Еще в конце мая затопленными оказались прибрежные дома во многих поселках по всей Туве.
— Вода зашла в дома. Стояла несколько дней – по колено и выше. Сейчас немного спала, но не во всех домах, – рассказывает житель Кызылского района Эртине Сатов.
Байыр Ховалыг из поселка Каа-Хем говорит, что в его доме вода по-прежнему стоит на уровне пояса.
— У соседей дома тоже в воде, поэтому вернуться из эвакуации мы не можем. Мне повезло, что в другом кожууне есть родные – пока поживу у них, а вот в пункте временного размещения неделями жить – так себе перспектива. Убегали второпях, поэтому без вещей, без самого необходимого, – говорит Ховалыг.
В первых числах июня реки бассейна Енисея поднялись до рекордного уровня и затопили около 500 жилых домов. В последний раз подобное было ровно 70 лет назад, в 1951 году.
— Построили эту дамбу – решето построили.…просто булыжниками завалили. Дамбу так не строят! Строят – слой глины, слой гравия – и катком проходят. А эта дамба везде пропустила воду, – рассказала журналистам телекомпании «Тува 24» жительница Кызыла Ольга Вершинина, чей дом по переулку Пограничный топит уже второй раз за этот сезон. – Где-то по телевидению рассказывают, что военные помогают, строят дамбы, ремонтируют, но к нам… На нас наплевать, нам здесь никто не помогает. Огород, конечно, погиб. А сколько затрат! У меня тысяч пять ушло только на огород. А сейчас уже бесполезно. И для посадок поздновато, у меня и сил, и здоровья нет.
Паводок перекрыл многие дороги. На ключевых участках пассажиров перевозило через разлившиеся реки МЧС, однако порой людям приходилось надеяться только на самих себя и помощь соседей. По словам местных жителей, накануне в регион пришла вторая волна паводка, и в Туве опять затопило дороги и дворы. Больше всего, по их словам, пострадал Кызылский район.
— Самый пик пришелся на поселки Дар и поселок Каа-Хем Кызылского кожууна. Там люди на крыши забирались, потому что вовремя не успели уехать. На ночевку их перевезли в зал спортшколы Авырга, – рассказывает Сатов.
По словам жителей, власти пообещали им выделить материальную помощь – 10 тысяч рублей, но денег они пока не получили.
— Смешно, конечно, этого даже на самые необходимые вещи не хватит, с местными-то ценами. Но даже эту десятку мы так и не получили, – признается Байыр Ховалыг. – Про ремонт домов или компенсацию за утонувшее – молчок. А мы и не рассчитываем: у нас каждый год потопы, не настолько, конечно, серьезные, как в этот раз. Но раз раньше ничего не компенсировали, как можно рассчитывать на это сейчас?
Вторая волна, по словам Альберта Чамыяна из Каа-Хема, затопила районные дороги так, что проехать можно только на УАЗиках.
Таежный Тоджинский кожуун особенно сильно пострадал от затопления. Большая вода пришла в три поселка из шести.
Никаких официальных решений о выделении пострадавшим материальной помощи пока не принято.