Духовные пастыри власти

Да, наша нынешняя подаренная рыночными торгашами и коммерсантами жизнь такова. «Плачем, но привыкаем» ко всему, что сулит нам нынешнее людоедское царство рынка, как верно заметила автор, сославшись на классику. 
Причин же, аспектов «этих привыканий» множество. 
После недавнего голосования по поправкам в конституцию я беседовала с двумя милыми, уже немолодыми, на вид интеллигентными женщинами. Обе они отдали свои голоса «за» поправки президента, довольные тем, что он подумал о детях, выделив матерям пособия на них.
Одна из моих собеседниц особенно разливалась в благодарностях власти за это. И она уверена, будучи человеком верующим, что нужно поддерживать власть во всем, что она нам предлагает, – то есть надо быть покорным и смиренным. И в Святом Писании, мол, так об этом и сказано. Даже если эту власть и есть за что критиковать.
Ну, понятно: церковь еще с давних времен призывала народ всегда и во всем к покорности и смирению – что бы самодержавные цари ни навязывали свыше, какой бы произвол они ни чинили: будь то рабство крепостничества, трепет перед богатыми и сильными мира сего, святое их почитание и многое чего еще. 
Может быть, и Бога ввели в конституцию тоже для того, чтобы распространялась покорность уже нынешнему режиму, чтобы верующие – а их немало – закрывали глаза на его грабительскую, криминальную сущность.
Я высказала собеседницам свое мнение на этот счет – но они меня не поняли. И мои замечания о том, что человеку нужны от правителей не подачки, а достойная жизнь каждой семье, обеспечение рабочим местом по профессии и защита от произвола господ-хозяев, с легкостью выбрасывающих людей на улицу, пополняя армию безработных, их не впечатлили. А нужны гарантии и для будущей молодежи – их же сейчас нет. И все эти мои рассуждения были пропущены собеседницами мимо ушей. 
Одна из них, с пушным пучком седых волос, которая в основном помалкивала, вдруг встрепенулась, вспомнив, что скоро должна начаться передача Малахова – а ее-то пропустить она уж никак не может.
Да, это уже известный факт: многие у нас, и не только люди преклонного возраста, подсели на передачи Малахова, телесериалы, всевозможные шоу-тусовки, светские интриги и сплетни в передачах «Русские сенсации», «Ты не поверишь!», «Жизнь звезд» и другие, изобретаемые для них тележрецами всякого рода.

ТАКАЯ экранная жизнь подменяет охочим зрителям их собственную, не такую успешную. Очарованные сладкоголосым пением телесирен, люди теряют чувствительность к общим бедам в нашей неблагополучной жизни – с ее пожарами, затоплениями, обвалами-обрушениями, ДТП, с множеством катастроф, обрушивающихся на нашу страну. Привыкнув к таким негативным вещам, зрители воспринимают тупо эти передачи – как уже привычные. 
Вместо катарсиса, обновления души происходит транс – ее торможение. А это именно то, на что и рассчитывают нынешние «духовные пастыри власти» и их челядь, многочисленная обслуга.
Малахов всегда суетится, преподнося «жареный» сюжет о какой-нибудь злободневной катастрофе или об отдельных несчастных людях: вот несчастная без рук; вот одинокая, оставшаяся с детьми и всеми забытая бабушка; чьи-то несчастные внебрачные дети, брошенные родителями… И прочие персонажи с несчастной судьбой. Тут же и уголовники, жулики, изобретатели всяких афер. 
Смотрите на них, удивляйтесь, кайфуйте от увиденного, радуясь, что с вами подобного не случалось. А все остальное: тарифы, цены, произвол властей, антисоциальные драконовские законы – это мелочь в сравнении с тяжелыми судьбами людей из телепередач.
Нас приучают, даже если на душе и неспокойно, жить в рыночных джунглях не трепыхаясь. И конечно, учат не возникать, не возмущаться вслух по поводу всего, что нас окружает. А если уж и негодовать, то тихонечко – про себя. И люди потребляют всё без разбора, что предлагают им сверху правители, «духовные наставники», умышленно взращивающие кондовых обывателей, а не борцов, творцов и созидателей. 
Режиссеры, сценаристы нескончаемых телесериалов имеют ту же цель: вырастить людей, успешно вливающихся в рынок, но только не борцов протестующих. И для этого хороши любые, наскоро придуманные – даже убийственные для психики человека – сюжеты.
Вспомним хотя бы фильм «Любить и ненавидеть», главный герой которого – киносценарист, желая осуществить придуманный им садистский сценарий, чтоб всех удивить и прославиться, нанимает парня-неудачника, которому с ролями не везет, и заставляет его влюбить в себя девушку, чтобы использовать ее в своих целях. И девушка, искренне поверив в подлинность его чувств, быстро попалась на «грязную удочку». И ради его гнусной задумки была сломана ее судьба. 
Создается впечатление, что режиссеры, сценаристы готовы за деньги облечь в художественную форму любой садизм, любое извращение, выдавая это за искусство. Мол, зритель все схавает. И чем хлеще сделаешь – тем лучше будет. Вот таких киноподелок стало очень много – хотя изредка в них и прорывается правда жизни.

ПРАВДА еще и в том, что арсенал придумок для затемнения сознания граждан, отвлечения их от бунтарских мыслей, у богатеев, крепко защищенных властью, поистине неистощим. 
Таков же арсенал и у продажных СМИ. Телеалхимики, окучивая наше сознание всякого рода сенсациями, разжигая в нас потребность их заглатывать, стряпают для криминальные новости. Чтоб уж не видеть, ничего глубоко не осмысливать дальше порога собственного дома, своей семьи.
В телеящике все крутится вокруг устройства личной жизни. Нас постоянно облучают передачами «Давай поженимся!», «Давай разведемся!», «Тест на отцовство», «ДНК», «Когда все дома», «Секрет на миллион», «Модный приговор», «Пусть говорят», «Домашняя кухня» и прочими… 
Все делается для того, чтобы мы оставались властителями личных потребностей и дум. Только бы не властителями тех дум, в которых звучат большие гражданские, духовные, патриотические искания, к чему призывали человека великие режиссеры, деятели советского кино. Общепризнанные боги кино мирового уровня – необыкновенно талантливые С. Эйзенштейн, М. Ромм, А. Зархи, А. Довженко, А. Феллини, И. Бергман, А. Тарковский, М. Антониони. Где теперь им подобные? Ныне, в рыночно-буржуазный век, искусство мельчает и коммерциализуется. И это не может не сказываться на сознании людей – сколько бы ни трезвонили либеральные власти о необходимости создания гражданского общества. Все это – больше для отвода глаз!
На самом же деле пробуждение гражданского чувства, самосознания вызывает у властей не только страх – зубовный скрежет!
И все же полностью усыпить общество, отсечь его от протеста не удастся. Об этом говорят и итоги голосования – ведь многие сказали «нет!» наспех предложенным президентом поправкам в Конституцию, ничего нового кроме «обнуления» сроков Путина не вносящих. Зато они в целости и сохранности оставляют драконовско-грабительский рыночный режим и все богатства в руках денежных воротил-дельцов.
Непротивление, послушность голосующих очень нужны власти. И покупается это часто за деньги и подарки. 
Но и привычка доверять царю, то бишь, главе государства, который еще и облагодетельствовал граждан подачками, тоже осталась.
О раболепии, привыкании ко всяким мерзостям жизни людей холопского звания писали и Некрасов, и все великие русские классики в своих произведениях, передавая психологию политической забитости, пассивности и покорности людей.
Так, у Салтыкова-Щедрина эти черты въелись в глуповцев. Сознавая невыносимость своего положения, находясь на грани возмущения, они снова и снова автоматически подчинялись привычке послушания и бездействия. Но обрушивающиеся на них бедствия, всё ожесточающийся произвол начальства в конце концов, будят их сознание, вынуждая к протесту.
Когда оловянные солдатики начинают ломать избы, стон охватывает всю слободу:
«Это был неясный, но сплошной гул, в котором нельзя было различить ни одного отдельного звука, но который всей своей массой представлял едва сдерживаемую боль сердца».
Для писателя было важно увидеть в этой привычной забитости любые проблески пробуждения сознания, протеста, которые усиливаясь и возрастая, в дальнейшем и приведут к революции 1917 года.
Этот стон и протест против беззакония и грабежа и сегодня с каждым днем нарастают, проявляясь все больше, хотя пока и носят спонтанный, немасштабный характер.
Многие протестующие – даже те, кто добился победы, например, восставший Шиес, – всё еще надеются на благоразумие властей, на перемены к лучшему. Но эти надежды тают, улетучиваются – особенно среди тех, кто потерял работу, средства к существованию. А таких в стране – сотни тысяч! Даже по признанию вице-премьера А. Белоусова в мае безработица в стране выросла больше, чем на 6 процентов, а в июне она еще увеличилась. 
И при этом рост российской экономики отложили на 10 лет, обрекая граждан на прозябание и нищету. И в то же время сохраняют людоедский рыночный режим, породивший эти мучения. 
По мере осознания всего этого растет и число сторонников коммунистов, которые сегодня являются единственными защитниками трудящихся, имея ясную и четкую Программу и стратегию спасения страны, вытаскивания ее из затяжного кризиса, возрождения страны на принципах социализма. Это когда ум, энергия и талант человека будут обращены не на выживание в условиях грабительского рынка, а на большой коллективный труд и созидание во имя будущего.
И тогда такое понятие, как «забитость сознания», исчезнет бесследно.

г. Пушкино,
Московская обл.

Другие материалы номера