Как и кузов, трансмиссия и двигатель играют важные, но разные роли в обеспечении надлежащего функционирования транспортного средства. Однако при пристальном рассмотрении трансмиссия оказывается сложнее двигателя. В приведенном ниже рассуждении мы исследуем роль трансмиссии, функцию ATF-жидкости и процесс ремонта автоматической коробки передач по сравнению с двигателем.
Роль трансмиссии против роли двигателя
Трансмиссия и двигатель напоминают самые важные части человеческого тела: мозг и сердце. Сердце инициирует кровоток, постоянно перекачивая и выполняя одни и те же задачи с разной скоростью, чтобы поддерживать человека в живых. Точно так же двигатель транспортного средства постоянно выполняет одни и те же задачи со скоростью от одной до двух тысяч оборотов в минуту (об/мин). Без него машина не выжила бы. Он генерирует силу для продолжения движения.
С другой стороны, мозг принимает важные решения, используя энергию сердца для правильного функционирования. Точно так же трансмиссия использует мощность двигателя и делает его работоспособным в различных ситуациях. Это достигается за счет изменения значений передаточных чисел в «роботах» типа DSG-7 или бесступенчато в вариаторах, что позволяет многократно влиять на мощность двигателя.
Максимальное усилие, которое может произвести двигатель, достигается на красной черте, когда двигатель потенциально работает при 6000 об/мин. Эта цифра может быть больше или меньше в зависимости от автомобиля. Это опасная ситуация, поскольку двигатель испытывает максимальную нагрузку. Двигатель не прослужит долго, если он постоянно работает в «красной зоне». Также на таких оборотах максимальный расход топлива.
Какое решение?
Трансмиссия использует датчики и давление для определения скорости и нагрузки автомобиля, а затем определяет идеальное передаточное число. Выбранная передача позволяет двигателю оставаться на более низких оборотах, что обеспечивает более комфортное вождение и оптимизирует экономию топлива. Более высокие обороты зарезервированы для ситуаций, когда задействован полный газ, и производительность имеет приоритет над комфортом и экономией топлива.
Эти сложные решения принимает сама автоматическая коробка передач. Двигатель важен и «работает усердно», но именно автоматическая трансмиссия должна «работать умно».
Трансмиссионная жидкость и моторное масло
Отчасти по назначению трансмиссионная жидкость сложнее моторного масла. Трансмиссионная жидкость в первую очередь предназначена для гидравлики, движущихся частей трансмиссии, активируя выбор передач через клапанную плиту и соленоиды. Состав жидкости изменился вместе с трансмиссией, чтобы работать со всеми деталями трансмиссии, жесткими и мягкими.
Вязкость становится все более важной характеристикой жидкости. Жидкость с высокой вязкостью протекает через корпус клапана, в отличие от жидкости с низкой вязкостью. Это имеет смысл, тем не менее, температура трансмиссионной жидкости может колебаться до 150 градусов между холодным запуском и длительной поездкой. С повышением температуры вязкость уменьшается. Характеристики ATF-жидкости оказывают заметное влияние на трансмиссии, особенно на те, у которых много передач, где коробка постоянно переключается. Это объясняет переход от трансмиссионных жидкостей преимущественно на нефтяной основе к полностью синтетическим трансмиссионным жидкостям. Последняя менее вязкая в холодном состоянии и лучше переносит изменения температуры, чем традиционные масла для АКПП на нефтяной основе.
В качестве второстепенного предназначения трансмиссионная жидкость представляет собой смазку, предназначенную для регулирования трения и предотвращения перегрева. Нужно иметь в виду, что трение необходимо в муфтах для правильной работы трансмиссии, поэтому цель состоит не просто в уменьшении трения, а в успешном управлении ним. Если этого не делать, муфты и ленты будут «дребезжать», создавая некомфортные условия для водителя. Модификаторы трения включены в состав жидкости, чтобы обеспечить плавный переход от одной передачи к другой. Поскольку АКПП развивались из двух, трех и четырех скоростей, которые доминировали в 20-м веке, современные АКПП с пятью или десятью скоростями требуют более сложной жидкости. Наука о моторных маслах эволюционировала, но в меньшей степени.
Основная задача моторного масла — смазка. Двигатели нагреваются, а моторное масло предназначено для регулирования температуры двигателя и уменьшения трения. Синтетические жидкости для моторного масла чаще используются, однако они по-прежнему рассматриваются как желательные для большинства автомобилей, а не как необходимость во всех современных трансмиссиях.
Сравнить можно и ассортимент. Например, моторное масло можно разделить на четыре основные категории: синтетическое масло, синтетические смеси, масло с большим пробегом и обычное масло. Трансмиссионная жидкость часто делится на бесчисленное количество классов с множеством подкатегорий, для детализации которых требуется энциклопедия.
Короче говоря, трансмиссионная жидкость — это сложный химический продукт, который несет значительную ответственность за работу АКПП. Моторное масло также важно, но оно быстро разрушается и менее эффективно, чем его трансмиссионный аналог.
Почему большинство владельцев транспортных средств знают, что нужно периодически менять моторное масло, однако большинство автовладельцев и пальцем не пошевелят, чтобы сменить трансмиссионную жидкость? Пренебрежение периодической заменой трансмиссионной жидкости — дорогостоящая ошибка.
Ремонт трансмиссии против ремонта двигателя
На первый взгляд ремонт двигателя кажется более сложным, чем ремонт трансмиссии, просто потому, что этот процесс может занять больше времени. Фактически, вытащить двигатель из кузова автомобиля чрезвычайно сложно. Все привязано к двигателю. Если использовать ироническую аналогию, капитальный ремонт двигателя можно сравнить с украшением елки. Блок двигателя установлен как дерево; затем, как украшения, навешиваются различные детали. Среднестатистический владелец транспортного средства может купить свечу зажигания и заменить ее на двигателе. Заменить водяной насос и термостат непросто, но возможно для обычного человека. Ремонт АКПП просто невозможен у себя в гараже.
Коробку передач нельзя устанавливать с размещением отдельно стоящих частей сверху. Средняя трансмиссия состоит из более чем 500 отдельных частей плюс-минус пара сотен. Да и различия от одной АКПП к другой значительны. От соленоидов, корпусов клапанов, муфт, планетарных шестерен, лент, втулок, барабанов, поршней, подшипников, фильтров, прокладок, уплотнений, насосов и датчиков, и это лишь некоторые из них, специалисты по ремонту АКПП имеют дело с сотнями и сотнями отдельных деталей каждый ремонт, восстановление или замену. Это объясняет, почему существуют специализированные СТО по ремонту вариаторов, «роботов» и других трансмиссий. Когда вы в последний раз видели «специализированное СТО по двигателям»? Их не существует, потому что работу по двигателям обычно выполняет главный механик.
Несмотря на то, что снятие двигателя с автомобиля может занять больше времени, чем снятие коробки передач, последнее не так просто. Некоторым автомобилям требуется около 20 нормочасов на демонтаж и установку, что является стандартом в автомобильной ремонтной отрасли. Это означает, что обученному технику потребуется 2 ½ дня, чтобы снять неисправную трансмиссию и установить отремонтированную. Это, не включая фактического времени на разборку, осмотр и восстановление оригинальной трансмиссии. Теперь можно понять, насколько трудоемким может быть ремонт автоматической коробки передач!
Будь то роль трансмиссии, наука о трансмиссионной жидкости или требования к ремонту АКПП в СПб, ответ будет довольно очевиден: ремонт автоматической трансмиссии сложнее, чем ремонт двигателя! Размышляя о техническом обслуживании или ремонте трансмиссии, не забудьте обратиться за помощью к специалистам на ближайшую СТО в Санкт-Петербурге.