Всплытие, которого не дождались!

Гибель подводных лодок с момента их применения всегда оставалась загадкой, и зачастую причины их гибели строились на предположениях. Недаром в народе бытует такая поговорка: «Концы в воду и ключ на дно!» – это непосредственно относится к подводным лодкам.

На атомной подводной лодке «Комсомолец», выполнявшей боевую службу, произошел пожар, в результате которого лодка затонула в 180 км юго-западнее о. Медвежий, погибло 42 человека из 69 находящихся на борту подводников. Впервые в нашей стране эта трагедия стала предметом открытого обсуждения на страницах периодической печати, а в последующем и в фундаментальных изданиях.

Давно известна истина, которая гласит, что катастрофы опасны не тем, что неожиданные, а тем, что повторимы. Поэтому каждая авария и тем более катастрофа корабля требуют тщательного изучения причин и принятия мер по предупреждению их в будущем. К сожалению, мы не можем похвастаться тем, что каждое расследование доводим до конца. Так случилось и с трагедией АПЛ «Комсомолец», причина гибели которой неизвестна до сих пор.

В свое время вокруг этой трагедии было много шума. Сегодня мало кто помнит, что для окончательного выяснения причин аварии и ликвидации очага радиации лодку грозились поднять с глубины 1670 метров. Тогда, в 1990 г., датой подъема «Комсомольца» называли 1992 год, ибо считалось, что уже в 1993 г. лодка начнет давать радиоактивный фон. Тогда же Игорь Спасский, генеральный конструктор «Рубина», заявил: «Но и списывать лодку еще рано. Мы ее обязательно поднимем. Она еще представляет колоссальную ценность. И не только как шесть тысяч тонн титана. Ее секреты еще недоступны другим». 

В 1990 г. датой подъема «Комсомольца» назвали 1992 год, но в 1993-м, когда уже заплатили голландцам восемь млн долларов за проект платформы, во время одной из очередных экспедиций к месту гибели лодки обнаружились новые проблемы: «Комсомолец» поднимать нельзя. Лодка вся в трещинах, и при попытке подъема «рассыплется на куски». (К слову, ни платформы, ни денег от голландцев мы так и не получили. А как бы это пригодилось при подъеме АПЛ «Курск»…) Правда, была попытка поднять спасательную камеру, которая закончилась неудачей.

Пошумели этак 5–6 лет, а потом пошел процесс неправды и замалчивания. Кроме всяких догадок, простых и доступных выводов нет до сих пор.

Я много лет занимался этой темой, но вот уже 32 года не могу получить ответ на свой вопрос – горит ли титан в воде? Если да, то все становится на свои места.

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 685, получившая название «Комсомолец», предназначалась для действий против подводных лодок, авианосных соединений и для других целей. Лодка действительно была уникальной. Ей принадлежит рекорд погружения подводных лодок. Но из-за обширного пожара в апреле 1989 г. лодка из надводного положения затонула в Норвежском море. Небывалый случай, чтобы подводная лодка, всплыв в надводное положение, тут же затонула. Почему?

В свое время я вплотную занимался этой трагедией – писал статьи, посещал конференции, презентации книг на эту тему. Я был не согласен с выводами, где основная вина возлагалась на экипаж. В то время мой товарищ, бывший механик АПЛ, который работал в кораблестроительном институте, как-то обронил фразу, что титан горит при температуре 600 градусов. Я при всякой возможности пытался получить подтверждение этого от компетентных людей, но, увы, все мои попытки разбивались о молчание или мычание.

И вот в подаренной мне книге конструктора подводных лодок, профессора Ю.С. Крючкова «Подводные лодки и их создатели» (1900–2000 гг.) с подзаголовком «Драмы людей, кораблей и идей» (Книга издана в г. Николаеве (Украина) тиражом всего 120 экземпляров), я нашел фразу, относящуюся к титановым кораблям, где наряду с тем, что «Титановые корабли были в три раза дороже стальных АПЛ, это были действительно «золотые рыбки», были и другие характеристики титана.

Сам Юрий Семенович Крючков в своей книге обходит драму «Комсомольца» стороной. Но его откровения относительно титана подтверждают мою версию: «В горящем, за герметизированном отсеке прогорел корпус, отсек мгновенно заполнился, и субмарина рухнула в глубину!»

Оказывается, титан горит в воде (стр. 127 книги) – «…он (титан) был склонен к трещинообразованию, хладноломкости и т.п. К тому же, он хорошо горит в воде». 

Тогда логично предположить, что об этом свойстве титана не был информирован экипаж, и он вел борьбу за живучесть АПЛ традиционными способами. А температура в горящих загерметизированных отсеках достигает тысяч градусов. Вода была не помеха, и загорелся прочный корпус… Дальше мы знаем. Так кто же виноват в этом случае? Экипаж, наука, завод или весь тогда могущественный ВПК? К сожалению, всё списали на экипаж.

И еще что заставляет задуматься – после гибели «Комсомольца» было принято решение прекратить проектирование и строительство титановых подводных лодок. А ведь это направление считалось перспективным.

И в той же книге Ю.С. Крючкова мы читаем, что «Вызванный гибелью «Комсомольца» отказ от применения в будущем титана продержался в России недолго, и в новых проектах опять предлагается делать подводные лодки из титановых сплавов, что позволяет облегчить их корпуса, и за этот счет увеличить количество разнообразного вооружения».   

Будут ли при этом учтены уроки трагедии «Комсомольца», покажет будущее.                                                 

                        капитан 1 ранга, ветеран-подводник, публицист

Московская обл.