Самая сложная обстановка сейчас в улусе Горном. Мужчины села противостоят большому огню без какой-либо помощи от правительства. В страшном пожаре, пожирающем тайгу рядом с Горным, догорают остатки репутации властей всех уровней – и региональной, и федеральной.
Издание «Новости Якутии» опубликовало шокирующий фоторепортаж о том, как борется с огнем отдаленный якутский улус Горный.
В пылающей Якутии именно в Горном сегодня – самая сложная обстановка. Там бушует 21 пожар, тушат из них только 13. Жители тушат пожар сами. На борьбу с огнем выходят мужчины – женщин и детей не берут.
Фотограф Алексей Васильев вместе с жителями села Магарас вышел на тушение, а заодно сделал фоторепортаж об отважных людях и – бессовестной региональной власти.
«Огонь подобрался уже на расстояние 1,5 км от села Кюерелях. Все силы переброшены туда. А в остальных селах, как в Магарасе, люди противостоят большому огню самостоятельно. Причина пожаров – сухие грозы», – рассказал фотограф.
На стареньком автомобиле УАЗ, принадлежащем одному из местных, мужчины отправляются на борьбу с огнем. Здесь каждый мужчина не раз бывал на пожаре, ведь такое происходит каждый год. Пожар тушат в местности Чаакыя, в 15 км от села Магарас.
От правительства Якутии помощи – никакой. За два дня жители села собрали из личных средств 180 тыс. рублей на ГСМ. Помогают огнеборцам-добровольцам все – и женщины, и дети. Кто не тушит пожар, тот приносит и готовит еду.
«Таких сильных пожаров не помнят даже старожилы. Ведь огонь ночью идет по верховым. Верховой пожар – он самый опасный. Скорость у него очень большая. В ветреную погоду огонь в считаные часы распространяется на 20 км», – рассказал глава села Владимир Текеянов.
Глава села убежден: нужно разрешить опять сельхозпалы: «Ведь наши деды устраивали их осенью, а весной нечему было гореть. А сейчас прошлогодняя сухая трава, листья за секунду загораются».
[img=17747]
Один из добровольцев, житель села Владимир Колесов, рассказал, что очень тяжело дышать, в воздухе летает мелкий пепел, стоит плотный, густой дым: «Все надеются только на дождь. Но по прогнозам его пока и не предвидится».
Еще один доброволец, Григорий Максимов, тушит низовой пожар с помощью противопожарного ранца. Говорит, что решение проблемы ежегодно повторяющегося огненного ада жители видят в покупке самолета-амфибии Бе-200: «Это дешевле, это нужнее, чем строительство Арктического центра за 18 млрд в Якутске».
«Вертолетов не хватает! Мы собрали местных восемь человек, они готовы были лететь, когда только появились первые две термоточки. Ждали три дня, но так и не дождались вертолета. Огонь распространился», – говорит глава села.
Первая группа местных добровольцев направилась на тушение пожара 22 июня – как на войну.
«Люди наши готовы помогать, тушить, работать. Но условий нет никаких. Техники нет, бюджет у села маленький, не можем мы купить ни дроны, ни рации, ни GPS-навигаторы», – говорит глава села.
А без GPS небольшие возгорания найти невозможно. И они очень быстро превращаются в огромные пылающие площади леса.
«Люди ездят на своих тракторах. Сами ищут мелкие очаги, ходят пешком. Кое-как получается тушить. Но силы в борьбе с огнем неравны. А помощи нет», – сокрушается глава села.
Мужчины села Магарас идут километры пешком. Им приходится защищаться не только от огня, но и от полчищ комаров и оводов. Добровольцы работают в несколько смен, отдыхают в охотничьей избушке.
Региональные власти посылают помощь лишь тогда, когда пожар уже вплотную подходит к населенным пунктам. Глава села Магарас считает, что это в корне неправильно: «Первым делом населенным пунктам нужно помочь спецоборудованием. У нас так скоро лесов не останется. По всей республике только возле деревень целые леса остались. Если и эти леса сгорят, то и деревень не останется».
Сельские добровольцы ездят на тушение пожаров на старой, списанной технике, оставшейся еще от их отцов.
Всего на борьбу с огнем вышли 70 добровольцев. Больше в селе нет.
Антонина Максимова, хозяйка сельского магазина «Одун», ежедневно печет хлеб, по 30 буханок отправляет на пожар. Ее муж Григорий Максимов добровольцем тушит пожар. Добровольцы планируют сами потушить пожары, чтобы выйти на сенокос.
Сегодня в Якутии действуют 264 природных пожара.
Огонь полностью уничтожил 294 814,5 гектара леса.
То, что жители якутских сел вынуждены сами, без средств, без помощи со стороны региональных властей, тушить пожары – чудовищно. В конце концов, это незаконно. Ведь эти люди – обычные селяне, а не профессиональные пожарные. У них нет страховок, они не проходили специальные курсы. Берут ли на себя ответственность глава Якутии Айсен Николаев, глава правительства Якутии Андрей Тарасенко за жизни и здоровье этих людей?
Министр природных ресурсов РФ Александр Козлов, уличив власти Якутии в фальсификации данных по количеству пожаров, сказал, что в этом году федеральный центр выделил Якутии на борьбу с пожарами 1,3 миллиарда (!) рублей. Он также сообщил, что в полыхающий регион брошены серьезные силы и ресурсы: «С лесными пожарами в Якутии уже борются 280 человек федеральной группировки, еще 100 человек прибудут в течение недели. На тушение выделено более миллиарда рублей», – сообщил министр Козлов.
Где же эти деньги? Где же эта федеральная группировка? Селяне Якутии фактически голыми руками, без средств, на допотопной технике, сами тушат огромные полыхающие лесные площади. Будет ли им выплачена хотя бы компенсация за купленные на их личные средства ГСМ?
Где полпред президента Юрий Трутнев, «паровоз» дальневосточных единороссов в походе на выборы в Госдуму, которые состоятся уже в сентябре?
Где министр природных ресурсов РФ Козлов, который месяц назад сказал, что с тушением пожаров в Якутии все в порядке? Если верить Козлову, большой огонь в республике можно было буквально «залить деньгами»…
В конце концов, если не справляются гражданские, где Минобороны РФ?
Зато известно, чем занят глава Якутии Айсен Николаев. Он объявил конкурс тиктокеров, за 5,3 млн рублей заказал некое сооружение для очередного праздника…
В это время из Якутии приходят все более страшные новости. В Куокунинском наслеге группа добровольцев в 23.15 по местному времени выдвинулась на тушение лесного пожара. Во главе группы добровольцев глава наслега Леонид Михалев. Группа пропала. До настоящего времени люди не выходят на связь… При облете с воздуха был обнаружен мотобуксировщик, но людей рядом не было. Спасатели организовали поиски.
Дожди, о которых сегодня молится вся Якутия, пока не ожидаются…