Переговоры президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко об углублении интеграции между Россией и Белоруссией длились более пяти часов. Кроме лидеров двух стран, во встрече в Сочи участвовали премьер-министры Дмитрий Медведев и Сергей Румас, а также члены российского и белорусского правительств.
Стороны говорят о «большой проделанной работе» и трех десятках дорожных карт. Путин и Лукашенко встречались в закрытом для прессы режиме. Никаких содержательных подробностей о результатах не приводится. А значит, проблем много, и как их решать – по-прежнему неясно.
Сочинские переговоры проходили в преддверии двух годовщин. 8 декабря 1991 года тогдашние главы России, Украины и Белоруссии – Ельцин, Кравчук и Шушкевич – «распустили» СССР, подписав так называемые Беловежские соглашения. Тогда же было объявлено о создании СНГ. Данные соглашения по праву можно назвать преступным сговором. Они противоречили союзной Конституции и Конституциям всех республик. А главное – противоречили интересам 250 миллионов советских граждан, в одночасье лишившихся родины. Братоубийственные войны, которые разгораются и спустя долгие годы после беловежского сговора, экономический крах, не остановленный до сих пор, – вот последствия разрушения Союза. «Побочный ущерб» исчисляется миллионами человеческих жизней – погибших, умерших и нерожденных.
Через восемь лет, 8 декабря 1999 года, в Москве был подписан договор о создании Союзного государства России и Белоруссии. Дата, конечно, выбрана неслучайно. Она символизировала, что настали новые времена – времена «созидания». Приближались президентские выборы и «смена караула» в Кремле. Ельцин уже выбрал себе преемника – Путина. Ничто так не могло подкрепить авторитет Путина в глазах граждан, как обещание нового Союза. Пусть пока в составе лишь двух республик.
Напомним, что договоренность между государствами об образовании Сообщества России и Белоруссии была достигнута еще в апреле 1996-го. Это стало возможным по двум причинам. Во-первых, в Белоруссии сменилось высшее руководство. Страну возглавил сторонник социальной справедливости и объединения Александр Григорьевич Лукашенко. Во-вторых, в России тогда приближались президентские выборы. Ельцину надо было хоть как-то удержать свой микроскопический рейтинг. Запрос же в обществе на объединение разорванной страны был очень велик.
Российские власти это прекрасно чувствовали, стремясь использовать народные чаяния в своих целях. И тогда, и сегодня, когда разразился очередной кризис.
«Историческое решение о заключении этого важнейшего соглашения отражало обоюдное стремление укрепить российско-белорусские отношения, основывающиеся на многовековых традициях братской дружбы, культурной и духовной близости», – говорится в телеграмме Владимира Путина Александру Лукашенко по случаю 20-летия создания Союзного государства.
Но что сделано за 20 лет? Есть ли по факту, а не на бумаге, Союзное государство? Да, некоторые позитивные решения приняты: для россиян и белорусов обеспечиваются равные возможности в выборе места жительства, трудоустройстве, получении социальной помощи.
Но для двадцати лет этого крайне мало. СССР за первое свое десятилетие прошел путь просто несравнимый – от разрухи, интервенции и блокады до международного признания и создания единых государственных структур и целых отраслей промышленности.
Более того, в строительстве Союзного государства постоянно происходят откаты назад. Например, Россия в одностороннем порядке вводит ранее отмененную погранзону или таможенные меры.
За два десятилетия накопилось больше проблем, чем реальных достижений. Собственно, потому и понадобились целых 30 дорожных карт, привезенных в Сочи. То есть несогласия и недоговоренности имеются буквально по всем направлениям. Об этом же свидетельствуют и заявления Лукашенко о необходимости установить равные экономические условия между сторонами: «Равные условия – больше ничего не надо».
С равными условиями за двадцать лет интеграции по принципу «шаг вперед – два шага назад» становится только хуже. Накоплен огромный отрицательный опыт шантажа и выламывания рук со стороны России. Странное Союзное государство, в котором один субъект постоянно объявляет другому экономические войны! То газовую, то энергетическую, завышая тарифы. То молочную или мясную, закрывая поставки белорусской продукции в Россию под сфабрикованными предлогами.
При этом Белоруссию записные кремлевские пропагандисты стремятся представить этаким нахлебником. Мол, если хочет дешевый газ или электроэнергию, пусть входит в состав РФ «двумя областями». А Москва, шантажируя Союзное государство, защищает-де интересы россиян. А то «белорусы залезут в наш карман».
На самом деле таким образом защищаются интересы крупных корпораций (типа «Газпрома») и олигархов. А Белоруссия, отстаивающая свою независимую позицию, не отдает на откуп тем же российским олигархам восстановленные и работающие предприятия или общенациональные богатства. Прихватизировав российскую промышленность, создав капиталы на ее разрушении, наши нувориши зарятся и на белорусскую. Но там другие правила и другие приоритеты.
Мне довелось многократно посещать Белоруссию последние полтора десятка лет, участвовать в пресс-конференциях президента Белоруссии, воочию наблюдать, сколько усилий здесь тратится на развитие промышленности и сельского хозяйства. И тратится эффективно, в отличие от России, которая несравнимо богаче ресурсами. Белоруссия – вовсе не нахлебница. Ее качественная и недорогая продукция (причем не только сыр или молоко, но и высокотехнологичная) нужна россиянам. Особенно эффективно сотрудничество на региональном уровне. Отдельная тема – стратегическая роль союзной Белоруссии, которая обеспечивает безопасность России на горячем сегодня западном направлении.
Итог саботажа интеграции и антибелорусской пропаганды со стороны России – плачевный. Кое-кто из россиян на эту пропаганду ведется. Она неизбежно рождает прозападные настроения и у части белорусской элиты. А уж какие аргументы дает поддерживаемым Западом белорусским русофобам-националистам!
В Минске в день сочинских переговоров Лукашенко и Путина собрался пока немногочисленный (около тысячи человек), но шумный митинг под лозунгами, неотличимыми от украинских майданных: «Нет интеграции – слава нации!».
В России недовольны, что Минск-де занимает «не ту позицию» по отношению к украинским событиям или Крыму. Но Белоруссия на международном уровне последовательно выступает против всех антироссийских резолюций. А Москва в разгар западных санкций против Белоруссии, по сути, присоединялась к ним. Как это было в 2010-м, когда наши СМИ развязали пропагандистскую войну против Лукашенко.
Требуя четкой позиции от Минска, Москва ее, по сути, не имеет сама. По тому же Донбассу или уже новому украинскому президенту.
За всем этим внимательно наблюдают на постсоветском пространстве – и делают свои непозитивные выводы: Россия, мол, ненадежный партнер, вряд ли сейчас может быть центром интеграции. Да и «своих» очень даже бросает. Будь то Союзная Республика Беларусь, жители донбасских народных республик, пророссийские граждане Украины, брошенные на произвол судьбы русскоязычные неграждане Прибалтики…
Вот потому в Армении, как это было в прошлом году, меняется власть сначала под антигазпромовскими, а потом и антироссийскими лозунгами. Евразийский экономический союз пробуксовывает. Украину и Грузию практически втянули в НАТО, а из СНГ они, по существу, вышли. Да и СНГ существует лишь формально.
Можно сколько угодно говорить о кризисе НАТО и ЕС, но за эти два десятка лет они планомерно расширялись. А для строительства нашего Союзного государства это время оказалось практически потерянным.