Два года назад чиновники убеждали всех, что пожилые в нашей стране живут не только лучше, но и дольше. И повторяют эту мантру до сих пор. Не так давно лично президент объявил в ходе заседания совета по развитию физической культуры и спорта, трансляция которого велась в прямом эфире, что: «Рост средней продолжительности жизни в России с 2009 по 2019 год – более 4,5 лет. Это хороший показатель. Надо обязательно сохранить эту позитивную динамику». А не далее как в апреле пресс-служба Минздрава обрадовала нас всех, что ожидаемая продолжительность жизни в России достигла своего исторического максимума – 73,4 года. В ведомстве рост продолжительности жизни связывают со снижением смертности россиян трудоспособного возраста. Мало того, к 2024 году, убеждают нас, ожидаемая продолжительность жизни должна составить 78 лет. Ну а как иначе, если лично Путин определил накануне повышения пенсионного возраста, что к 2030 г. россияне должны в среднем жить по 80 лет! А то, что в современной России для этого нет ни материальных, ни моральных предпосылок, это уже дело самих предпенсионеров, как и, впрочем, всех соотечественников.
Реальность же оказывается совсем иной. До пенсии не доживает значительная часть пожилых людей, а дожившие в итоге становятся глубоко больными. Это не домыслы противников нынешнего российского режима, а самая что ни на есть официальная, озвученная правительством статистика. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни среднего жителя России за 2020 год составила 58,9 года. Показатели сформированы на основе оперативных данных за январь–сентябрь 2020 года и выборочного наблюдения состояния здоровья населения. Вот так! То есть, среднестатистический россиянин здоровым и веселым недотягивает даже до прежнего пенсионного возраста в 60 лет. Еще 5 лет для него фактически годы болезней и мучений. Умножьте это на угробленную правительственной оптимизацией медицину, на нищету, некачественное продовольствие и получите реальную картину жизни пожилых в нашей стране. Об этом, естественно, в письме Минтруда, направленном губернаторам российских регионов речи не идет. В нем лишь сухие цифры.
Самая низкая продолжительность здоровой жизни ожидается в Ненецком автономном округе – 43,9 года. В Еврейской автономной области этот показатель достигает 48,3 года, а в Республике Марий Эл – 49,9 года. На Урале этот показатель колеблется в районе 57 лет: он составляет 56,4 года для Свердловской области, 56,6 года для Тюменской области, 57,1 года для Ямала, 57,3 года для Курганской области и 57,9 года для Челябинской области. На Дальнем Востоке продолжительность здоровой жизни прогнозируют до 55–57 лет: в Хабаровском крае – 55,3 года, в Приморье – 56,8 года. То есть, реально люди в этих регионах существенно недотягивают до теперешнего выхода на пенсию.
Даже в «благополучной» по всем показателям Москве здоровье покидает пожилых в 61,6 года. А в не менее благополучном Санкт-Петербурге – в 59,2 года.
Цифра продолжительности здоровой жизни показывает, сколько лет человеку предстоит провести без медицинских проблем, ограничивающих его повседневную жизнедеятельность. Бушующий в стране коронавирус методично снижает этот срок. Люди повсеместно лишены возможности лечить свои хронические болезни просто потому, что в аптеках нет лекарств, либо они большинству не по карману, а профильные больницы переделаны под ковид-госпитали. В сумме получается тот самый вариант – приплыли.
Согласно последнему рейтингу стран мира, опубликованному Всемирной организацией здравоохранения, Россия занимала по этому показателю последнее место в Европе и среди самых отсталых стран мира. Даже ниже восьми постсоветских государств: Беларуси, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Литвы, Латвии и Эстонии. Это подтверждают и результаты исследования «Глобальное бремя болезней», опубликованного в медицинском журнале The Lancet. Специалисты объясняют, что низкий результат, который зафиксирован в России, обусловлен тем, что в стране по-прежнему велик риск развития неинфекционных заболеваний, вызванных нищетой, отвратительной моральной атмосферой, постоянными стрессами, а также недостаточной физической активностью, чрезмерным употреблением алкоголя, нерациональным питанием и еще целой кучей факторов, характерных для нынешней жизни в «ставшей с колен» стране.
Самая же высокая продолжительность здоровой жизни в Европе выявлена в Исландии. Там этот показатель составил 71,9 года. Продолжительность здоровой жизни с рождения в Сингапуре составляет 76,2 года, в Японии – 74,8, в Великобритании – 71,9, в Китае – 68,7, в США – 68,5.
Не так давно заместитель главы Минздрава Олег Салагай заявил, что увеличить продолжительность здоровой жизни россиян возможно только при сокращении смертности среди трудоспособного населения. Уровень смертности работающих людей, в свою очередь, тесно связан с факторами риска, уточнил он. Каков же вывод? Чиновники такого ранга обязаны предлагать реальные пути спасения нации, у нас же всего лишь констатируют известные тенденции.
Между прочим, Минтруд отчего-то «постеснялся» опереться на другую неприятную цифру. Институт социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ сообщает, что реальный срок здоровой жизни россиян всего 46,5 года. Ниже всего средняя продолжительность здоровой и счастливой жизни в Орловской, Брянской и Магаданской областях, Чукотском и Ненецком автономных округах, Еврейской автономной области, Республике Марий Эл, Ивановской, Липецкой, Псковской областях.
Главным индикатором, характеризующим состояние здоровья населения и качество его жизни в Российской Федерации, традиционно считается другой показатель – продолжительность жизни. С ним связывают успешность действий государства по охране здоровья населения. Методика расчета показателя отработана, универсальна и обеспечивает его сопоставимость независимо от особенностей возрастной структуры населения. Однако важна не только продолжительность жизни, но и ее качество, и вот наконец-то появился показатель продолжительности здоровой жизни. Спасибо медицинскому журналу The Lancet.
В нашей стране этот показатель практически не используется, так как только-только введен в Федеральный план статистических работ отдельным распоряжением правительства (распоряжение подписано М. Мишустиным 18 июня этого года).
И в завершение. Наука утверждает, что здоровье и долголетие современного человека на 10% зависит от здравоохранения, на 20% – от наследственности, еще на 20% – от экологии и состояния окружающей среды, на 50% – от образа и стиля жизни. Ни по одному из этих показателей современной России похвастаться нечем. Мы в хвосте мировой цивилизации…
Кстати, по опросам социологов, граждане России хотели бы достойно и качественно, не имея проблем со здоровьем, жить примерно до 83–84 лет. Таково желание, которое намного опережает реальность.