ВИП-охота «Горного клуба»

В других регионах, например, на Чукотке, снежные бараны более уязвимы из-за отсутствия хороших защитных стаций, суровых условий обитания и мозаично расположенных пастбищ, отчего их общая продуктивность очень низкая, что значительно ухудшает общие условия их жизнедеятельности. По этой причине физиологическое состояние самок из-за скудных кормов в иные годы таково, что они не готовы принять участие в гоне.

В настоящее время нещадно отстреливается снежный баран корякского подвида, обитающий на незначительной территории Анадырского района Чукотского автономного округа. Бывший губернатор Чукотского округа А.В. Назаров, человек с государственным мышлением, относился к проблемам охраны природы Чукотки достаточно мудро. При нем было организовано несколько заказников, которые вновь пришедшим Р.А. Абрамовичем были ликвидированы, а также упразднен экспертный Совет по государственной экологической экспертизе. Наверное, счел экологическую экспертизу лишней.

А нынешний губернатор Чукотки Р.В. Копин без каких-либо консультаций с учеными, опираясь лишь на охотпользователей, уже в 2012 г. своим приказом дал старт охоте на снежных баранов корякского подвида, который до этого, ввиду его малочисленности и низкой плодовитости самок, никогда не отстреливался. Вот и двинулась в регион армада ВИП-охотников из «Горного клуба» (КГО) для получения желаемого трофея, которого у них еще не было в коллекции, а они жаждали его получить. Образовалась значительная очередь за трофеями. Кстати, членами «Горного клуба» являются и многие депутаты Госдумы, один из них ранее предлагал специальную программу, разрешающую отстрел краснокнижных видов. Ныне многие ангажированные чиновники МПР, вроде бы причастные к исследованиям, регулирующим политику в отношении охотничьих животных и среде их обитания в сфере охотничьего хозяйства, – «звезды» «Горного клуба». И, конечно, всё это не случайно.

В настоящее время проходит процесс скоротечного сращивания ангажированных чиновников из Министерства природных ресурсов с охотниками-лоббистами из «Горного клуба». Не ученых, а именно их приглашают в недавно образованный Совет, где они обсуждают проблемы включения в списки Красной книги или исключения того или иного вида. Они вместе обсуждают проблемы охоты на редкие виды, числящиеся в списке Красной книги РФ. В последний состав комиссии по Красной книге включили таких неспециалистов, как Т.С. Арамилева и С.В. Ястржембский с титулом кинорежиссер…

Другой подвид снежных баранов – якутская популяция, обитающая в горных системах Чукотки, давно значится в Красной книге РФ и региональной. Но до сих пор для его сохранения не организована ни одна природоохранная территория. А зачем – для чиновников будет меньше забот. Вот такое ныне отношение к природе Чукотского автономного округа.

С открытием охоты на корякский подвид снежного барана каждый из охотников «Горного клуба» старался добыть элитного самца с наиболее крупными рогами, чтобы потом похвастаться перед такими, как он, но менее удачливыми. Более того, за это его в клубе отмечали как героя и награждали соответствующим титулом. Это стимулировало к подобным подвигам молодых охотников. Вот тогда-то и начался неуправляемый процесс и безудержная вакханалия неконтролируемого отстрела снежных баранов корякского подвида. При этом ежегодно возрастали в заявках объемы добычи снежных баранов корякского подвида. Доллары и рубли потекли сначала маленьким ручейком, а потом этот поток значительно вырос, правда, неизвестно, пошли ли они на охрану или нет, – никто не знает.

В следующий сезон охоты начали отстреливать до 20 элитных рогачей (2016–2017 гг.). Отстреливались в основном самцы в возрасте 10–14 лет. При этом департамент охоты Чукотки в основном опирался на не совсем верные данные по численности некоторых, лично заинтересованных охотпользователей, мало сведущих, и более того, невежественных, консультантов в части знаний об экологии этих животных.

Всем известно, что охотпользователи всегда заинтересованы в том, чтобы численность была для них якобы всегда высокой, что толкает их на любые приписки численности в заявках, чтобы больше получать лицензий на отстрел, тем более популяция этого барана никогда не вводилась в хозяйственный оборот. Отстрелять снежных баранов из этой популяции в первые 3–4 года было очень легко, зверь был непуганым и подпускал даже на 150–200 метров для фотографирования. А современным оружием и отличной оптикой их отстреливают на расстоянии до 700 метров, за один залет на вертолете после его посадки добывают до 3–4 особей за один раз.

Всем рекомендую, особенно Чукотской прокуратуре посмотреть через поисковик Яндекс видеофильм «Охота на чукотского и корякского баранов с участием Сергея Мазуркевича». На Аляске, где я работал почти 3 года, правилами охоты на горных баранов Далла обязательно предусмотрено условие: если охотники доставлены в район охоты вертолетом, охотиться можно только через 2 суток, лошадьми – через сутки.

На Чукотке начиная с 2012 г. по 2018–2019 гг. в охотничий сезон за этот период было отстреляно 99 элитных самцов, что совершенно недопустимо, ибо это превышало ежегодные нормативы непозволительного изъятия охотничьих ресурсов при минимальной численности снежных баранов в 350–360 особей не более чем в 3%. Столь высокая нагрузка на популяцию корякского подвида была чрезмерной, несмотря на мои многократные предупреждения. Полностью была нарушена половозрастная структура. Самцов становилось все меньше и меньше, а живут они отдельно от самок. Вероятность их встреч с самками в период гона при сложившейся ситуации ничтожна, отсюда высокая яловость потенциально плодовитых самок. Более того, охотниками за трофеями отстрел элитных самцов в промысловые 2015–2018 гг. проводился в одном очаге обитания – в верховьях реки Ваеги, что совершенно недопустимо. За эти годы в этом очаге обитания было отстреляно 32 элитных самца – вожаки стад, чему способствовала консервативность этих животных по отношению к местам своего обитания. По сути, был уничтожен весь генетический фонд животных, что является преступным деянием.

Жадность, полная некомпетентность и безнаказанность руководителей чукотского департамента при очень интенсивном и ежегодном отстреле элитных особей свела за 6 лет, при общей численности в 350–360 снежных баранов, к абсолютному нулю их способность к выживанию, отчего в настоящее время возникла острая необходимость срочного занесения популяции корякского подвида (Ovis nivicola koriakorum) в список Красной книги РФ. На восстановление до первоначального состояния популяции, даже при полном запрете эксплуатации, при очень низких параметрах ее воспроизводства, потребуется не менее 24–25 лет.

Таков был итог такой бесконтрольной охоты. Что же касается генетических последствий, по мнению отечественных генетиков, при нерациональном и селективном (выборочном) отстреле, какой очевиден в нашем случае, он вызывает изменение генетического фонда с последующим измельчением животных и изменения многих других параметров, а именно снижение качества рогов, увеличение случаев их уродства, сдвиги сроков гона, и главное – снижение плодовитости самок и общей жизнестойкости популяции, которая в конечном итоге погибает.

Росприроднадзор в лице замруководителя А.М. Амирханова, понимая, что нельзя далее терпеть такой разбой, обратился к губернатору Чукотки с письмом: «В рамках состояния корякской популяции прошу Вас рассмотреть возможность поручить провести объективный учет численности снежных баранов для оценки реального положения дел и дальнейшего проведения экологической экспертизы, а также рассмотреть возможность введения полного запрета на добычу популяции».

Вы думаете, что губернатор Чукотки исполнил просьбу руководителя Федерального органа? Отнюдь нет, он даже не ответил на это письмо, что можно расценивать как полную разбалансировку региональной власти, полномочия которой были переданы решением правительства А.Д. Медведева в регионы, а, наверное, напрасно, как это показали случаи бесконтрольного вывоза леса в Иркутской области и Алтайском крае. Губернаторы на местах явно превышают свои полномочия, и их, по моему мнению, нужно за это привлекать к ответственности. Уже 5 лет на Чукотке не проводится учет снежных баранов корякского подвида, а заявки на отстрел в МПР, в частности, руководство «Контрольного информационного центра….» по выдуманным отчетам принимают. На каком основании – спрашивает автор статьи?

Мои обоснования по занесению корякского подвида снежного барана В Красную книгу поддержала научная комиссия, он был включен в список Красной книги. Однако позднее, по каким-то неведомым для меня причинам, из списка чиновники из Министерства природных ресурсов его исключили, впрочем, как и другие виды, нуждающиеся в занесение в список Красной книги для их сохранения. Это гималайский медведь, пятнистый олень и многие другие. Их отдали на откуп ВИП-охотникам из «Горного клуба». Такое отношение к природе и ее биологическим компонентам непонятно, как и чем все это объяснить. Всё очень просто. Когда в нашей стране животные стали ценовым товаром, то, соответственно, на них появился и долларовый спрос, в этом случае трудно же отказать.

Я же полагаю, что в настоящее время этот красивый и богатый своей неповторимой природой Чукотский край осваивают временщики-приезжие. Я там проработал 32 года в качестве руководителя Чукотского отдела природопользования в составе Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской академии наук. В мою бытность такого грабительского отношения к природе и диким животным Чукотки не было. И я в связи с этим часто вспоминаю слова моего друга из Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки А.Е. Тевлялькота, как-то в одной из личных с ним бесед он мне сказал, а я тут же записал его слова: «Не следуйте правилу жить от еды до еды, а замечайте и впитывайте дух жизни, окружающей тебя чукотской природы и всего живого, и вы обретете смысл своего существования для себя и будущих поколений». Думаю, что лучше не скажешь, но, по моему мнению, этого очень мало, за словами должны всегда следовать радикальные действия в защиту природы, ее редких видов животных, пока они не исчезли.

Есть два правовых варианта спасения снежных баранов корякского подвида: срочно занести его в список Красной книги по моему обоснованию, которое имеется в МПР; и второй: выполнение губернатором Чукотки господином Р.В. Копиным просьбы замруководителя Росприроднадзора А.М. Амирханова полностью запретить отстрел. Оба варианты легко выполнимы, нужно только проникнуться пониманием ситуации – с возможностью полной потери этих животных для России – и еще соответствующая воля.

Другие материалы номера