«Знаете, каким он парнем был…»

Впрочем, в советские годы блистала целая плеяда выдающихся оперных и камерных, а также и эстрадных певцов. Интересно было наблюдать и за теми, кто мог работать и во всех трех данных творческих ипостасях. Особо выделялся в этом плане Юрий Гуляев. Певцом он был необычайно талантливым, колоритным, ярким и эффектным. В нем покоряло буквально все: прекрасный голос, задушевное исполнение, проникновенный взгляд, представительная внешность. 
Его знали и любили миллионы советских граждан, успешно он представлял советское вокальное искусство и за рубежом. Ему рукоплескали в лучших театрах мира, овациями сопровождалось его выступление в 1964 году в легендарном парижском концертном зале «Олимпия». Французы назовут его тогда «молодым Шаляпиным». Он был звездой, при том, что понятие сие не очень-то им, как и многими другими артистами его уровня и популярности, воспринималось. Людьми они, в большинстве своем, были скромными, славой и признанием не отягощенными. Куда большее значение для них имел их непростой труд. Скорее даже служение, великое и беззаветное служение искусству. А оно в советское время безраздельно принадлежало народу.
9 августа 2020 года выдающемуся советскому певцу, потрясающему мастеру оперной сцены, талантливейшему камерному и эстрадному исполнителю, народному артисту СССР, лауреату Государственной премии СССР, кавалеру орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов Юрию Александровичу Гуляеву могло бы исполниться девяносто. Горестно и совсем несправедливо, но ушел он от нас слишком рано, на взлете, в самом расцвете, ведь не было ему и шестидесяти; тогда, когда казалось, что быть певцу на сцене долго-долго, до глубоко преклонного возраста… 
Сильный, необычайно красивый лирический баритон Гуляева покорил не одно поколение советских граждан. Казалось, ему было все подвластно: оперные арии, романсы, народные песни, эстрадные песни советских композиторов и поэтов. И все это разноплановое творчество ему давалось как-то легко, без особых усилий. По крайней мере так считали очень многие. Думалось, такому красивому и импозантному мужчине любое дело, а уж тем более пение, явно по плечу. В жизни же великого исполнителя далеко не все было так гладко и безоблачно, как представлялось поклонникам его таланта. Было много переживаний и потрясений, были разочарования и некоторое непонимание со стороны отдельных чиновников от культуры, нашлось место и для скрытой и откровенной зависти…
Однажды начались и проблемы со здоровьем, после воспаления легких придет и заболевание бронхиальной астмой, скажется на состоянии певца и плотный гастрольный график, и то, что привык на сцене выкладываться по полной, порою на пределе физических возможностей. Сердечный приступ станет причиной ухода Гуляева в вечность… Отечественное вокальное искусство в апреле 1986 года осиротеет.

ЮРИЙ ГУЛЯЕВ, бесспорно, был явлением. Он словно был рожден для большой сцены, ведь сама природа щедро одарила его всем необходимым для вокального артиста. Прошел он и солидную профессиональную школу. В 1949–1953 годах Гуляев обучался в Уральской консерватории. Педагоги смогли разглядеть в нем и незаурядные певческие данные. Обязан он был им и тем, что уже в первых своих сезонах на сцене Свердловского оперного театра его дарование заметили: помимо мелких партий, молодой исполнитель выступал и в таких, в общем-то, значительных ролях, как Валентин из «Фауста» Ш. Гуно и Жермон из оперы «Травиата» Дж. Верди. О Гуляеве заговорили в оперных кругах. Приходит к нему и лестное приглашение в Донецкий оперный театр, пожелавший видеть Юрия в числе своих ведущих солистов. 
В Донецке за Гуляевым прочно закрепляется артистическая слава. Большим успехом ознаменуется и его появление на мировой сцене. В 1959 году он завоевывает первую премию и золотую медаль на Международном конкурсе вокалистов в Вене, проходившем в рамках VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. После такой ошеломительной победы и продолжения активной работы на оперной сцене Донецка Гуляева удостаивают звания заслуженного артиста Украинской ССР и в 1960 году приглашают на работу в Киевский театр оперы и балета им. Т.Г. Шевченко.
Гуляев становится ведущим солистом одного из самых «голосистых» оперных театров Союза. На киевской сцене, которой певец отдал практически полтора десятилетия, он перепел весь баритоновый репертуар. Здесь же он старался закрепить свои взгляды на вокальное искусство, требовавшего не формального, а бережного подхода к авторскому замыслу. Он уважительно и заинтересованно относился к оперному наследию. Старался вживаться в роли, петь осмысленно, но чутко и эмоционально, заставляя слушателя воспринимать своих героев во всей их сущности, что называется, в полный рост, вводя при этом и какие-то новые, им самим воспринятые и прочувствованные интонации, лишь усиливавшие его сценические перевоплощения. В Киеве ему полюбятся и народные украинские песни, особенно исполнявшиеся непревзойденным народным артистом СССР Б. Гмырей. Все это народное творчество он будет впитывать настойчиво, с увлечением.
В столице Советской Украины к нему приходит и творческая зрелость. В 1965 году он становится народным артистом УССР, а 1968 году Юрию Гуляеву присваивают высокое звание народного артиста Советского Союза. Наивысшее в государстве признание творческих заслуг получает артист, не достигший и сорокалетия. 
Знаковым и памятным для Юрия Александровича становится 1975 год. Его зачисляют в труппу Большого театра СССР, а за исполнение концертных программ 1971–1974 годов, с которыми он побывал далеко за пределами УССР, удостаивают Государственной премии СССР. Комментируя решение Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР, его председатель, крупнейший русский советский писатель и общественный деятель Н.С. Тихонов отмечал: «Впечатляет многогранность и объем этих программ, своеобразие в трактовке оперных партий, высокий уровень исполнения сочинений советского классического репертуара – оперного, камерного, песенного». Это была объективная и справедливая оценка труда певца, ставшего к тому времени необычайно популярным в огромной Советской стране. 
На эстраде Гуляев будет блистать. И это при том, что он не изменял взыскательному вкусу, пел лишь те музыкальные произведения, которые воспринимал сознательно, которые затрагивали и его тонкую душу. Кратковременный и шумный успех был не для него. Основательность, идейность, глубокое содержание, музыкальность, неповторимость в звучании на сцене – вот что было для него обязательным в каждом исполнении.
А с какими потрясающими композиторами посчастливилось ему работать! Что не имя, то обязательно корифей и всенародный любимец – Т. Хренников, А. Пахмутова, С. Туликов, А. Бабаджанян, М. Блантер, О. Фельцман, Я. Френкель, И. Шамо, Д. Тухманов. Написанные ими песенные шедевры в исполнении Гуляева покоряли слушателей. Да и сам Юрий Александрович работал как композитор. Ему посчастливилось посотрудничать с Р. Гамзатовым, Р. Рождественским и др., в результате чего на свет появились такие замечательные и полюбившиеся в народе песни, как «Берегите друзей», «Желаю Вам», «Нам рано на покой», «Поздняя любовь». Пел же их сам Гуляев. Отрадно, что остались аудио и видеозаписи его выступлений, в том числе осуществленных и в сопровождении легендарного эстрадно-симфонического оркестра под управлением народного артиста СССР Ю. Силантьева. 
Пожалуй, из всех перечисленных имен прославленных советских композиторов особо с Гуляевым все же следует связать Александру Николаевну Пахмутову. Это ее песни «Обнимая небо», «Усталая подлодка», «Орлята учатся летать», «Мы учим летать самолеты», «ЛЭП-500», «Горячий снег» и др. лучше всех других баритонов пел он. О цикле же «Созвездие Гагарина» вообще отдельный разговор. «Знаете, каким он парнем был» навсегда, при том, что пели эту песню многие, причем и самые маститые советские баритоны, тот же великий Муслим Магомаев, с которым певец был в добрых дружеских отношениях, тем не менее навсегда будет ассоциироваться именно с Гуляевым. И как же проникновенно и душевно он ее пел. Какая-то непередаваемая и труднообъяснимая энергетика сопровождала его при исполнении этой песни. А какие прекрасные слова, написанные Николаем Добронравовым. Сколь велик их смысл, как могут они волновать. Дрожь охватывает, комок в горле застревает, когда слышишь в завершении песни слова, будто снова представляя вечную гагаринскую улыбку, покорившую мир, как бы вновь мысленно воспроизводя весь его светлый облик:

Знаете, каким он парнем был…
Нет не «был»! Ведь смерть он победил!
Слышишь дальний гром?
Видишь, это он
Вновь идет на космодром.
Говорит: «Поехали»! – 
И живой звездой,
Словно вдоль по Питерской, Питерской
Несется над землей!..  

В чем-то Гуляев был похож на Гагарина, как-то также имел дар покорять своей улыбкой. Оба же они светились добрым светом. От обоих веяло теплом, жизнелюбием, искренней верой в человека, в его силы, в его всепобеждающий дух, в то, что в мир он приходит для того, чтобы творить… Конечно, это сходство не могли не подметить такие мастера, как Пахмутова и Добронравов. В их выдающемся творчестве все имело глубокий смысл. Потому-то и поем мы их песни. Оттого-то и помним мы «Созвездие Гагарина» и другие высокохудожественные и патриотичные песенные произведения, которые они подарили Гуляеву. 
ВЕЛИКОЛЕПНО исполнял певец и народные песни, и романсы. Богат был его стаж и камерного исполнителя. Работая в Большом театре, он активно, наравне со своими прославленными коллегами, ведущими солистами театра, народными артистами СССР И. Архиповой, Е. Образцовой, В. Атлантовым, Т. Милашкиной, Б. Руденко, Ю. Мазуроком, Е. Нестеренко, Т. Синявской практиковал в этом разноплановом направлении. Опять же и здесь проявлялся его исполнительский стиль, чувство такта, взыскательность, строгий подбор репертуара. Гуляев не допускал показушности, не хвастал он и умением филировать звук в верхнем регистре или брать высокие ноты. Его пение было естественным, главным же он считал тот образ, который раскрывал, ту тематику, бывшую в центре исполняемых произведений.
Была присуща Гуляеву и особая чуткость в оценке собственного состояния и в наблюдениях за состоянием партнеров по сцене. В оперном искусстве это качество играет немаловажную роль. Тем более важно было иметь его на главной оперной сцене страны. А те, 70–80-е годы прошлого столетия, как известно, были одними из лучших в истории Большого театра, аккумулировавшего тогда в своих стенах целое созвездие великих имен. Их великолепная игра, удивительные голоса, сценическое мастерство, высочайший профессионализм не забыты и сегодня, а для тех, кто по-настоящему предан опере, кто имел счастье их наблюдать и слушать, они навсегда останутся непревзойденными. Юрий Гуляев среди них занимал свою нишу, не претендуя, будучи человеком скромным и воспитанным в духе уважительного отношения к коллегам по работе, на главенствующее положение.
Важно подчеркнуть и то, что их, в отличие от сегодняшних исполнителей, тех кто поет сейчас в Большом, знали в огромной стране. Этому феномену, а надо признать, что оперное искусство никак не сопоставишь с массовым вокальным жанром, способствовало государство. Именно оно пропагандировало оперу, давая возможность оперным певцам выступать на больших и малых сценах, гастролировать по стране, бывать в самых отдаленных ее уголках, выступать в камерных концертах, участвовать в многочисленных песенных фестивалях, записываться для всесоюзных и республиканских телевидения и радио, выпускать грамзаписи на фирме «Мелодия». Тем самым, благодаря в том числе всесоюзным творческим союзам, художественным советам, без которых, как стало отчетливо понятно в наше время, никак нельзя, прессе, серьезно подходившей к оценке творческих исканий большинства исполнителей, росло понимание массовым слушателем самого оперного искусства, его специфики и уникальности. И не было ничего удивительного в том, что оперу любили в городе и селе, ею восторгались интеллигенция и рабочие, колхозники и молодежь. Посему знали в стране и ведущих оперных вокалистов. Они постоянно присутствовали на телевидении, а радио и подавно имело возможность транслировать целые оперные спектакли. Культура, в самом широком ее воплощении, находилась на подъеме… Однако, велико ли сегодня влияние оперного искусства? Много ли у него поклонников? Часто ли удается услышать оперные арии на всевозможных, напичканных рекламой и безвкусной попсой радиоволнах?..
В ЧЕМ ЖЕ своеобразие творческой индивидуальности Гуляева, кроме внешней фактурности, ранее нами уже оговоренной? Наверное, в первую очередь в том, что, исполняя оперную партию и любое другое музыкальное произведение, он неизменно старался предельно открыто донести до аудитории и сущность авторского замысла, и свое отношение к образу. Искусство его всегда носило воспитательный характер, по-другому он и не мог бы, так был воспитан, так сам к нему и относился. Ставил Гуляев перед собой и определенную цель – ни много ни мало, а вызывать в зрительном зале не только чисто эмоциональную, но и сугубо духовно-нравственную реакцию.
Жить на сцене жизнью своих героев, так, как замыслил автор, и при сем добавлять и что-то личное, какую-то уточняющую деталь, некоторую мысль, возникавшую при работе над постижением образа. Именно так Гуляев понимал свое вокальное призвание, так воспринимал он назначение настоящих, влюбленных в профессию вокалистов. Да, это не просто, не каждому наделенному даже сильным голосом под силу такой подход. Многие не считают его и обязательным, по-настоящему роднящим певца и сцену. Но для Гуляева иного восприятия быть не могло.
Полнейшая самоотдача, высокая требовательность, строгое отношение к делу были для него в приоритете. Иначе, считал певец, слушатель не поймет, не примет, заподозрит неискренность, уйдет из концертного зала без настроения, без радости, которые и призвано дарить подлинное искусство.
За что бы он ни брался, у него все всегда получалось. Имелся у певца в арсенале и некоторый опыт участия в кино. В 1961 году Гуляев снимался в фильме С. Параджанова «Украинская рапсодия», а в 1969 году он, вместе с лучшими исполнителями страны, снимется в музыкальной комедии Ю. Саакова «Похищение». И в этой работе также проявится его артистичность и умение покорять своими несомненными талантами.
Самыми успешными для Гуляева были 60–70-е годы прошлого столетия. Он часто гастролировал по необъятной стране и за ее пределами. Представительного баритона тепло принимали в странах социалистического лагеря, во Франции и Бельгии, США и Канаде, Японии. О его выступлениях восторженно писали газеты и журналы. Это и был, по сути, пик его славы.
Жизнь же диктовала свои условия… Болезнь оказалась сильнее… Свое постоянное пристанище Гуляев нашел на Ваганьковском кладбище Москвы. В последний путь всенародно любимого певца проводили достойно. Весть о кончине Гуляева разошлась тогда по всему Союзу… Уход его из жизни для многих стал ударом. Сограждане испытывали искреннюю скорбь.

С ТОГО ВРЕМЕНИ прошло более трех десятков лет. Нет больше на карте мира огромного государства, в котором маленький одаренный мальчик из Тюмени, с детских лет грезивший музыкой, прошедший тернистыми дорогами к вершинам певческого искусства, смог не просто о себе заявить, но и доказать, что сильному и целеустремленному человеку, уверенно идущему к конкретной цели, в социалистическом Отечестве покоряются даже, на первый взгляд, неприступные вершины. Было бы желание. А оно как раз-таки у Гуляева имелось в избытке.
Юрий Гуляев не забыт. Для старшего поколения россиян и граждан бывших советских республик это имя по-прежнему любимо и уважаемо. Когда, хотя и редко звучит его голос на телевидении или по радио, многие вспоминают молодость, грандиозные всесоюзные стройки, начало космической эры, Гагарина, вечно молодую Пахмутову, комсомольские будни, трудовые свершения, уникальную и неповторимую советскую культуру. И в этом нет ничего удивительного. Но приятно отметить и то, чему сам был свидетелем, что совсем молодые ребята и девчата, не отметившие еще и двадцати лет, услышав песни в исполнении великого певца, начинают интересоваться: «А кто это поет?.. Мы такого никогда не слышали». Вот им-то, молодым, мало что знающим о советской цивилизации, как, впрочем, и людям среднего возраста, следует рассказывать о таких глыбах, как Гуляев, тем самым приобщая их к подлинному искусству, воспитывающему и направляющему по правильному жизненному пути.
В завершение хотелось бы отметить и то, что в последние годы по всероссийским каналам показывали документальные сюжеты о певце. Это не может не радовать, благо подготовлены они были в доброжелательном плане и позволяли представить основные жизненные вехи артиста. Вот только почему-то и в них, и в публикациях из интернета не желают сегодня говорить о том, что Гуляев был коммунистом. Не принято, политику в сторону, сказали бы ретивые журналисты всем нам, не забывшим советское прошлое, выполняя политическую волю либерально настроенной власти и ее прихлебателей. Но это, если можно так сказать, лишь штрих к портрету.
Искусство, которое ни в коем случае не следует путать с современными капиталистическими, жалкими в своем естестве подделками, как известно, не знает границ и временных рамок. Следовательно, и великие мастера, уйдя в мир иной, продолжают жить на нашей земле в своих творениях. Продолжает жить и Юрий Гуляев. Вновь звучит его голос, и звучать ему всегда!

г. Симферополь 

Другие материалы номера