В отличие от дяди Федора, у правительства России деньги есть! Без малого 8 трлн рублей накоплено в Фонде национального благосостояния (ФНБ), но вот девать их некуда. И решили в правительстве купить что-нибудь ненужное, к примеру Сбербанк.
В то же время хотят продать банк ВТБ и Совкомфлот! Один банк покупать, а другой продавать – в этом государственной логики не просматривается. Нет ее и в продаже Совкомфлота. Ведь государство собирается осваивать Север, где залежи углеводородов. Зачем же продавать стратегическое предприятие?
Но причина стара как мир: личные интересы в России всегда выше государственных!
Именно по этой причине российская экономика за последние 10 лет так и не сумела выйти на опережающие темпы роста. Наоборот, если сравнивать даже с ближайшими соседями на постсоветском пространстве, то хуже ситуация только на Украине.
В экономической истории нашей страны этот период станет одним из худших за последние 135 лет.
По данным МВФ, за прошедшие 10 лет ВВП на душу населения в России вырос на 7,5%, по данным Росстата – на 3,8%.
Однако вся прибавка досталась олигархам – у нас дикое расслоение общества.
10 лет назад российский ВВП на душу населения превышал среднемировой показатель почти на 20% (по паритетам покупательной способности валют). Сегодня же он ниже среднемирового уровня на 2,6%.
Макроэкономические показатели 2019 г. как бы подводят итоги прошедшего десятилетнего периода.
Рост ВВП 101,3% – это, скорее всего, не рост, а натяжка Росстата.
Рост промышленного производства – 102,4% за счет роста цен производителей и НДС на 2%.
Среднедушевые доходы населения составили 35 188 рублей.
Средний размер пенсий по старости – около 15 тыс. рублей, но в Дагестане он – 10 922 рубля, в Калмыкии – 12 тысяч, в Кабардино-Балкарии – 11 тысяч.
Реальные располагаемые денежные доходы людей выросли на крошечные 0,8%.
Выросла бедность! Число людей с доходами ниже 10 тыс. рублей выросло до 12,7%.
По данным Левада-центра, 53% граждан хотели бы уехать из России.
18,6 млн граждан, или 12,7%, – за чертой бедности.
По уровню жизни Россия заняла в мире 59-е место, 26-е место по образованию, 115-е место по госуправлению (после Съерра-Леоне).
Побороть бедность – одна из целей майского указа Путина. Все они сформулированы в 13 национальных проектах, которые должны стимулировать рост экономики в ближайшие четыре оставшихся до следующих выборов президента года.
Но за девять месяцев 2019 г. на национальные проекты было потрачено чуть больше половины средств, заложенных на нацпроекты. А Минэкономразвития признало, что многие из поставленных Путиным задач до 2024 г. решить просто невозможно.
За пару недель до конца 2019 г. правительству оставалось потратить 20% федерального бюджета, или 4 трлн рублей. Но, по оценкам Счетной палаты, 1 трлн рублей чиновники не успели израсходовать в прошлом году. Раньше плакали – денег нет. Теперь деньги есть, но нет идей, как их реализовать. Стимулирования роста экономики не произошло, и вот почему!
Продукция российской экономики не востребована из-за снижения покупательной способности как физическими лицами, так и юридическими.
Давайте посмотрим, возможен ли вообще рост экономики и куда делся спрос.
На 1 декабря 2019 г. общий долг населения перед банками достиг 17,425 трлн рублей. За шесть лет неуклонного падения уровня жизни он увеличился на 7,5 трлн рублей. Эту сумму недодало правительство людям путем снижения уровня жизни.
Почти 10 млн россиян находятся в положении, близком к рабскому, отдавая более 80% своих доходов банку на погашение кредита.
В зоне долгового бедствия находятся 39 млн человек.
А банки услужливо предложили потребительские кредиты по средней ставке 22% годовых, кредиты на покупку товаров – под 16%, необеспеченные кредиты до 30 тыс. рублей – под 30%. Для тех, кто отрезан от банковской системы, существует рынок микрозаймов под 350% годовых, запрещенный в большинстве цивилизованных стран мира.
Среднестатистический долг одного человека в России составляет 249 тыс. рублей.
Весь потребительский спрос выкачивают банки и кладут в кубышку. Профицит ликвидности – 2,2 трлн рублей. Откуда же возьмется потребительский спрос?
Не создадут потребительского спроса и пенсионеры, хотя их число составляет 26% населения. Российские пенсии мизерные, и в каждом регионе они отличаются. В Ростовской области начиная с зимних месяцев средняя пенсия составила приблизительно 11,3 тыс. рублей. В Подмосковье эта сумма находится в пределах 13 тыс. рублей. В пределах Свердловского региона этот же показатель возрастает до 13,6 тыс. рублей. Самая низкая сумма среднестатистической пенсии в Калининграде – 9448 рублей, а самая высокая – в Мурманске (15 150 рублей).
Естественно, с такими мизерными пенсиями потребительского спроса не сделаешь даже в продовольственном секторе.
Почему нет потребительского спроса в среде предприятий и организаций? По той же причине! В экономике за 2019 г. число заемщиков выросло с 269 до 311 тысяч, а объем кредитов – с 3 до 5 трлн рублей на внутреннем рынке. Внешний корпоративный долг составил 481 млрд долларов и увеличился на 27 млрд долларов. Внутри России кредиты дорогие, недоступные, но и они увеличили долговые обязательства предприятий за счет перекредитования и уменьшили потребительский спрос.
Регионы экономике помочь не в состоянии. Количество дефицитных регионов удвоилось с 15 до 35. Дефицит 35 регионов составляет 233 млрд рублей. В их число попали Москва – 53 млрд рублей, Московская область – 74, Башкирия – 16, Свердловская область – 14 млрд рублей.
Все деньги изъяло федеральное правительство. Однако ЗВР – за границей. Профицит загоняют в ФНБ, а ФНБ расходуют на покупку банков.
Экономика брошена на произвол судьбы. Если экономика России растет, например, на 2%, а мировая – на 3%, то наш реальный рост по аналогии с реальной процентной ставкой – минус 1%. А экономический рост в 2% для развивающейся экономики равноценен нулю.
Где ориентация на рост выше мировой экономики? Ее нет. Где сокращение бедности? А надо всего-то повысить потребительский спрос, сделать доступными кредиты, ограничить импорт и создать свою торговую сеть. Года достаточно, чтобы этот механизм заработал, но, к сожалению, нет политической воли правительства.