацдарм для нападения на Россию.
– Донбасс – Брестская крепость России. Но раздаются голоса, что его сливают…
– Мое мнение: Донбасс все-таки не сливают. Если бы сливали, российское руководство не предпринимало бы тех шагов, которые в какой-то степени нас сближают. Это и гуманитарная помощь, и дипломы, и общая валюта – рубль, и паспорта российские мы обретаем. Я уже стал обладателем паспорта гражданина РФ и с гордостью об этом заявляю. Вокруг меня все больше становится граждан РФ.
А «формула Штайнмайера», где говорится об украинском контроле над границей Донбасса с Россией, что многих в Донбассе волнует, – так это я считаю формой политического маневра. Мы же понимаем, что ни эту «формулу», ни минские соглашения Украина не готова выполнить. Если каким-то образом эта «формула» и иные договоренности будут воплощены, то Украина перестанет быть такой, как сегодня. Это будет государство, с которым можно сесть за стол переговоров.
Что касается Донбасса. Для нас после всех испытаний крови, страданий снова становиться составной частью Украины – абсолютно неприемлемо. Мы не поступимся своей независимостью.
– В КПРФ говорят, нужен социализм.
– Об этом мечтали наши люди, когда шли на референдум в 2014 году. Только при руководстве, которое будет придерживаться социалистических принципов, могут произойти перемены, ожидаемые народом на Донбассе, на Украине, да и в других сопредельных странах. Почему мы сейчас с недоверием следим за отводом войск? Да потому, что капиталистические договоренности ненадежны, мы видим, как расходятся интересы двух сторон. О чем бы ни заговорили, тут же возникают противоречия, а они не способствуют установлению мира.
На недавнем пленуме КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов рассказал, что на встрече с Путиным он напрямую заявил: нужно менять политическую систему. В противном случае у России нет будущего. Всё будет в развале. Об этом же говорят люди на Донбассе: они не хотят жить при капитализме.
– Коммунисты задают тон в интеграционных процессах. КПРФ тесно работает с КП ДНР.
– КПРФ стала первой политической партией, которая все военные годы поставляет республикам Донбасса гуманитарные грузы, принимает на отдых наших детей, подарки привозит им к праздникам. Помогает нам, коммунистам, в нашей работе. Казбек Тайсаев постоянно приезжает, подсказывает, мы координируем свою работу с КПРФ. Конечно, наше сотрудничество касается в основном идеологического направления. Экономика схвачена капиталистами.
– Других партий не видно в республиках.
– В последние полгода на нашу территорию зачастили активисты партий Жириновского, Миронова, которые пытаются создать почву для формирования своих политических клонов в республиках. Это связано с тем, что у нас уже достаточно много людей, получивших российские паспорта и ставших гражданами России. А это – избиратели, которые будут голосовать на выборах.
Парламентские выборы в РФ уже совсем недалеко, это 2021 год, в 2024-м – президентские выборы. И наши граждане с паспортами РФ могут принять в них участие. За их голоса и началась борьба.
– Сможете ли своих кандидатов выдвигать, например, в Госдуму?
– Нет, не сможем. У нас есть паспорта РФ, но нет прописки. А выборы всегда привязаны к месту жительства граждан. Зато голосовать мы имеем право. Мы хотим на базе нашего партийного офиса создать официальную приемную Госдумы РФ в ДНР. Там будут принимать граждан депутаты от КПРФ и наши пропагандисты. КПРФ на сегодня единственная крупная политическая сила, которая призывает руководство РФ признать ДНР и ЛНР.
Сейчас мы в ДНР формируем Народно-патриотический фронт, чтобы объединить вокруг КП ДНР патриотические силы республики, чтобы совместно добиваться тех политических и экономических преобразований, о которых говорил Зюганов Путину.
– Важнейший для ДНР экономический вопрос о собственности решается или остается все то же внешнее управление?
– Остается, как было при Захарченко. Этот вопрос не хотят теребить. Скажу почему. Сегодня нет во власти ДНР людей, ориентированных на социалистический путь развития. Но только этот путь откроет возможности для развития государственности, экономики, для народа. Все природные ресурсы, промышленность, государствообразующие отрасли, средства производства должны находиться в руках государства. Так сказано в программе КП ДНР. Никакие другие политические, общественные силы не ставят перед собой таких задач.
– Итак, в ДНР сохраняется внешнее управление. Что это значит?
– То, что материальными активами республики управляют экономические структуры, которые имеют свои центральные офисы на территории РФ. Прежде всего – это Внешторгсервис, в руках которого основная часть материальных активов ДНР. И это уже перерастает в большую проблему. У Внешторгсервиса образовалась большая задолженность по выплате заработных плат, особенно нашим шахтерам. Тормозится товарообмен между предприятиями, поставки оборудования задерживаются. Целая цепочка трудностей, которые подкашивают нашу экономику, и так страдающую от войны и различных ограничений. А деньги, которые должны работать на республику, оседают в чих-то карманах или на счетах непонятно кого.
– Война очень затянулась. По предварительным данным, за время боевых действий на Донбассе погибло более 14 тысяч человек, около тысячи – дети. Огромные потери…
– Это неточные цифры. Точных пока нет. История скажет, сколько народа полегло в этом кровавом противостоянии. В прифронтовой полосе люди гибнут почти каждый день. Не прекращаются обстрелы поселков Зайцево, Марьинка, Александровка, Широкино, Петровка. Совершаются теракты в Донецке, да и на всей территории ДНР.
– Шестой год в республике действует комендантский час. Страшно жить в таких условиях?
– Комендантский час предотвращает попытки терактов, диверсий, способствует улучшению ситуации внутри республики. Люди почти привыкли. Страшно или не страшно? Нет, не страшно. Сегодня нужно жить, чтобы бороться, отстаивать свои интересы. Страх на руку врагам. Страх деморализует, ведет к поражению. А мы хотим отстаивать свои интересы.
Но я скажу так: нас уже не запугаешь, люди стряхнули с себя пепел первых периодов войны. Сегодня нужно сплачиваться вокруг тех, кто стойко продолжает начатое дело – укрепление государственности Донецкой и Луганской республик. Страх мы не приемлем. Страх – это паника, а у нас нет паники. Есть сложности, препятствия, бедственное положение. Но это не страх и не паника. Это ситуация, которую надо исправлять. И делать это надо вместе, проявляя политическую волю в достижении поставленных нами целей.
Беседовала
Галина ПЛАТОВА