Стяжание власти

Закон, по их словам, очень нужный для построения в РФ единой системы публичной власти, о чем говорится в обновленной Конституции. «Такой закон создаст политическое пространство, которое позволит каждому россиянину в любой точке страны чувствовать себя одинаково защищенным». Кроме того, авторами и их единопартийцами утверждалось, что с принятием данного закона у народа появится больше возможностей влиять на власть и участвовать во власти.

Однако уже первое чтение законопроекта, состоявшееся в Госдуме 9 ноября, показало, что опус Клишаса–Крашенникова – полная противоположность описаниям авторов. О народе в нем вообще не упоминается, а что касается властных полномочий, то ими прирастают только президент и его бояре, сгруппировавшиеся в «Единой России».

«…У закона появилась хорошая идеология: передаем полномочия гражданам от партийной бюрократии», – заявил думский спикер единоросс Вячеслав Володин после принятия законопроекта во втором чтении (за – 332, «ЕдРо» и ЛДПР, против – 87, КПРФ консолидированно, частично справроссы и «Новые люди»). Его слова вызвали у многих депутатов кривую усмешку: спикер по меньшей мере лукавил. Народ с его мнением и чаяниями никак не отражен в проекте. А идеология все та же: стяжай власть, ее много не бывает, чем больше ее будет у нацлидера, тем всесильнее будет «Единая Россия».

И если говорить о народе. К примеру, местное самоуправление всегда было самостоятельным, там жители сами избирали главу своего села, поселка, и никто его не мог снять, кроме самих жителей. Закон Клишаса–Крашенинникова лишит вольную глубинку даже этих крох участия во власти. Местное самоуправление загонят в жернова путинской вертикали, а народу, если не будет сопротивляться, достанется лишь роль стороннего наблюдателя. Вот такие «полномочия» передает «ЕдРо» своим гражданам.

Подноготную проекта сразу же раскусили коммунисты, и еще при первом чтении всей фракцией высказались против его принятия. Юрист Юрий Синельщиков назвал неприемлемым отстранение губернаторов президентом без каких-либо обоснований, а всего лишь из-за «утраты доверия».

Жарким и долгим стало второе чтение (9 декабря). Оно продолжалось почти всю пленарку. К документу поступило 418 поправок, что указывает на сумбурность, противоречивость, порой даже алогичность творения Клишаса–Крашенинникова.

Около 70 поправок депутаты, главным образом коммунисты, вынесли на отдельное голосование, им хотелось придать некую удобоваримость будущему закону. Тем более что во время подготовки ко второму чтению он пополнился злокозненными положениями, нацеленными на ликвидацию оппозиции.

Одно из них – отмена партийных списков при избрании депутатов законодательного органа субъекта РФ.

При первом чтении в законопроекте говорилось, что часть депутатов региональных парламентов избираются по партийным спискам, часть – по одномандатным округам. Но появилась поправка, «обнулившая» партсписки. Протест против такого новшества выразили коммунисты и справроссы.

Алексей Куринный (КПРФ) выступил за восстановление прежней редакции и внес сущностную поправку: оставить прежнюю редакцию текста это значит, что депутаты заксобрания субъекта должны избираться 50:50, половина по партспискам, половина по одномандатным округам. «Такая норма действовала 20 лет, – отметил Куринный, – она способствовала развитию и укреплению партийной системы. Ликвидация партсписков – удар по партийной системе, которая худо-бедно сформировалась в РФ. Понятно, что партии власти удобнее проводить своих одномандатников в региональные парламенты. Но без активной оппозиции, без партий, на которые ориентируются граждане, не будет стабильности в стране».

Поправка Куринного не прошла, «за» проголосовало 104 депутата (КПРФ, справроссы, часть ЛДПР), «ЕдРо» не голосовало.

Партийная система ставится под удар, а оппозиции будет очень трудно соперничать с богатыми единороссами.

Крашенинников этим не обеспокоен, он всего лишь заметил, что «субъекты сами решат, как им проводить выборы, с партсписками или нет». Но это отговорка. Если в законе не будет партсписков, то субъекты не рискнут своевольничать.

В законопроекте ликвидировано право депутатов от оппозиции занимать руководящие должности в региональных парламентах. 

А. Куринный попытался поправкой восстановить существовавшее право избранников от оппозиции, но «ЕдРо» тупым бездействием не позволило коммунисту восстановить справедливость. А Крашенинников назвал поправку «избыточной нормой».

Страсти кипели вокруг губернаторов. Коммунисты настаивали на восстановлении прямых выборов региональных руководителей, но их не захотели слушать, поэтому все останется как есть: где-то будут проводиться выборы, где-то – утверждения в заксобраниях. Власть не решается полностью положиться на волю народа: не тех может выбрать.

В то же время законопроект Клишаса–Крашенинникова снял ограничения по срокам пребывания губернаторов у власти.

«Фракция КПРФ полагает, что высшее должностное лицо субъекта РФ может руководить регионом не более двух сроков подряд, а продолжительность сроков не должна превышать пять лет», – заявил Юрий Синельщиков (КПРФ).  

Спикер В. Володин категорически возразил коммунисту: пусть в регионе сами решают, есть успешные руководители, нельзя их ограничивать двумя сроками.

В этом случае единороссы вроде бы дают главам регионов возможность проявить себя. Но оставляют их зависимыми от воли президента, который может выставить уволить любого, самого блестящего главу с формулировкой «утрата доверия», не раскрывая подробностей, в чем «утрата» состоит.

Вспомним, как Путин жестко настоял на увольнении иркутского губернатора С. Левченко, в эффективности которого никто не сомневался, – он за два года удвоил бюджет региона и уверенно вел область к финансовой самостоятельности. Но Путин выдавил отличного специалиста в угоду собственным амбициям, не смог смириться, что успешный Левченко – коммунист. Но вернемся к законопроекту Клишаса–Крашенинникова.    

Ю. Синельщиков внес поправку о необходимости указывать причину отставки. «ЕдРо» не поддержало.

Молчанием ответила трехсотголосая фракция на инициативы коммунистов о наделении граждан правом отзывать нерадивого губернатора. Володин, кажется, не прочувствовал этот момент.

Законопроект установил ограничения на встречи региональных депутатов с избирателями: «Встречаться только на придомовых территориях», – гласит соответствующее положение.

«Но если депутаты всех уровней проводят встречи в целях информирования избирателей о своей деятельности, то им необязательно иметь на то согласие от органов исполнительной власти», – уточнил Ю. Синельщиков.

Крашенинников был непоколебим: «Все должно регулироваться законодательством о митингах, шествиях и пикетированиях, такая ссылка есть в законопроекте. Поправку – отклонить».

Похоже, правящий режим, обладающий невероятными властными, финансовыми и силовыми возможностями, панически боится всего – широкого общения депутатов с избирателями, влияния оппозиции на умы граждан, распространения правдивой информации, протестов на улицах.

Традиционно коммунисты внесли в законопроект требование о запрете губернаторам иметь не только заграничное гражданство, но и недвижимость за рубежом, двойное гражданство либо вид на жительство членам его семьи. «Губернаторы обязаны быть патриотами. А если у высшего должностного лица будет домик в Испании, или у его супруги окажется недвижимость за рубежом, то он будет уже не очень патриотичным», – пояснял суть поправки А. Куринный. 

Крашенинников категорически против. И зачем-то вспомнил про распавшиеся семьи при крушении СССР, хотя отлично понимал, какое зарубежье имеется в виду. 

Поправка отклонена.

Целая группа депутатов – коммунисты, справроссы, независимый депутат Оксана Дмитриева, ряд жириновцев выступили за отмену муниципального фильтра, через который проходят кандидаты в губернаторы и отсеиваются «лишние», чаще из политических соображений. 

Но «ЕдРо» и Крашенинников не прислушались к мнению депутатов. При голосовании 106 парламентариев от малых фракций поддержали отмену фильтров, а единороссы не прикоснулись к кнопкам. Фильтры остались в законопроекте.

Длительная напряженная дискуссия практически не коснулась депутатов самой большой фракции в Госдуме. Разве что П. Крашенинников, как председатель профильного комитета, обязан был комментировать поправки думской оппозиции, и В. Володин, который вел заседание.

Очнулись единороссы от скуки, когда понадобилось голосовать за принятие законопроекта «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» во втором чтении. Тут их кнопки заработали и законопроект получил поддержку конституционного большинства Госдумы.

Правда, пятеро единороссов – Татьяна Ларионова, Рустам Калимуллин, Марат Нуриев, Айрат Фаррахов и Азат Ягафаров – вопреки партийной дисциплине проголосовали против. Но не потому, что они против законопроекта, а исключительно из-за отмены наименования «президент» для первых лиц республик, в том числе и Татарстана – Рустама Минниханова. Он теперь просто глава республики. А президент в стране – один, в Кремле, В.В. Путин.

На этой неделе состоится третье чтение законопроекта. Ожидается, что результат голосования будет таким же, как при первом и втором чтениях. Не залежится важный для власти и его партии закон ни в Совете Федерации, ни на столе у президента. С 1 июня 2022 года основная часть его вступит в силу, а положения, связанные с расходами, с 1 января 2023 года, после утверждения текущего бюджета.

 

Другие материалы номера