Уже само по себе это должно было бы повлечь вмешательство руководства страны. Речь идет о людях, которые многие десятилетия составляют гордость России, являются олицетворением мужества и патриотизма. Мало того, жалобы космонавтов на маленькие зарплаты – позор страны вселенского масштаба и свидетельство безответственности и некомпетентности людей, которые поставлены управлять российским космосом.
Два года назад отряд космонавтов покинул Геннадий Падалка, рекордсмен по суммарной продолжительности полетов в космос. Он раскритиковал работу ЦПК и обвинил его руководителя Юрия Лончакова в кумовстве, кадровых решениях, основанных на принципах личной лояльности, а не профессионализма, призывал укрепить участок во избежание «окончательного развала» ЦПК. Но не был услышан.
Сейчас ситуация откровенно доведена до абсурда. Российские космонавты больше не желают подчиняться Центру подготовки! Разговоры среди части космонавтов о том, что в ЦПК надо что-то кардинально менять, ходят уже не первый год. Только за последние четыре года центр покинули такие известные всему миру «звезды», как Федор Юрчихин (62 года), Олег Котов (55 лет), Сергей Залетин (58 лет), Сергей Волков (47 лет), Максим Сураев (48 лет), Елена Серова (44 года), Роман Романенко (49 лет), Александр Самокутяев (50 лет), так и не слетавший в космос Николай Тихонов (38 лет). Почти все они покинули ЦПК раньше срока и ушли отнюдь не в космическую отрасль, хотя могли бы еще очень долго приносить пользу, передавая свой опыт более молодым. Без этого в космонавтике никак.
Космонавты возмущены изменившимся отношением к ним, инженерам и прочим работникам центра, низкими зарплатами и недостроенным домом для их семей. Дошло уже до того, что кто-то на самом верху попытался «отобрать» у космонавтов вручаемую по прилету Звезду Героя… Но не получилось. Об этой вопиющей несправедливости не раз писали российские СМИ. Люди, рискующие своими жизнями ради прогресса человечества достойны уважения. Но у нас такой ценный потенциал находится не у дел, и вне почета с уважением.
«Речь в данном случае идет об уважении к людям экстремальной профессии, – заявляют космонавты. – Мы ежедневно тренируемся на пределе возможностей, чтобы в любой момент выполнить свой долг, который, между прочим, граничит со смертельной опасностью».
Особую обиду у большинства космонавтов вызывает уровень вознаграждения за труд: «Начальство центра – это же менеджеры, которые должны просто обеспечивать нам условия для подготовки, а выходит, что мы для них являемся средством для самообогащения? Почему начальники выписывают себе оклады во много раз выше наших?» Говорят, о «бунте» космонавтов стало известно президенту. Вроде как он дал указание дополнительно разобраться в проблеме. Чем завершится дополнительная разборка? И когда?
Между прочим, после личного вмешательства президента прокуратура Новосибирской области сообщила, что начала проверку сообщений о низких зарплатах местных ученых. На неисполнение президентского указа о повышении зарплат ученых до 200% от средних по региону Владимиру Путину лично пожаловалась молодая ученая из Новосибирска Анастасия Проскурина. "Где деньги, Зин"? – обратился президент к главе Минфина Антону Силуанову.