Согласно подсчетам Росстата, в первом квартале 2022 года численность населения с доходами ниже границы бедности составила 20,9 миллиона человек. При этом на конец 2021 года ведомство сообщало о 12,4 миллиона россиян, находящихся за чертой бедности. Таким образом, за три месяца 2022 года бедных в России стало больше на 8,5 миллиона.
В первом квартале 2022 года Росстат исходил из планки в 12 916 рублей – минимального дохода, достаточного для жизни в России, по мнению ведомства.
По сравнению с 2021 годом средний доход россиян снизился с 47 694 рублей до 36 234 рублей, падение составило 24%. При этом средняя заработная плата уменьшилась с 62 828 рублей до 60 101 рубля, или на 4,3%. Численность занятого населения сократилась на 800 тысяч человек. Объем социальных выплат в первом квартале 2022 года по сравнению с предыдущим снизился на 19,4%.
Росстат оценивает численность населения с денежными доходами ниже установленной границы бедности с 1992 года. В 2021 году методика расчета черты бедности была изменена. Сейчас она соответствует стоимости потребительской корзины в IV квартале 2020 года с поправкой на инфляцию.
Ситуация настолько критическая, что Росстат был вынужден признать, что правительство вместе с правящей партией «Единая Россия» отправила всего за три месяца «за черту бедности» почти 6 процентов населения страны. По большому счету, это уже катастрофа. Одной из главных причин столь стремительного обнищания соотечественников, безусловно, является инфляция, которая стремительно обогнала рост доходов. Реальные располагаемые доходы после короткого восстановления начали падать с невиданным ранее ускорением.
Причем, что самое тревожное, правительство ничего с этим сделать не может. Занятость повышать весьма затруднительно. Повышать пенсии, социальные пособия и зарплаты бюджетников, помочь малообеспеченным перевалить черту бедности правительство не решается, внушая народу, что это вызовет еще большую инфляцию. В результате бедных становится только -больше.
Международные санкции и добровольный уход из России огромного числа западных компаний сломали механизм, который позволял хоть как-то балансировать у критической черты нищеты значительной части населения. Отечественная промышленность и сельское хозяйство разрушены давно и бесповоротно, поэтому ситуацию спасала заграница.
Банк России в заявлении, опубликованном по результатам заседания совета директоров 10 июня, указал на то, что российская внешняя торговля продолжает сокращаться. Сейчас темпы падения импорта выше темпов сокращения экспорта. Это является серьезным препятствием для восстановления работы предприятий, сильно зависящих от поставки иностранных материалов и комплектующих. Да и для импортозамещения требуется оборудование, поставки которого в условиях санкций не только не растут, но продолжают сокращаться.
Для создания новых производств предприятиям потребительского сектора крайне непросто найти работников. Сокращение безработицы на фоне падения промышленного производства и снижения ВВП свидетельствует лишь об изменении структуры занятости. Количество людей, работающих на рост благосостояния, сокращается. По сути, уже сейчас можно говорить о начале структурной перестройки российской экономики. Правда не о той, о необходимости которой говорила глава Банка России Эльвира Набиуллина. Вместо импортозамещения страна получила модель, в которой рост ВВП идет за счет снижения общего уровня жизни.