Поэтому, как это ни грустно сознавать, для ветеранов-фронтовиков «последний парад наступает». Последний, прощальный. Радостный и одновременно грустный…
Надо заметить, они не обижены вниманием со стороны власти. Хотя и на склоне лет, ветераны были наделены благоустроенными квартирами, надбавками к пенсии. В День Победы им шлют поздравительные открытки аж от самого президента, приглашают их на торжественные мероприятия, ставят в «красный ряд», дают слово. Но как же резко диссонирует великий подвиг их поколения с существующей реальностью! Разве могли подумать те, кому суждено было лечь в сырую землю или остаться в живых, что СССР будет раздроблен, как о том мечтал Гитлер? Что могучую советскую индустрию в 90-е годы прихватизирует кучка алчных людишек, ориентированных на Запад? Что деревни и поселки, за которые сражались, клали свои головы воины Красной Армии, исчезнут большей частью с лица земли, а города станут центром торгашества, ростовщичества, заполнятся оккупационными иностранными вывесками? Что потери от либеральных реформаций окажутся больше потерь, понесенных страной в войну, Сталина отдельные высокопоставленные чиновники и православные деятели начнут называть преступником, ставить на одну доску с Гитлером? А на смену одному фашизму, который советскому народу ценой неимоверного напряжения сил удалось разгромить, начнет прорисовываться мурло другого, – делающего нас узниками «цифрового концлагеря»?
Что ни говори, а любили, берегли, отстаивали свою Родину и свой народ наши предки несравнимо с теми, кто вершил «перестройку» во имя «демократии». Почему такое отличие? Потому что тогда, в лихую годину, в целом были единство, общность партийно-советской элиты и народа, о важности чего И.В. Сталин сказал: «Что нужно прежде всего, чтобы народ спокойно двигался к очередному этапу улучшения жизни, повышения культуры и т.п. Нужны две вещи. Руководящие товарищи сверху донизу должны исповедовать ту же самую философию, что и весь народ, и иметь тот же тип потребления материальных и духовных благ, что и остальная трудовая масса». У народа было ясное ощущение того, что за его спиной не только преданная ему советская власть, но и всенародное Советское государство, способное обеспечить победу, а впоследствии, после войны, и быстрое восстановление народного хозяйства.
Конечно, важнейшую роль в исходе войны сыграл разгром троцкистской пятой колонны. Ради интересов государства прозорливый Сталин действовал с жестокой решимостью, потому что и время было жестокое. Надвигалась с Запада коричневая чума, пресечение деятельности ее заединщиков стало крайней необходимостью. Тому, кто сегодня воспринимает и преподносит троцкизм как «умеренную альтернативу» сталинскому экономическому курсу, следовало бы прочесть «Судебный отчет по делу антисоветского право-троцкистского блока» от марта 1938 года. Сколько там откровенных признаний троцкистов в террористической деятельности, срыве хлебозаготовок, заражении свиней и лошадей, в сотрудничестве с иностранными разведками, в договоренности о территориальных уступках:
«Агент германской разведки – видный троцкист Крестинский – на допросе в Прокуратуре Союза ССР 2 декабря 1937 года заявил:
«На шпионскую связь с немцами я пошел по прямому заданию Троцкого, который поручил мне начать по этому поводу переговоры с генералом Сектом…»
«С генералами Сектом и Хассе мы договорились о том, что будем содействовать рейхсверу в создании на территории СССР ряда опорных разведывательных пунктов, путем беспрепятственного пропуска командируемых рейхсвером разведчиков, и что мы будем снабжать рейхсвер разведывательными материалами, то есть, попросту говоря, будем немецкими шпионами. За это рейхсвер обязался ежегодно выплачивать 250 000 марок в виде субсидии на контрреволюционную троцкистскую работу…»
«…обвиняемый Гринько, являвшийся агентом немецкой и польской разведок, касаясь антисоветской деятельности украинской национально-фашистской организации, одним из руководителей которой он являлся, показал:
«…к 1930 году относится обсуждение с нашей организацией вопроса о необходимости договориться с Польшей об оказании военной помощи повстанческому выступлению на Украине против Советской власти. В результате этих переговоров с Польшей было достигнуто соглашение, и польский Генеральный штаб усилил переброску на Украину оружия, диверсантов и петлюровских эмиссаров».
«Говоря далее о планах отторжения от СССР Белоруссии, обвиняемый Рыков показал:
«Общая формула, на которой мы тогда сошлись, сводилась к тому, что в переговорах с поляками… мы пойдем на отторжение от СССР Белорусской советской республики, на создание «независимой» Белоруссии под протекторатом Польши»
«Чернов:
«…С Рыковым я встретился осенью 1928 года… Ваша задача заключается, дескать, в том, чтобы… добиться озлобления середняка путем распространения на середняцкие массы деревни тех репрессивных мер, которые правительством установлены были по отношению к кулакам. Углубляйте перегибы, озлобляйте середняка, учтите особо национальное чувство украинского населения и везде объясняйте, что эти перегибы являются результатом московской политики, и таким путем мы будем создавать наши кадры и поднимать крестьянство против Советского правительства и против ЦК»…
РАЗГРОМ троцкизма позволил усилить темпы индустриализации, перевооружение Красной Армии, завершить коллективизацию. О последней, поскольку она постоянно подвергается обструкции со стороны либералов, хочется сказать отдельно. Значение ее чрезвычайно велико. Для сторонников столыпинщины, а это, как правило, политики, ученые, выросшие на асфальте, мало соображающие в традициях русского земледелия и психологии крестьянства, приведу несколько фактов. Получив землю в 1917 году, крестьяне повсеместно восстановили общину. В 1927 году в РСФСР 91 процент крестьянских земель находился в общинном пользовании. Сталин, несомненно, учитывал тягу крестьян к коллективному хозяйствованию (высказываюсь одновременно против «перегибов») при создании колхозов. Кроме того, он наверняка помнил, как проявили себя государственные крестьяне и частники в период Первой мировой войны, когда в результате призыва в армию деревня утратила до половины рабочей силы. В целом по России площади, занятые под хлебами, возросли на 20 процентов, но в частнособственнических хозяйствах уменьшились на 50 процентов (в 1916 году уже на 75 процентов). Да, создание колхозов проходило непросто. В войну и позже пришлось нашей деревне перенести неимоверные тяготы, и, разумеется, правдивы строки Александра Твардовского:
И распорядок жизни деревенской,
Где дождь ли, вёдро – не бери в расчет, –
Какою был он мукою мученской, –
Кто любит землю, знает только тот.
Но с индивидуалистом, «крепким хозяином» – кулаком в тылу обеспечить бесперебойное снабжение Красной Армии было бы практически невозможно. А колхозы не подвели, сделали это. Коллективизм сделал! Собственно, уже с начала 30-х годов в стране сложилась крепкая смычка города и деревни, а разбавленная детьми рабочих и крестьян управленческая, техническая, культурная интеллигенция имела устойчивый ген коллективного созидания. Она была пронизана убежденностью в правильности курса страны, верой в будущее, за которое и жизни не жалко. С волнением и душевной болью перечитываю описание подвигов граждан Страны Советов, их письма перед последним боем, расстрелом в фашистских застенках.
Из письма разведчика Н.И. Кузнецова: «Я люблю жизнь. Я еще очень молод. Но потому, что Отчизна, которую я люблю, как свою родную мать, требует от меня пожертвовать жизнью во имя освобождения ее от немецких оккупантов, я сделаю это. Пусть знает весь мир, на что способен русский патриот и большевик. Пусть запомнят фашистские главари, что покорить наш народ невозможно так же, как и погасить солнце». В ночь с 8 на 9 марта 1944 года в завязавшейся схватке с бандеровцами Николай Иванович Кузнецов подорвал себя гранатой вместе с набежавшими врагами. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Из прощальной записки молодотудской подпольщицы Веры Поршневой: «Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала… Не плачь, мама. Я умираю, зная, что все отдала победе. За народ умереть не страшно. Передай девушкам, пусть идут партизанить, смело громят оккупантов. Наша победа недалека». Перед казнью гестаповцы выжгли на теле героини пятиконечную звезду. Посмертно Вера Николаевна Поршнева награждена орденами Отечественной войны второй, а затем и первой степени.
Фрагмент допроса моего земляка, одного из руководителей Великолукского подполья Василия Цветкова. «Если будешь молчать, тебя повесят», – повторяет следователь Шоль. Цветков отвечает: «Мне не страшно умереть. Я знаю, что жил и боролся не зря». Вскоре Цветкова и его соратников расстреляли. Василий Илларионович Цветков посмертно удостоен ордена Отечественной войны первой степени.
Из записки, нацарапанной на стене камеры уроженкой Ржевского района, одной из организаторов подполья в украинском городе Луцке Пашей Савельевой: «Приближается черная, страшная минута. Все тело искалечено – ни рук, ни ног… Но умираю молча… Во имя людей, которые придут после нас, во имя тебя, Родина, уходим мы… Расцветай, будь прекрасна, родная, и прощай. Твоя Паша». После пыток и мучений в январе 1944 года фашисты заживо сожгли Пашу во дворе средневекового католического храма, превращенного в застенок. Прасковья Ивановна Савельева посмертно награждена орденом Ленина.
ПЕРЕЛИСТЫВАЮ свою краеведческую книгу «Хранители очага». Вот фото старшего лейтенанта, командира танковой роты Петра Макаровича Копейкина. Он был тяжело ранен на территории Германии и 7 мая 1945 года умер. Награжден двумя орденами Красного Знамени, а также орденами Отечественной войны первой степени, Красной Звезды, медалью «За отвагу». Здесь же фото старшины-артиллериста Григория Никандровича Скрипилова, подбившего в бою под Москвой четыре вражеских танка и не позволившего врагу взять важную высоту. Орденом Ленина и именными часами от генерала армии Жукова отмечен его подвиг. Позже эти часы старший сын Скрипилова, морской офицер Александр Скрипилов, возьмет с собой во вторую Антарктическую экспедицию. А это фото учителя истории и трудового обучения андреапольской средней школы №2 Петра Ивановича Степанова. С войны офицер-пехотинец вернулся с орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны, Красной Звезды, не говоря уже о медалях…
Таких защитников Отечества было абсолютное большинство. Они знали, за что сражались. Где свое, а где чуждое нашему духу, нашим традициям. Где грань между подвигом и трусостью, патриотизмом и предательством. Миллионам из них не пришлось увидеть победного часа, но Победа, в которую эти люди свято верили, пришла. Фашистская Германия и ее сателлиты были повержены советской цивилизацией, что обеспечило СССР на десятилетия мирную жизнь. Новое массовое возрождение ковали кадры, победившие фашизм. Первым секретарем райкома партии в Сандовском районе работал бывший командир пехотной роты, Герой Социалистического Труда А.И. Виноградов. В Краснохолмском – бывший командир танковой роты А.И. Федоров. В Ленинском (Андреапольском) – бывший партизанский комбриг Ф.Т. Бойдин. Так почти повсеместно. Могучие мужики – как правило, крестьянские дети, хорошо знающие, почем фунт лиха, они не стремились к личному благополучию, жили одной жизнью с русским народом, из недр которого и вышли.
А сколько каждая советская семья дала рядовых тружеников, думающих «прежде о Родине, потом о себе». Просматриваю домашний альбом. На фотографии девушка и слова: «Не забывайте меня!» Их, уходя на фронт, написала моя тетя Анна Кирилловна Кириллова. Воевала с немцами, участвовала в войне с японцами, будучи шофером. Боевой путь завершила осенью 1945 года в Маньчжурии. Выйдя замуж за получившего тяжелое ранение под Белой Церковью бывшего командира пехотной роты Василия Антоновича Колосова, осталась жить в Ленинграде. До преклонного возраста работала на кораблестроительном заводе. К боевым наградам добавился орден Трудового Красного Знамени. Еще одна фотография. На ней другая родственница – Анна Ивановна Иванова (впоследствии Кириллова). Окончив перед войной семь классов, уехала в Ленинград, где поступила в ремесленное училище №1. В дни блокады растачивала отверстия в заготовках для бомб. Во время налетов вражеской авиации получила ранение, и ее эвакуировали через Ладожское озеро. После излечения получила направление в Куйбышев, на военный завод имени Фрунзе. Была фрезеровщицей, револьверщицей, обрабатывая гайки, штуцера, ниппели для авиамоторов. Общий заводской стаж 51 год. Награждена медалями, 12 раз избиралась депутатом Куйбышевского городского совета народных депутатов…
ЗАЧЕМ я привожу эти примеры? История страны отражается в конкретных судьбах. Вглядываюсь в них, словно в зеркало, осмысливая поступки представителей старших поколений в переломные, знаковые периоды, мы всматриваемся в себя, свою душу, свою совесть, свои поступки. На что способны. Что приобрели и что потеряли. А потеряли многое. Прежде всего – государство. К концу 80-х глубже, зримее стали червоточины загнивания, маразма, откровенного предательства. Деятельность руководства КПСС перестала быть адекватной историческим вызовам. «Наверху» не оказалось мыслителей, подобных Ленину, Сталину, способных преодолеть отставание в теории. Произошло ползучее омещанивание. В результате применения Западом информационного, организационного, финансового оружия, усилий сложившейся в партийных верхах пятой колонны СССР был повержен.
На смену советским руководителям явились дельцы с загребущими ручонками, честолюбивые бонапартики, гламурные затейники-пустозвоны. Они и раньше были, но держались в тени, и вот их час наступил. «Новая элита» – так самовлюбленно нарекли они себя. Академик Александр Панарин охарактеризовал ее так: «Новая элита изначально не отождествляет себя с «этим» народом: ее «мы» больше относится к международным центрам власти – интернационалу глобализма, чем к туземному населению. Она держит капитал, имеет виллы, учит своих детей – не в «этой стране». Соответственно, судьба «этой страны» ее менее всего интересует… Противостояние элит местному населению рождает колониальное гетто, у которого нет выхода во внешнюю среду и нет будущего». Очень верная, актуальная и поныне оценка.
Не спорю, при президенте Владимире Путине произошел целый ряд положительных изменений, писал о них не единожды. Но они не изменили сути заложенной при Ельцине системы! И принятие разрекламированных поправок к конституции ее не меняет. Монополия олигархата на природные ресурсы, на основные отрасли экономики сохраняется. Коррупционно-клановый феодализм на местах при существующей системе «выборов без выбора» останется незыблемым. Индустриального развития провинции не предвидится, а значит, население и дальше будет сокращаться. 12 июня, в День России, не было недостатка в лозунгах. Доминировал один: «Мы – Россия, мы – вместе». Но как могут «быть вместе» живущие в Англии или в какой-либо другой стране российские нувориши, разбогатевшие, как пишут СМИ, в период пандемии коронавируса на 61 миллиард долларов, и крестьяне, работающие в поте лица и не имеющие достойных социальных благ. Общности, позволившей нам победить фашизм, у нас нет. Мы живем в вопиюще несправедливом, разделенном на классы государстве, и никакие ухищрения политиков и политтехнологов не могут скрыть этой трагической разобщенности.
НАПРИМЕР, сегодня выдается за важное благодеяние власти разговоры о запрете чиновникам и депутатам иметь двойное гражданство и счета в зарубежных банках. А собственность, виллы, яхты, получается, иметь можно. К тому же не составит труда перевести счет на супругу, других родственников или просто доверенных лиц. Между прочим, во времена СССР такого вопроса в принципе не стояло бы. Демагогическим лукавством отдает и упование на поправку о защите природной среды. Лесной кодекс, под прикрытием которого осуществляется варварское истребление лесов, будет отменен? Сомневаюсь. Я уже не говорю о следовании «правде истории», вокруг чего тоже немало телевизионной говорильни. Извольте, господа, о какой правде может идти речь, если имя Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина представители российской власти даже в День Победы боятся вспоминать? Если кинопродукция российских телеканалов преподносит сотрудников НКВД, очень много сделавших для достижения Победы, как зверей в человечьем обличье? Если до сих пор российская власть, вопреки решению Нюрнбергского трибунала, придерживается лживой геббельсовской версии «катынского дела»?
Впрочем, дело не только во власти. Общество наше удручено отсутствием идеологии, внятных целей, кризисом преемственности созидательного, коллективистского духа. Особенно тревожно за молодежь, главный мобилизационный ресурс страны. Что бы там ни говорили, а уровень ее образования, физического, культурного развития гораздо ниже, чем у сверстников 50–80-х годов. Оно и понятно. Именно против нее направлены не одно десятилетие технологии, в общем плане отраженные в пресловутой «доктрине Даллеса»: «Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим им ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России». И нашли. Дефицита в кадрах не оказалось. Через них в молодежной среде насаждаются потребительский эгоизм, жестокость, космополитизм, «толерантность», субкультура, примитивизм суждений, языковая ограниченность.
Одно обнадеживает. Исчезнув с географической карты, Советский Союз с его великими трагедиями и великими достижениями, в числе которых на первом месте событие планетарного значения – разгром фашизма, прочно остается в сознании людей. Свет потерянного общенародного государства продолжает согревать сердца десятков миллионов жителей России и ставших самостоятельными государствами бывших союзных республик. В ней, в этой негасимой, искренней народной памяти теплится вера: наступит-таки пора, когда логика исторического процесса подвигнет нас к тому, что многое из советского периода будет востребовано. Без этого России как суверенному государству не обойтись.
г. Андреаполь,
Тверская обл.