В компании «Аэрофлот», работникам которой руководство не просто предложило уколоться, а потребовало это сделать, подобного единодушия пока не наблюдается, но более 400 членов коллектива уже объединились и дали понять руководству, что ответом на добровольно-принудительную вакцинацию станет забастовка. В конце прошлого месяца сотрудники «Аэрофлота» получили от авиакомпании уведомления об обязанности пройти вакцинацию COVID-19, а также о санкциях, которые последуют за отказом это сделать без наличия противопоказаний, подтвержденных медицинским заключением (получить которое на сегодняшний день практически невозможно). Летчикам, бортпроводникам и работникам наземных служб угрожают отстранением от работы без сохранения заработной платы. Кроме того, «отказники» и члены их семей не смогут воспользоваться бесплатными корпоративными авиабилетами.
Эльвира Шакирова на протяжении 6 лет работает в «Аэрофлоте» бортпроводницей, на прошлой неделе она записала видеообращение, адресованное всем гражданам нашей страны:
– Хочу обратиться к вам по поводу проблемы, с которой столкнулась я и многие другие коллеги по «Аэрофлоту». 25 июня этого года мы получили уведомления от руководства нашей компании, что мы обязаны, я подчеркиваю – обязаны – сделать прививку от новой коронавирусной инфекции COVID-19. И сделать мы это должны до 19 июля. В противном случае работодатель, по его словам, будет иметь основания отстранить нас от работы без выплаты заработной платы. Это уведомление было подкреплено неофициальным, устным уведомлением со стороны нашего непосредственного начальства. По моим наблюдениям, около трети всех работников не желают проходить вакцинацию. Я и мои коллеги считаем, что это наше законное право как граждан Российской Федерации отказаться от этой процедуры. Конституция РФ, статья 21, говорит о том, что никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским или иным научным опытам. Мы также неоднократно слышали от руководства нашего государства, в том числе от президента Владимира Путина, председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, а также главы Роспотребнадзора Анны Поповой, что вакцинация от COVID-19 – дело сугубо добровольное. На нашей стороне также принципы Нюрнбергского кодекса, документа, принятого благодаря победе наших предков в Великой Отечественной войне. Один из пунктов документа гласит: «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное, добровольное согласие гражданина». Да, кто-то скажет, что нас не увольняют. Но все же понимают, что нас фактически лишают средств к существованию! С практикой принуждения, когда работодатель угрожает отстранением от работы, столкнулись не только мы, бортпроводники, но и пилоты, и работники наземных служб Аэрофлота.
Я всего лишь рядовой работник нашей компании, но за последние две недели со мной тем или иным образом связалось более 400 моих коллег, которые также обеспокоены данной ситуацией. Мы также знаем, что с этой проблемой столкнулось множество людей по всей стране, занятых в разных сферах деятельности. Мы призываем к соблюдению закона Конституции, мы призываем к соблюдению указов и обещаний, данных нам высшим руководством страны. Мы также глубоко огорчены тем, что, по нашим наблюдениям, наше общество сегодня лишают таких базовых человеческих ценностей, как право на трудовую деятельность, презумпцию невиновности и здравого смысла. И самое главное – права самому принимать решения, касающиеся нашего здоровья. Я хотела бы закончить свое обращение одним известным высказыванием, я думаю, что все его знают: «Те, кто готов пожертвовать насущной свободой ради временной безопасности, не достойны ни свободы, ни безопасности».
***
Возможно, руководство «Аэрофлота» немного отрезвит опыт другой крупной компании – РЖД, на днях проигравшей суд своему диспетчеру Оксане Дивисенко. Незаконными были признаны принуждение к сдаче ПЦР-теста, а также штрафы, отстранение от работы и невыплата зарплаты за отказ от тестирования.
Как рассказывает сама Оксана, спустя год выигран уже третий суд!
– Первая победа: снят штраф 16 тыс. руб. за непрохождение теста. Вторая – сняты выговоры (один из них за неношение маски). Третья – суд признал мое отстранение незаконным и обязал РЖД выплатить з/п за 3,5 месяца. Принуждение тестирования на COVID со мной уже было. Надеюсь, руководители всех рангов РЖД сделали вывод. И не наступят на грабли дважды, понимая слово «добровольность» в прямом смысле, и не допустят в рядах своих работников склонение и принуждение к модному укольчику. Хотя заманчивые приказы, поощряющие руководителей за перевыполнение процента уколовшихся, так и летят из Москвы. Что же за «забота» такая о нашем здоровье? Когда работнику приходится отбиваться от такой заботы в судебном порядке. Мир реально перевернулся. Права санитарных врачей вдруг неожиданно так разрослись и расширились, что добровольность медицинского вмешательства стала ниже плинтуса… и людей колют чем попало и где попало… Непрерывный бесперебойный перевозочный процесс на РЖД может легко быть нарушен из-за неожиданной смерти машиниста, который укололся. Реакция в организме настолько неадекватна, что с человеком может случиться что угодно в самый неудобный момент. Вот вам и безопасность. А если машинист в одно лицо? Железнодорожники понимают, о чем я пишу. Хочу, чтобы руководители РЖД поняли и ужаснулись, что они сейчас становятся пособниками преступления, рекламируя и вакцинируя своих работников непроверенной жижей!
А руководство компании тем временем никак не может определиться, какой позиции придерживаться, то рассылая нижестоящим подразделениям телеграммы с обещаниями отстранять всех непривитых, то направляя указание об отмене пункта об отстранении сотрудников, отказавшихся от вакцинации после угроз массового ухода работников на больничные.
***
Еще один яркий пример коллективного сопротивления – московские таксисты, которые, встав единым фронтом, категорически отказались от укола, а увольнять больше половины сотрудников ни одна компания не решилась. В итоге интернет-издание Readovka сообщило о том, что «Яндекс» и «Мейл.ру Групп» не будут отключать от заказов столичных таксистов и курьеров за отказ от прививки.
Как мы видим, объединения коллег по профессиям вкупе со знанием законов очень помогают в борьбе с принудительным медицинским вмешательством.