Фундаментальная причина сложностей на Кубе – всеобъемлющая блокада со стороны США и ее ужесточение в годы президентства Трампа. Усугубил ситуацию существенный скачок заболеваемости COVID-19 в стране. Резко возросла нагрузка на систему здравоохранения, врачей и больницы – систему, и без того вынужденную постоянно преодолевать тяготы блокады.
С начала пандемии Куба эффективно сдерживала распространение болезни. И даже с учетом нынешних возросших цифр общая картина с ковидом на острове гораздо благополучнее того, с чем пришлось столкнуться за время пандемии другим странам Латиноамериканского региона. Так, на Кубе жертвами пандемии стали в общей сложности 1700 человек. В соседней Доминиканской Республике жертв почти 4 тысячи, на десятки тысяч идет счет умерших от ковида в Чили. Более 100 тысяч погибло в Колумбии, 187 тысяч человек – в Перу.
Пандемия обрушила и туристическую отрасль, многие годы приносившую Кубе стабильный доход. Часть и без того ограниченных ресурсов была направлена на разработку и производство собственных вакцин против ковида. На данный момент Куба – единственная страна Латинской Америки, разработавшая собственные вакцины против новой болезни. Кампания по вакцинации уже начата, но понятно, что на нее тоже нужно время. На данный момент три укола на острове получили порядка 15% населения. К концу августа власти планируют полностью вакцинировать до 60% населения, 80% к этому времени должны получить хотя бы один укол.
Сложная ситуация и в энергетическом секторе. Здесь также сыграла роль пандемия, из-за развертывания дополнительных мест для размещения заболевших возросла нагрузка на электросети. В результате население страдает от эпизодов отключения электроэнергии. Есть проблемы с оборудованием и запчастями для электростанций, из-за блокады крайне усложнились вопросы поставок топлива для всей электроэнергетической системы страны. Власти предпринимают усилия для обеспечения стабильной работы системы, о конкретных проблемах и путях их решения в эти дни довольно подробно население информируют ответственные лица в эфире государственного телевидения.
Куба испытывает и серьезную нехватку медикаментов. Главная причина – недостаток валюты, финансирования для их приобретения. Новые санкции и давление со стороны США приводят к тому, что ряд поставщиков оказываются неспособными осуществить отправку необходимого. К этому следует добавить возросший спрос в мире на сырье для производства медикаментов опять же из-за пандемии. По оценкам премьер-министра Кубы Мануэля Марреро Круса, из-за ужесточения блокады закупка многих продуктов обходится Кубе на 30–50% дороже, чем раньше.
***
Итог волнений на Кубе – один погибший и несколько десятков раненых, часть из которых – люди, вышедшие на улицу, чтобы восстановить порядок и не допустить погромов. Выступления не носили спонтанный характер, они были явно скоординированными и начались параллельно в нескольких пунктах страны. Кубинское руководство с самого начала говорило о разных группах граждан, оказавшихся вовлеченными в события минувшего воскресенья. Помимо откровенных врагов революционного процесса на Кубе, действующих в интересах США, а также преступных элементов, там оказались и те, кто вышел на улицу, устав от трудностей, не понимая до конца их причин, кто сбит с толку, а порой и не получает должного внимания от властей. В словах Диаса-Канеля в эти дни много размышлений на эту тему – и о недоработках революции в бедных районах, и о недостаточном внимании к части молодежи, которая не находит другого места в жизни и криминализируется. Все это, безусловно, болезненные темы для серьезного анализа и поиска решений.
Кроме того, протесты совсем не были мирными. «Существуют тысячи мирных способов, с помощью которых революционеры, революционеры не согласные и недовольные и даже не революционеры могут заявлять о своей позиции. Но вчера повестка не была мирной. Был вандализм, били стекла и кидали камни в магазины, грабили товары в валютных магазинах. Закидывали камнями силы полиции, переворачивали машины. Поведение абсолютно вульгарное, непристойное и преступное», – по итогам событий воскресенья анализировал кубинский президент.
О том, что протесты не были мирными, рассказывают и кубинцы, пострадавшие от действий хулиганов и провокаторов. 36-летний гаванский преподаватель программирования в Университете информатики Рейнальдо Росадо в то воскресенье был занят вопросами организации помощи больным коронавирусом, так как университет предоставил свои помещения под эти нужды. Узнав о происходящем, вместе с другими сотрудниками Росадо поспешил в гаванский район «10 октября», где происходили столкновения. «Они вели себя очень агрессивно, мы не были к этому готовы», – признает Рейнальдо. Многие из участников уличных акций были вооружены бутылками и камнями, так что на кубинцев, произносивших революционные лозунги и шедших под национальными флагами, обрушился буквально град камней. «В большинстве своем это были мужчины, без рубашек, без масок, казалось даже, что они под воздействием алкоголя или наркотиков. И напротив мы, группа преподавателей, в основном женщины, а также некоторые студенты». В завязавшейся потасовке Рейнальдо Росадо получил удар камнем в лицо. У него трещина скуловой кости, раны вокруг глаза врачи зашили и сочли большой удачей, что камень был большой, так как мелкие осколки могли бы повредить глаз. Когда окровавленного преподавателя грузили в полицейскую машину, которая и доставила раненого в госпиталь, Рейнальдо услышал, как группа манифестантов аплодировала ему, а затем стала кричать полиции: «Убийцы!». «Не удивлюсь, если окажусь в соцсетях в качестве контрреволюционера – жертвы полицейских репрессий», – предупреждает Росадо.
Гаванец Оскар Дельгадо, координатор муниципального совета одного из районов, тоже в минувшее воскресенье был на работе: для размещения больных ковидом приспосабливали два детских садика. Вместе с другими работниками он сначала пытался поговорить с группой объявившихся в районе людей, выкрикивавших оскорбления в адрес полиции, президента страны и даже национальных героев Масео и Марти. Однако быстро стало понятно, что вести диалог эта публика не намерена. На Оскара напали несколько человек, он получил различные травмы. «Это была организованная и подготовленная акция, там не было ничего спонтанного», – говорит Дельгадо. Группа зачинщиков прошла по непростым с социальной точки зрения районам, рассчитывая, что к ним присоединятся жители, анализирует он. Объектами вандализма по ходу становились госучреждения, включая книжный магазин и почту.
В понедельник произошли столкновения в столичном муниципалитете Арройо Наранхо. По заявлению министерства внутренних дел, «организованные группы антисоциальных и преступных элементов» предприняли попытку направиться к местному полицейскому участку. Путь им преградили работники МВД и рядовые кубинцы. Так называемые «манифестанты» были вооружены холодным оружием и камнями, нападали на полицейских и гражданских, а также на жилища, устроили поджоги, повреждали электропровода. В ходе столкновений погиб 36-летний гражданин, ранее судимый за кражу и нарушение общественного порядка. Обстоятельства произошедшего расследуются. Пострадавшие в беспорядках есть с обеих сторон. Действия ряда участников волнений будут квалифицированы с точки зрения закона.
***
Глава государства Мигель Диас-Канель в ответ на попытки дестабилизации в воскресенье призвал народ выходить на улицы, чтобы защитить революцию. Призыв был услышан, по всей стране состоялись митинги в поддержку действующего правительства. Национальные флаги Кубы (в отличие от флагов США, замеченных в ходе антиправительственных выступлений), портреты Фиделя появились на улицах и площадях Гаваны и других городов. «Да здравствует революция!», «Родина или смерть!», «Мы победим!», «Пусть будет Диас-Канель, пусть он будет!» – вот лозунги тех, кто вышел по призыву президента. «Улицы Кубы принадлежат революционерам» – под таким тэгом выкладывали фотографии и видео с этих митингов в соцсетях.
Один из исторических лидеров революции, участник штурма казарм Монкада и высадки с «Гранмы» команданте Рамиро Вальдес оказался в эти часы в провинции Сантьяго-де-Куба. Срочно прервав дела (а в этих местах команданте находился с миссией, касавшейся борьбы с пандемией), Вальдес возник перед людьми в городке Пальма-Сориано. Расспросил о том, что их волнует, заверил, что и в эти непростые времена Революция никого не оставит, попросил разойтись по домам. «Как по мановению волшебной палочки, ругательства группки зачинщиков сменились на овацию большинства людей, которые спонтанно стали кричать лозунги в поддержку Фиделя, Рауля, Диаса-Канеля и Рамиро Вальдеса», – рассказал журналистам один из очевидцев. Позднее в центре Сантьяго сотни сторонников революции собрались возле штаб-квартиры партийного комитета провинции.
Сам Диас-Канель перед лицом контрреволюционных провокаций отправился в городок Сан-Антонио-де-лос-Баньос под Гаваной, чтобы напрямую поговорить с его жителями. Экономическая ситуация крайне непростая – кубинские власти никогда этого не скрывали, привыкнув разговаривать с народом честно. «Но вместе с тем есть группы контрреволюционеров и наемников, которым платит правительство США, платит не напрямую посредством агентств правительства США, чтобы организовывать подобного рода манифестации», – заявил президент.
«Законно испытывать недовольство, но также мы должны быть способны видеть и хорошо определять, где нами хотят манипулировать и нас хотят разделить, – разъяснял президент Диас-Канель на следующий день в эфире государственного телевидения. – Всех тех, кто поощряет эти вещи и хочет показать себя спасителями в ситуации, которую переживает Куба, не интересует ни здоровье, ни питание народа. Они хотят поменять систему, чтобы установить какое правительство на Кубе? Такое, что приватизирует государственные услуги, которое не будет принимать во внимание интересы и нужды всех». «Не очень ли лицемерные и циничные это речи, когда ты блокируешь, проводишь политику, которая нарушает права всего народа, на протяжении более чем 60 лет и ужесточаешь ее в столь сложный момент пандемии, и хочешь предстать великим спасителем? Сними с нас блокаду, отмени 243 [санкционные] меры, и мы посмотрим, на что способен этот народ, который проделал огромную социальную работу, подчиненную почти военной экономике из-за этих мер».
***
Привычные приемы информационной войны стали применяться к кубинским событиям сразу же. В попытке показать массовый характер антивластных выступлений на острове за картинку с Кубы выдавались кадры из Буэнос-Айреса, где множество людей вышли на улицы, отмечая победу аргентинской сборной по футболу. Все под тем же хештэгом #SOSCuba публиковались и фотографии многотысячных египетских протестов 2011 года, которые выдавались за антиправительственные манифестации на гаванском Малеконе. Еще один трюк – запуск утки о якобы бегстве Рауля Кастро в Венесуэлу, проиллюстрированной фотографией выходящего из самолета Рауля, сделанной 4 года назад, в связи с очередным саммитом блока ALBA.
Уже есть первые анализы схем использования соцсетей для организации произошедшего на Кубе. В частности, испанский эксперт Хулиан Масиас Товар анализирует 2 млн твитов с хештэгом #SOSCuba и запуском кампании, раскручивающей идею коллапса кубинской медицинской системы в связи с усложнившейся ситуацией с коронавирусом. «Началось с просьб об оказании гуманитарной помощи, которые исходили в том числе от популярных музыкальных исполнителей, а также от тысяч недавно созданных аккаунтов и ботов, а закончилось мобилизациями на улицах», – пишет Масиас. А от требований гуманитарной помощи рукой подать до следующего шага – требования гуманитарного коридора, который якобы исправит ситуацию. Мы помним, что аналогичным образом, под видом доставки гуманитарного конвоя, пытались реализовать сценарий вторжения в Боливарианскую Венесуэлу в феврале 2019 года.
В понедельник состоялось заседание Политбюро, на котором присутствовал Рауль Кастро. Анализировались события минувшего воскресенья, контрреволюционные провокации и ответ народа, вышедшего по призыву Диаса-Канеля на улицы защищать революцию.
В настоящее время на Кубе спокойно. «Мы не можем позволить, чтобы нас разъединили, раскололи те, кто не хочет лучшего для нашей страны. Проблемы должны решаться самими кубинцами в рамках революционного процесса. Так было всегда на протяжении этих 60 лет», – напомнил Диас-Канель. «Революцию мы будем защищать до конца», – заверил он.