Диалог культур




Наши страны сегодня имеют довольно прочные экономические, научные и военные отношения, осуществляют взаимный обмен культурным и творческим богатством. В начале декабря венесуэльский Симфонический оркестр имени Симона Боливара дал концерты в Москве и Санкт-Петербурге. 

Названный в честь национального героя Венесуэлы Симона Боливара коллектив был создан в 1978 году Хосе Антонио Абреу. Вдохновленный идеей воспитательной силы музыки, Абреу привлек в оркестр юных венесуэльцев зачастую из самых бедных и неблагополучных уголков страны. В результате за 40 лет коллектив буквально ворвался на музыкальный небосклон, мгновенно завоевав армию поклонников. Период настоящего триумфа оркестра связан с назначением музыкальным руководителем коллектива 18-летнего Густаво Дудамеля. В 2000 году оркестр с Дудамелем во главе успешно гастролировал по Германии, США, а в 2007 году с блеском выступил в рамках знаменитого лондонского концертного цикла Би-Би-Си Промс, исполнив Десятую симфонию Шостаковича, «Симфонические танцы» из «Вестсайдской истории» Леонарда Бернстайна и произведения латиноамериканских композиторов.
В 2010 году оркестр с успехом выступал в России. В рамках празднования 200-летия провозглашения независимости Боливарианской Республики Венесуэла и отмечавшегося в том же году 65-летия Великой Победы. Тогда у публики вызвали восторг зажигательные латиноамериканские произведения и исполнение Четвертой симфонии Чайковского. Пласт русской музыки занимает в репертуаре оркестра особое место. 
В свой нынешний приезд в Россию оркестр покорил сердца зрителей концертных залов Мариинского театра в Санкт-Петербурге и «Зарядья» в Москве. Программа выступлений стала своего рода диалогом двух музыкальных культур – прозвучали Пятая симфония Чайковского и сочинения латиноамериканских композиторов: Hipnosis Mariposa венесуэльца Поля Дессена и «Три симфонические версии» кубинца Хулиана Орбона. Публика оценила талантливых музыкантов бурными и продолжительными овациями, получив ни с чем не сравнимое удовольствие от безупречного исполнения произведений и колоссальный эмоциональный заряд от дирижера Кристиана Васкеса. 
Громким успехом и известностью оркестр обязан многоступенчатой системе El Sistema молодежного оркестрового музицирования. Сейчас в нее вовлечено примерно 250 тысяч участников по всей стране. Примечательно, что 75 процентов играющих в них детей живут за чертой бедности. 
Звучит фантастически, но положение о всеобщем и бесплатном музыкальном образовании закреплено в Конституции и, несмотря на многочисленные экономические затруднения, правительство Венесуэлы оказывает непрерывную финансовую поддержку «Системе». Действительно, это настоящее венесуэльское чудо, которое стало возможным благодаря социалистическим принципам, лежащим в основе государственного строя. Быть может, России настала пора перенимать у Венесуэлы этот культурный опыт?

Санкт-Петербург 

Другие материалы номера