На юге Турции, в провинции Кахраманмараш разбился арендованный у России пожарный самолет Бе-200, на его борту было семь человек.
«Находившиеся на борту российского самолета Бе-200, потерпевшего крушение в Турецкой Республике, пять членов экипажа из числа российских военнослужащих и три гражданина Турецкой Республики, указывавших очаги пожара, погибли», – говорится в сообщении Минобороны РФ.
Командовал экипажем самолёта легендарный летчик морской авиации, полковник Евгений Кузнецов.
В Минобороны России заявили, что Бе-200 разбился при заходе на посадку после тушения пожаров в районе города Адана. По его данным, для выяснения причин трагедии к месту катастрофы направлена комиссия российского военного ведомства. Чуть раньше Минобороны РФ сообщало об отправке в Турцию самолета-амфибии Бе-200 для помощи в тушении пожаров. Отмечалось, что в эту страну полетел Бе-200 из состава морской авиации Военно-морского флота России.
***
Бе-200 – многоцелевой самолет-амфибия, предназначенный для пожаротушения, оказания экстренной помощи в районах чрезвычайных бедствий, поиска и спасения на воде, санитарных и грузовых перевозок, а также мониторинга окружающей среды. Бе-200ЧС может взять на борт 12 тонн воды. Заполнение баков осуществляется в течение 14 секунд на скорости 150–190 км/ч при глиссировании по водной поверхности. За одну заправку топливом самолет способен сбросить на очаг пожара до 270 тонн воды. Самолет-амфибия Бе-200, который разбился в Турции, был передан военным в 2020 году. Согласно кадрам турецких СМИ, разбился самолет с бортовым номером «20». Он назван в честь советского гражданского летчика Александра Мамкина.
***
Легендарный ас морской авиации
При крушении Бе-200 в Турции погиб полковник Кузнецов
Информацию о смерти известного пилота Евгения Кузнецова в Турции подтвердили его родственники и многочленные официальные лица. По всем меркам это большая потеря для родных, сослуживцев и в целом России. Полковник Евгений Кузнецов по праву считался и легендой, и гордостью современной российской авиации. Фигур, равных ему по статусу и опыту, в нынешней России, пожалуй, уже не осталось.
Первой о гибели Евгения Кузнецова сообщила в своих социальных сетях Наталья Гугуева, главный режиссер дирекции документального кино Первого канала, создательница фильма «Форсаж. Возвращение», в котором главную роль, играя самого себя, исполнил пилот. «Да, он погиб. Это подтвердили и его родные», – написала она.
По информации из открытых источников, командир воздушного судна Евгений Кузнецов был главным по испытаниям самолетов-амфибий Бе-200. Весной он провел цикл полетов в условиях Арктики с посадкой на Землю Франца-Иосифа. Полковник Кузнецов был участником всех главных военно-морских парадов в Петербурге. Под его управлением новейший поисково-спасательный самолет-амфибия Бе-200 впервые пролетел над городом. Самолет носил имя гвардии лейтенанта Александра Мамкина, который в апреле 1944 года на самолете Р-5 ценой своей жизни спас 90 маленьких детей Полоцкого детдома с оккупированной врагом территории.
«…В последнее время он был замначальника центра в Ейске. Палубный летчик. Это легенда, я его знал еще молодым. Я уволился, а он стал командиром полка. Это легенда, восхитительный летчик», – говорит заслуженный военный летчик РФ Геннадий Бакулин.
В 2016 году на экраны вышел российский документальный фильм «Форсаж. Возвращение». Евгений Кузнецов стал его главным героем. Лента рассказывает о военных летчиках, которым пришлось сделать непростой выбор после распада СССР и отхода их полка вместе с Крымом Украине: принять второй раз присягу новой стране или уйти с родного аэродрома на север, оставив квартиры и даже семью.
Пилот оказался на Северном флоте в 1992 году, после того как вместе с 16 летчиками Центра подготовки Саки решил направить свои знания и профессионализм на дальнейшее развитие российской школы палубной авиации.
Евгений Кузнецов в 1987 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени Чкалова, после чего прибыл по распределению на Тихоокеанский флот. В дальнейшем легендарный летчик Тимур Апакидзе предложил Кузнецову перевестись в корабельный истребительный полк, базировавшийся в Саки. Полковник Евгений Кузнецов был начальником 859-го центра боевой подготовки и переучивания летного состава морской авиации, в числе которого также числился разбившийся самолет.
[img=-18202]
***
Пока об официальных версиях не говорилось. Неофициально специалисты называют несколько. По одной из них, у самолета мог отказать двигатель. В этом случае сброс воды мог быть продиктован не столько незначительным возгоранием, сколько желанием экипажа снизить вес самолета, однако тот все равно не смог вовремя набрать нужную высоту. По другой версии не исключается сбой в системе управления самолетом. Дело в том, что перед тем, как попытаться уйти вправо, Бе-200 сделал небольшой крен влево, что может свидетельствовать о потере управления. Как бы то ни было, в любом из этих случаев самолет оказался в горной ловушке. Впрочем, какая-то ясность наступит только после расшифровки черных ящиков.
Вскоре после ЧП в интернете появилась видеозапись, на которой можно было наблюдать крушение. На ней видно, что самолет после сброса воды попытался набрать высоту, чтобы, видимо, пролететь над хребтом, однако безуспешно. После этого Бе-200 стал уходить вправо, но не успел сделать и этого, врезавшись в гору. Можно отметить, что дыма от пожара при этом на записи не видно. Впрочем, в турецких СМИ сообщалось, что местные жители увидели небольшой очаг возгорания в лесу и сообщили о нем пожарным, которые в свою очередь запросили помощи.
Разбившийся самолет был новым. Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева передал его военным в прошлом году.
Экипаж, как сообщалось ранее, прошел специальную подготовку в Ейском авиацентре (859-й центр боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ) и имел практический опыт выполнения борьбы с пожарами. Обслуживание самолета в Турции также проводилось инженерно-техническим составом авиацентра.
Президент посмертно наградил орденом Мужества экипаж российского самолета-амфибии Бе-200 – полковника Евгения Кузнецова, подполковника Владислава Беркутова, подполковника Вадима Карасева, старшего лейтенанта Николая Омельченко и старшего сержанта Юрия Чубарова.