Осипов подготовил два законопроекта, которые ограничивают полномочия регионального парламента. Документы опубликованы на сайте заксобрания.
Губернатор параллельно предложил ограничить депутатов в принятии бюджета в окончательном чтении 50 днями после его внесения. Он также вознамерился оставить заксобранию возможность согласовывать только его первого вице-премьера – сейчас депутаты согласовывают всех зампредов регионального правительства. Таким образом, по его хотению депутаты фактически будут лишены возможности влиять на экономическую и социальную политику в регионе.
Кроме того, Осипов решил замкнуть на себе все взаимодействие с федеральными властями. Если сейчас за работу правительства Забайкалья с федеральными органами власти отвечает постпредство региона при правительстве РФ, которое курирует согласованный заксобранием вице-премьер, то далее предлагается передать все полномочия одному из назначаемых лично Осиповым вице-губернаторов. Таким образом, речь уже идет о фактической ликвидации разделения властей в крае. Губернатор становится удельным князем, имеющим полномочия «казнить и миловать» без оглядки на депутатов.
Институт вице-губернаторов – еще одно предлагаемое нововведение в исполнительной власти Забайкалья (сейчас есть только зампреды правительства). Система оплаты у новых вице-губернаторов будет такая же, как у вице-премьеров, у первого вице-губернатора – та же, что у первого зампреда регионального правительства. О согласовании вице-губернаторов с депутатами речи Осипов даже не ведет.
Губернатор также предложил изменить порядок формирования контрольно-счетной палаты (КСП). Этот орган, напомним, в регионах подконтролен парламентам и нужен для проверок работы исполнительных органов: эффективно и по целевому назначению ли тратят они бюджетные средства. Осипов же задумал делегировать собственного представителя на должность зампреда КСП, в то время как сейчас зампреда назначает руководитель палаты, утвержденный заксобранием. Кроме того, он предложил назначать аудиторов КСП «по представлению губернатора»: если заксобрание не утверждает кандидатуры, представленные главой региона, тот «вправе» выдвинуть новых.
Более того, через поправки в устав края Осипов предложил лишить заксобрание полномочий по контролю за использованием внешних займов из регионального бюджета и ассигнований из федерального. Также депутаты не смогут контролировать программы социально-экономического развития края, соблюдение порядка управления и распоряжения собственностью края.
В то же время в большинстве регионов России сейчас складывается тенденция наделения парламентов более широкими полномочиями. Например, в Новосибирской области депутаты добились возможности контролировать распоряжение госсобственностью региона и крупные сделки.
В заксобрании Забайкалья уже создали специальную межфракционную группу для обсуждения законопроектов Осипова. Она отказалась вынести их на ближайшую сессию.
«Будет проводиться еще работа. Мы правительству указали, что нужно сделать, исправить то, где есть противоречия федеральному законодательству, – заявил «Чите.ру» первый вице-спикер заксобрания Дмитрий Тюрюханов. – Потом будем дальше работать. Этот пакет проектов 20 ноября на сессии рассматриваться не будет».
Александр Осипов был назначен врио губернатора осенью 2018 года после отставки Натальи Ждановой. Избирком отказался регистрировать на выборах кандидата от КПРФ Юрия Гайдука, среди соперников Осипова не было и представителей ЛДПР или «Справедливой России». Именно из-за отсутствия реальных конкурентов он набрал 89,61% голосов. В заксобрании Забайкалья единороссы после выборов потеряли реальное большинство. Во фракции «Единой России» 20 депутатов, у КПРФ – 14, у ЛДПР – 10, у «Справедливой России» – 3.