В поисках лейтенанта Шеклтона

Где-то на дне моря Уэдделла в Антарктике лежат обломки одного из самых знаменитых кораблей в мире. Трехмачтовая баркентина «Эндьюранс» была одним из двух судов печально известной экспедиции знаменитого исследователя Южного полюса Эрнеста Шеклтона. Его угораздило отправиться в плавание в самый неспокойный период начала ХХ века, с 1914 по 1917 год.

С тех пор многие пытались определить место кораблекрушения баркентины, причем некоторые вели непосредственный поиск, однако даже в наши дни навигация в этих местах, где почти постоянно присутствует ледяной покров, весьма затруднена.

Но это не останавливает ученого Джона Ширса и его коллег. Во время последней экспедиции они потерпели неудачу, однако в 2022 году намерены вновь вернуться в Антарктику.

Хотя в прошлый раз они потеряли подводный аппарат, они хотят задействовать новый тип подводных лодок.

Если им удастся обнаружить «Эндьюранс», они нанесут место кораблекрушения на карту и сфотографируют останки судна, но ничего не будут поднимать на поверхность. Дело в том, что последнее пристанище судна Шеклтона объявлено местом исторического значения, в соответствии с Международным договором по Антарктике, и тревожить его нельзя.

«Этот корабль стал символом, а эпическая история спасения команды Шеклтона – легендой, – поясняет Джон Ширс. – Из всех известных кораблекрушений это – самое знаменитое, к тому же его еще предстоит обнаружить, а это очень сложно сделать».

«Если мы найдем судно, мы осмотрим его и создадим трехмерную картинку с помощью лазерного сканирования, – рассказал ученый, – и мы надеемся траслировать весь этот процесс в реальном времени».

В самом деле, кто не слышал о знаменитой Имперской трансантарктической экспедиции Эрнеста Шеклтона, совершенной в 1914–1917 годах? (Для любого британца это как экспедиция на «Челюскине» или путешествие папанинцев для советского пионера. – Прим. «СР».)

Судно «Эндьюранс» оказалось зажатым во льдах и 10 месяцев дрейфовало по морю Уэдделла, пока льды все же не раздавили его, и оно не пошло ко дну.

 

После этого Шеклтон и его команда совершили легендарный переход во льдах пешком и на утлых спасательных лодочках. В принципе место, где судно ушло на трехкилометровую глубину, известно. Капитан баркентины Фрэнк Уорсли сделал точные замеры с помощью секстанта и теодолита. Но вот добраться до этой части моря Уэдделла, к востоку от ледника Ларсена, чрезвычайно сложно даже для современных ледоколов.

В 2019 году Джону Ширсу и его коллегам удалось это сделать на исследовательском судне «Агульхас II». Там, над предположительным местом кораблекрушения, они задействовали автономный подводный аппарат, но через 20 часов работы роботизированная подлодка потеряла связь с поверхностью.

Спонсором новой миссии выступил Фонд морского наследия Фолклендских островов. Правда, свое одобрение еще должно дать министерство иностранных дел и международного развития, но команда «Эндьюранс-22» считает, что это практически решенный вопрос, и в феврале будущего года надеется уже быть в Антарктике.

Возглавит экспедицию Джон Ширс, а ответственным за сам поиск будет морской археолог Менсун Баунд, который, как и Ширс, всю жизнь мечтал найти корабль Шеклтона. В поход они отправятся на проверенном судне «Агульхас», с командой которого они сработались и опыту которой доверяют.

В прошлый раз Ширс сотрудничал со специалистами по подводным аппаратам из британо-американской компании Ocean Infinity. Представители этой фирмы вновь включены в состав экспедиции, только на этот раз они намерены использовать другие аппараты – пару Saab Sabretooth.

Эти «Саблезубые Саабы» специально сконструированы для работы на большой глубине, могут передвигаться на значительные расстояния и способны работать в автономном режиме или же управляться с помощью оптоволоконного кабеля.

Как всегда, главную проблему будут представлять плавучие льды, которые одолели экспедицию Шеклтона и по сей день не позволяют отыскать останки его корабля. Залогом успеха может стать постоянная радарная картинка, передаваемая со спутников. Команда «Эндьюранс-22» и на этот раз намерена получать карты ледяного покрова с модуля немецкого космического агентства TerraSAR-X.

Под большим вопросом остается и состояние самого корабля. Глубина, на которой он покоится, слишком велика, чтобы его мог раздавить проплывающий айсберг, и уровень донных осадков в этом месте невелик, так что останки корабля, скорее всего, видны на дне. Другое дело, что они могут быть разбросаны на большой территории. К тому же воды там богаты кислородом, а значит, значительную часть корабельной древесины могли съесть многочисленные микроорганизмы, стойкие к холоду.

«Дело в том, что мы и в самом деле не знаем, в каком состоянии обнаружим судно, – признался Джон Ширс. – Нам известно, что моллюски, обычно поедающие древесину затонувших кораблей, не живут в холодных водах Антарктики. Но древесина богата углеродом, так что не исключено, что мы обнаружим любопытные формы жизни на обломках корабля. Быть может, мы даже откроем новые виды!»

 

Другие материалы номера