В абсолютном выражении государственный долг всех стран мира в конце прошлого года составил 89,6 трлн долл. Для сравнения: в начале десятилетия (2011 г.) его величина была в два раза меньше: 44,65 трлн долл. А в 2006 году – 26,58 трлн долл. Таким образом, за полтора десятилетия абсолютная величина мирового государственного долга выросла в 3,37 раза.
В конце 2018 года мировой государственный долг составлял 82,3% мирового ВВП, в конце 2019 года – 83,5%. Прирост за год на 1,2 процентных пункта. А вот в конце 2020 года он уже был равен 97,6%. Прирост за год оказался равным 14,1 процентному пункту! Правда, показатель долга на конец 2020 года оказался ниже той оценки, которая была сделана в середине прошлого года: фонд прогнозировал, что мировой государственный долг вырастет к концу года до 101,5%.
Как видим, летний прогноз МВФ не подтвердился. Тем не менее таких резких взлетов показателей относительного уровня государственного долга, какой был зафиксирован в прошлом году, послевоенная история не знает. Согласно прогнозу МВФ, к концу нынешнего 2021 года относительный уровень государственного долга в мире вырастет до 99,5% ВВП. Впрочем, эта оценка чрезмерно консервативная. Думаю, что еще до окончания нынешнего года будет пробита планка в 100%.
Главная причина резкого скачка долга за прошлый год, как отмечается в публикации МВФ, – пандемия COVID-19. А точнее, меры, которые были приняты властями подавляющей части стран и которые принято называть lockdown.
Спровоцированные этими мерами кризисные явления в социально-экономической сфере (остановка или сворачивание многих видов экономической деятельности, рост безработицы, падение доходов населения и др.) компенсировались увеличениями бюджетных расходов. А из-за того, что сбор налогов в подавляющем числе стран в прошлом году сократился, дополнительные бюджетные расходы финансировались за счет увеличения государственного долга.
Дополнительная финансовая подпитка в связи с мерами, обусловленными факторами COVID-19 и lockdown, составила, согласно оценкам МВФ, по миру в прошлом году около 14 трлн долл. Величина упомянутых дополнительных бюджетных расходов по отношению к величине ВВП составила в среднем по группе экономически развитых стран 13%.
В группе стран с переходными экономиками – в среднем 4%. В группе развивающихся стран – 1,6%. В первой из названных групп некоторые страны особенно щедро поддерживали социально-экономическую сферу за счет дополнительных бюджетных вливаний (% ВВП): Новая Зеландия – 20; США – 18; Великобритания – 17; Япония – 16; Канада – 14. Из общей величины фискальной поддержки в 14 трлн долл. на экономически развитые страны пришлось 11,8 трлн долл., или 84%.
Почти во всех странах мира государственные бюджеты в 2020 году были исполнены с дефицитом, т.е. расходы превышали доходную часть. Так, по группе экономически развитых стран совокупная величина бюджетных дефицитов по итогам 2019 года составила 3,3% ВВП. И по итогам 2020 года МВФ оценивает совокупные бюджетные дефициты уже в 13,3% ВВП.
Один из самых больших бюджетных дефицитов возник у США. МВФ оценивает, что по итогам 2020 года он составил 17,5% ВВП. Для сравнения: в 2019 году этот дефицит бюджета США был равен 6,4% ВВП. Но у одного государства бюджетный дефицит оказался еще выше. Это Канада.
Примечательно, что у Канады в 2019 году был даже профицит бюджета, равный 0,5% ВВП. А вот по итогам 2020 года канадский бюджет сведен с дефицитом в 20% ВВП. Кстати, следует обратить внимание на то, что весьма велик бюджетный дефицит у Китая. Он был большим уже в конце 2019 года – 6,3% ВВП. А к концу 2020 года вырос уже до 11,8% ВВП.
Особенно существенный подъем госдолга в прошлом году был зафиксирован в развитых странах, их задолженность повысилась до 123% на конец декабря со 105% в конце 2019 года. В истекшем году относительный уровень государственного долга по группе экономически развитых стран превысил рекордные значения, которые были на момент окончания Второй мировой войны. Затем страны Запада восстанавливали экономики и последовательно снижали свою государственную задолженность. К 1959 году показатель опустился ниже 50%.
В 2021 году ожидается повышение относительного государственного долга экономически развитых стран до 125%. Процентные ставки по казначейским долговым бумагам в этих странах очень низкие, что позволяет наращивать государственный долг без опасного увеличения процентных расходов (расходов на обслуживание долга) в расходной части бюджета.
А ставки низкие потому, что ключевые ставки их Центробанков являются символическими или даже отрицательными. А именно эти ставки определяют «температуру» (уровень процентных ставок) по всем видам финансовых операций. На данный момент ключевая ставка ФРС США находится в диапазоне 0–0,25%. У Европейского центрального банка она нулевая. У Банка Японии – минус 0,25%. Рекордсменом по отрицательной величине ключевой ставки является Национальный банк Швейцарии – минус 0,75%.
По абсолютной величине прироста государственного долга вне конкуренции были США. Согласно предварительным оценкам, за год этот долг увеличился на 4,5 трлн долл. Госдолг США в 2020 году почти достиг 129% ВВП против 108% годом ранее. МВФ прогнозирует дальнейший его рост в этом году, до 132,5% ВВП, с учетом двух масштабных пакетов финансовой помощи экономике страны на 2,2 трлн и 900 млрд долл., анонсированных Джо Байденом и Джанет Йеллен (ее объявили будущим министров финансов США).
Америке остается себя успокаивать тем, что в мире есть страны с более высоким относительным уровнем государственного долга. Рекордсменом является Япония, у которой в конце 2019 года государственный долг составил 234,8% ВВП. А в конце 2020 года он уже вырос до 258,7% ВВП. Среди лидеров также Италия. Ее государственный долг за тот же период вырос со 134,6 до 157,5% ВВП.
МВФ прогнозирует восстановление мировой экономики в 2021 году. Если в прошлом году падение мирового ВВП оценено в 3,5%, то в нынешнем году МВФ ожидает прироста ВВП на 5,5%. Соответственно ожидается восстановление докризисных уровней налоговых поступлений, снизятся расходы с ликвидацией последствий вирусно-экономического кризиса.
Впрочем, подобные прогнозы МВФ делает с оговорками: если не будет новой волны (новых волн) пандемии. Но такое допущение является большим упрощением картины. Ибо немалое число экспертов предсказывают возможность новых рецидивов вирусно-экономического кризиса. Но даже прогнозы МВФ, исходящие из «оптимистического сценария» развития событий в текущем году, свидетельствуют, что абсолютные и относительные уровни государственного долга к докризисному состоянию вернуться не смогут.
В обзоре делается осторожное предположение, что вернуться к докризисной ситуации с государственным долгом удастся лишь «в среднесрочной перспективе». Предположение более чем оптимистичное. Та же статистика МВФ по государственному долгу за многие предыдущие годы свидетельствует о том, что увеличение государственного долга в группе экономически развитых стран является процессом необратимым.
Что касается развивающихся стран, то прецеденты снижения относительных и даже абсолютных размеров государственного долга имеются. Как правило, такие снижения происходили под сильнейшим нажимом со стороны того же Международного валютного фонда. Как известно, знаменитый «Вашингтонский консенсус» (неписаные правила МВФ) требует от получателей кредитов фонда снижения (или как минимум заморозки) государственного долга.
В заключение хочу обратить внимание на то, что в тексте январского обзора МВФ, где упоминаются многие страны (как развитые, так и развивающиеся), о России вообще не сказано ни одного слова (она фигурирует лишь в общей таблице). Вероятно, по той причине, что у РФ показатели государственного долга (как абсолютные, так и относительные) весьма скромные на фоне других стран.
В 2019 году бюджет РФ был сведен с профицитом, равным 1,9% ВВП. А по итогам 2020 года, по оценкам МВФ, российский бюджет имел дефицит, равный 4,6% ВВП. Государственный долг РФ в конце 2019 года равнялся 13,8% ВВП, а в конце 2020 года, по оценкам МВФ, он подрос до 21,0% ВВП.
А вот последние данные Минфина России. На 1 января 2021 года российский государственный внутренний долг (по размещенным займам) составил 14,956 трлн руб. Годом раньше он был равен 10,171 трлн. руб. Прирост за год составил 4,785 трлн руб. Внешний государственный долг на 1 января 2021 года равнялся 56,80 млрд долл. против 54,36 млрд долл. годом раньше. Прирост за год составил 2,44 млрд долл.
Структура государственного долга России такова, что основная его часть приходится на внутренний долг. При пересчете в иностранную валюту государственный внутренний долг на начало 2021 года составил около 217 млрд долл. Получается, что почти 80% всего государственного долга приходится на внутренний и лишь немного более 20% – на внешний.
Приращение российского государственного долга происходило преимущественно за счет размещения Минфином новых займов на внутреннем рынке. Не исключено, что с приходом в Белый дом Джо Байдена Вашингтон может вообще принять санкционные меры по блокировке размещения новых займов России на международном рынке.
Мы знаем, что на фоне многих стран Россия продемонстрировала «сверхэкономный» подход к решению социально-экономических проблем, вызванных пандемией. Так, по предварительным оценкам, приводимым агентством S&P, расходы на борьбу с последствиями вирусно-экономического кризиса в России в прошлом году составили 3,5% ВВП. Для сравнения этот показатель в отдельных развивающихся странах оценивается следующим образом: Южная Африка – 7,3; Индия – 9,0; Аргентина – 11,7.