Ну, это громко сказано. Мне бы не хотелось быть причастной к нынешней и дальнейшей деградации района. Глава выступил перед депутатами в роли главного бухгалтера с отчетом об использовании финансовых средств, ниспосланных свыше, в основном целевых на различные программы. Собственные доходы в общем объеме консолидированного бюджета (налоговые и неналоговые) составляют всего 6,5%. В этих программах не заложены средства на создание предприятий какого-либо направления. Вполне понятно, почему. Своей экономики нет. Нет собственных средств, позволяющих ее развивать.
А государство этого и не собирается делать. Экономика сельского хозяйства, высокопарно названного агрокомплексом, представлена 2 сельхозпредприятиями, 16 КФК. Всего в них занято 183 человека, что составляет 2% от трудоспособного населения. Рентабельность сельхозпредприятий минус 22,4%. Общий объем сельхозпродукции равен работе одного советского колхоза в районе из 13. За отчетный период отмечены самая низкая за всю историю урожайность зерновых – 10,7 цга и площадь под ними, средние надои составляют 2,7 т на корову. По объему продукции на 1 жителя район занимает последнее место на юге края. Средняя заработная плата у работников сельского хозяйства от 15 до 20 тыс. рублей. Сельхозпредприятия получили из краевого и федерального бюджета больше 40 млн рублей в виде субсидий. Остальная часть экономики представлена сферой услуг.
Почти всегда фигурирует одно и то же число малых и микропредприятий, предоставляющих те или иные услуги населению. Они показывают высокую степень износа оборудования и инженерных коммуникаций от 47 до 73%. Села, имея нищенский бюджет, деградируют. Каждый пятый житель трудоспособного возраста – безработный. Фактически их гораздо больше. Многие из жителей уезжают на вахтовые формы работы. Население стареет. Его численность ежегодно падает, смертность чуть не в 2 раза превышает рождаемость. Каждый год покидают район в среднем 1000 человек. Не удерживает их ни сданный в эксплуатацию Дом спорта, ни строящаяся новая школа на 85 мест. Нет основного условия для жизни-работы, т.е. средств к существованию. Идет хищническое разграбление лесных богатств, ухудшается качество воды, не решаются вопросы переработки мусора. Земли района завалены отходами жизнедеятельности жителей.
В конце отчета глава похвалился ростом консолидированного бюджета, хотя исполнен он был с дефицитом почти в 18 млн рублей.
Финансовая поддержка района в 3 раза превышает фактический оборот организаций по хозяйственным видам деятельности.
Программы профинансированы, средства использованы (пусть и не на 100%). Ура! И никакого анализа существующих проблем, положения района и тем более прогноза по их решению!
Вопросы заранее подготовили коммунисты по просьбе жителей района. Отчет затянулся и без обсуждения был оценен единороссовским большинством на «удовлетворительно».
Но на один главный вопрос глава не стал отвечать. Он касался положения района согласно принятого 2 года назад документа, который имел мощное название «Стратегия развития Ермаковского района до 30 года». В ней было предусмотрено строительство конкурентоспособных предприятий, создания большого количества рабочих мест, и не простых, а квалифицированных, высокооплачиваемых. Но судьба наспех сколоченного документа, нигде не обсуждаемого, даже на Совете депутатов, была печальна – в крае заявили: нет финансовых средств.
Недавно президент вышел с Указом «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Среди них – сохранение населения, здоровье (приказал долго жить, аж до 78 лет) и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, а также цифровая трансформация.
Ну, наши краевые власти взяли под козырек и обязали районное руководство достать запылившуюся стратегию, обновить и передать в край, причем очень быстро. Руководство, не мешкая, без объявления собирает жителей района из числа подчиненных с 2 этажей администрации и проводит публичные слушания. Помнится, и 2 года назад руководство очень торопилось и провело подобным образом данное мероприятие. На портале администрации расположен уточненный, обновленный проект стратегии. В основном все то же, за исключением корректировки целей, где исчезли важные слова оценки рабочих мест. Теперь они уже не высокооплачиваемые и квалифицированные, а просто рабочие места. Убрали слово «конкурентная» экономика. Теперь просто экономика. Новые мечты скукожились. Красивые слова о развитии района, его экономики и благополучии жителей чиновничья маниловщина окрасила в более серые цвета. Но все остальное так же высокопарно, как у Владимира Владимировича, который переносит свои мечты на новые сроки.
Но, в отличие от нашей районной стратегии, президент предполагает использовать бюджетные средства. Нашему руководству рекомендуется искать богатого спонсора и ждать решения сверху. А как же самоуправление? Можно ли что-то планировать, не имея средств?
И не забыли ли наши чиновники такое действие, как планирование? Ведь для этого необходимо восстановление планово-учетных структур, как на высшем уровне, так и на местном. Понадобится учет, контроль, не дай бог, народный. А еще и появится такое понятие, как ответственность и перед народом и перед вышестоящей властью. Нет уж, куда выгоднее забавлять народ очередной химерой, перенося ее из одного срока на более отдаленный, называя ее стратегией.
Вот с этой стратегией и идут на выборы все ветви власти, серьезно надеясь, что народ вновь поверит в голубую мечту чиновника Манилова. Но жителям надо помнить из школьной программы характеристику Манилова: «Манилов часто в своих мечтах строил планы по восстановлению и развитию своего хозяйства и благоустройству дома, но эти планы всегда так и оставались грезами и никогда не выходили на плоскость реальной жизни».
Строить планы, сочетая их с реальностью, могут только самостоятельные, инициативные, смелые профессионалы своего дела, глубоко понимающие суть происходящего и даже в кризисной ситуации способные находить решения, не ожидая покровительства сверху, не предавая интересы своих граждан. И такие руководители у нас были, даже в лихие 90-е и начале 2000-х. Сегодня… увы! А почему их нет? Может, потому, что государство не заинтересовано? Ведь зависимыми территориями управлять легче. И подбирать управленцев надо удобных. Очевидно, для этого и была внесена поправка в конституцию, которая путем создания так называемой публичной власти позволяет государственным органам в противоречие принципа самостоятельности местного самоуправления участвовать в формировании его органов и назначении должностных лиц.
Социально-экономическая политика государства по отношению к району уж очень сильно напоминает колониальную форму правления.
Вот ее некоторые признаки:
1. Колония – это зависимая территория, находящаяся под властью метрополии, без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима;
2. Эксплуатация природных и людских ресурсов, что часто приводит к торможению экономического развития, деградации колонии;
3. Обретение бесправной по сравнению с жителями метрополии, более дешевой рабочей силы, в том числе «на экспорт» (в нашем случае на вахту) в места наибольшей потребности в ней;
4. Отдаленность от метрополии;
5. Инспирирование прихода к власти в колонии зависимого, марионеточного режима (можно посредством недельного или 3-дневного голосования с нарушением всех норм тайного голосования).
От себя я бы добавила в п.5 – господство единоличной власти, отрешение от управления селом, районом общественных структур (как это сделано у нас в районе). Власти необходимо помнить, чем заканчивается эта политика.
6. Разрушение производительных сил, задержка экономического и политического развития этих территорий, разграбление огромных районов и истребление целых народов;
7. Лишение колонии самостоятельного правового статуса;
8. Ущемление гражданских прав аборигенов, лишение их средств к существованию.
Рано или поздно народ поднимается на борьбу за свою самостоятельность, за свои гражданские и человеческие права.
И никакая очередная стратегия обмана не поможет власти сохраниться.