Украина не позволит Европе поднять экономику

Вступившая в 2023 год Европа по-прежнему борется с «суровыми экономическими морозами». Энергетический кризис, высокая инфляция, сокращение обрабатывающей промышленности и множество других факторов омрачают перспективы восстановления экономики континента. Европейская комиссия прогнозирует, что как в ЕС, так и во всей еврозоне рост валового внутреннего продукта (ВВП) в 2023 году составит всего 0,3%, что намного ниже прогноза в 2,3% в весеннем отчете об экономических перспективах. Многие аналитические центры дали более пессимистичные оценки и считают, что в 2023 году экономика Европы столкнется с отрицательным ростом.

Сможет ли в новом году экономика региона, длительное время находящаяся под давлением, прорваться сквозь лед и поприветствовать теплую весну?

***

Данные, опубликованные различными институтами в конце прошлого и начале этого года, продемонстрировали, что европейская экономика столкнется со сложными проблемами во многих областях.

Что касается энергетики, в последнем отчете Международного энергетического агентства (МЭА) «Как ЕС избежать нехватки природного газа в 2023 году» чиновники забили тревогу по поводу ситуации с энергоснабжением в Европе. В нем отмечено, что в 2023 году Евросоюз по-прежнему может столкнуться с потенциальной нехваткой почти 27 миллиардов кубометров природного газа, что составляет около 6,8% от общего базового спроса на газ в ЕС.

По вопросу инфляции ЕК ожидает, что ее уровень снизится в 2023 году, но в целом по-прежнему останется высоким: в ЕС он может составить 7,0%, а в еврозоне – 6,1%. По последним прогнозам, опубликованным Европейским центральным банком, уровень инфляции повысится в еврозоне с 5,5% до 6,3% в 2023 году. Снижение курса евро по отношению к доллару также способствовало росту инфляции. С 2022 года обменный курс евро по отношению к доллару продолжал падать, установив рекорд, когда евро впервые за 20 лет опустился ниже паритета с долларом. Немецкая газета Süddeutsche Zeitung отметила, что обесценивание евро по отношению к американской валюте сделало обстановку в Европе более сложной. Регион импортирует из США энергоресурсы и платит за сырье и полуфабрикаты, номинированные в долларах, по завышенным ценам, что увеличивает стоимость энергии в ЕС.

Что касается обрабатывающей промышленности, то в декабре 2022 года окончательное значение Индекса менеджеров по закупкам (PMI) в обрабатывающей промышленности еврозоны составило 47,8, в то время как цифры для Франции и Германии были 49,2 и 47,1, соответственно, что ниже линии подъема-спада в 50 пунктов и говорит об упадке. Европейское общественное мнение считает, что американский закон о снижении инфляции, вступивший в силу 1 января 2023 года, ввел дискриминационную политику огромных субсидий, которая будет еще больше стимулировать европейские производственные компании, особенно предприятия, производящие электромобили, к переносу цепочек поставок в Северную Америку. Это усилит «деиндустриализацию» Европы, вызовет потерю рабочих мест в обрабатывающей промышленности и поставит под угрозу социальную стабильность и долгосрочное экономическое развитие континента.

Цуй Хунцзянь, директор департамента изучения Европы Китайского института международных исследований, отметил, что в начале 2022 года Европа рассчитывала добиться «ответного» экономического роста после его замедления из-за эпидемии коронавируса, но приняла неожиданный удар. Во-первых, разразился конфликт между Россией и Украиной, и политическая цель ЕС сместилась со стимулирования экономического оживления на реагирование на геополитический кризис. Страны начали делать больший упор на сферу безопасности с точки зрения финансовых вложений и распределения ресурсов, нарушая процесс и планирование восстановления экономики региона. Во-вторых, санкционная борьба с Россией затронула энергоснабжение, ядро европейской экономики. Дефицит энергии и рост цен негативно сказываются на восстановлении экономики, приводя к высокой инфляции, снижению уровня жизни населения, росту себестоимости промышленного производства и снижению конкурентоспособности предприятий. Кроме того, курс евро упал, а торговля, инвестиции и потребление, составляющие «боевую тройку» экономики, демонстрируют спад. «Что касается европейской экономики, то 2022 год был однозначно неудачным для ЕС. Исходя из этого, в 2023 году Европе все еще грозит определенный риск рецессии».

«Геополитический кризис – это самая большая проблема, с которой столкнулась европейская экономика в 2022 году». Чжао Кэ, доцент Института международных стратегических исследований Партийной школы ЦК КПК, указал, что конфликт между Россией и Украиной, а также изменения в ситуации с европейской безопасностью ослабили доверие инвесторов к рынку еврозоны. ЕС ускорил «дерусификацию» энергоснабжения, что привело к дефициту предложения и стремительному росту цен, а также повысило стоимость экономической деятельности. Последовавшие за этим проблемы, такие как высокая инфляция и снижение потребительской способности жителей, серьезно повлияли на восстановление экономики континента. В 2022 году она столкнулась с трудностями, а в 2023 году может ослабнуть до того, что достигнет дна до того, как произойдет отскок. Однако процесс ее восстановления тесно связан с тенденцией геополитических конфликтов, и все еще существует большая неопределенность.

***

Согласно сообщениям иностранных СМИ, ЕК получила заявку Италии на третью партию средств из фонда экономического восстановления Next Generation EU в размере 19 миллиардов евро. Национальный план восстановления и устойчивости Италии расписывает, что сумма средств из фонда должна в общей сложности составить 191,6 миллиарда евро, из которых 69 миллиардов – это ассигнования, а 122,6 миллиарда – кредиты. На данный момент ЕС выделил авансовые платежи в размере 24,9 миллиарда евро, а также первый и второй пакеты восстановления по 21 миллиардов евро каждый.

Сейчас политическая корзина ЕС для решения проблем экономического восстановления проходит ряд испытаний. Цуй Хунцзянь считает, что главной целью плана экономического восстановления Next Generation EU, запущенного в 2020 году, является борьба с пандемией. После вспышки украинского конфликта Евросоюз столкнулся с новыми экономическими вызовами, и теперь уже неизвестно, достаточно ли в фонде средств для экономического восстановления региона. «Если бюджетные инвестиции слишком велики, но экономический рост не может обеспечить сильную поддержку, это влияет на финансовую устойчивость. ЕС по-прежнему необходимо вкладывать в безопасность, оборону, управление беженцами и другие области. В сочетании с возросшим финансовым давлением в эпоху высоких цен на энергоносители в краткосрочной перспективе ему будет трудно запустить новые крупные фонды восстановления».

В области энергетики ЕС также постоянно что-то предпринимает. Председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен заявила на конференции Energy outlook for Europe в декабре 2022 года, что новых установленных мощностей ЕС по возобновляемым источникам энергии в 2023 году будет достаточно, чтобы заменить 12 миллиардов кубометров природного газа. По прогнозу МЭА, в худшем случае Евросоюз сможет «восполнить пробел после полного прекращения поставок российского природного газа» за счет повышения энергоэффективности, увеличения инвестиций в возобновляемые источники энергии и изменения привычек потребителей.

«Хотя Европа с огромными затратами в целом смогла обеспечить безопасность энергоснабжения в 2022 году, тем не менее, с достижением устойчивой безопасности поставок и содействием разумному преобразованию энергетической структуры много неопределенности, а до энергетической независимости еще далеко». Цуй Хунцзянь отметил, что в 2023 году Европе придется использовать «трехсторонний подход» в трех конфликтующих областях для достижения целей в области энергетики: наряду с улучшением диверсификации и стабильности источников импорта и преодолением влияния высоких цен на энергоносители на экономику и финансы ей будет необходимо обеспечить лидерство в области «зеленой» трансформации и изменения климата.

В ответ на высокую инфляцию Европейский ЦБ с июля 2022 года продолжает планомерно и быстро повышать процентные ставки. После заседания по денежно-кредитной политике в середине декабря 2022 года председатель Европейского центрального банка Кристин Лагард подтвердила решимость и дальше повышать процентные ставки, заявив, что следующие несколько заседаний могут поддержать единовременный рост ставки на 50 базисных пунктов. Центробанк также решил начать программу сокращения баланса (портфеля активов) в среднем на 15 миллиардов евро в месяц начиная с марта 2023 года.

Чжао Кэ отметил, что при нормальных обстоятельствах выбор правительств для борьбы с экономической рецессией – это либеральная денежно-кредитная политика. Однако из-за необходимости сдерживать инфляцию Европейский ЦБ решил ее ужесточить. В 2023 году ожидания по экономическим показателям региона вызывают беспокойство.

***

Европейская экономика будет испытывать дальнейшее давление под влиянием множества факторов: неразрешенного энергетического кризиса, высокой инфляции, которую невозможно снизить, и трудностей, связанных с повышением процентных ставок ЦБ. В сочетании с рядом долгосрочных проблем, таких как старение населения, кризис беженцев и нелегальная иммиграция, а также снижение международной конкурентоспособности, это еще больше подорвет процесс восстановления экономики. Многие аналитики отмечают, что в первом квартале 2023 года еврозона может демонстрировать отрицательный экономический рост два квартала подряд.

4 января председатель Еврогруппы Паскаль Донохью опубликовал в The Economist статью, в которой заявил, что Европа столкнулась с беспрецедентными проблемами и неопределенностью, а энергетический кризис привел к рекордной инфляции, что является огромным испытанием для экономики. В отчете Morgan Stanley отмечено, что ситуация на европейском рынке природного газа в 2023 году останется напряженной, а цены на энергоносители будут и дальше держаться на высоте. В то же время инфляция сдерживает инвестиции и потребление, а денежно-кредитная политика ужесточает финансовые условия, делая капитальные затраты более вялыми.

Цуй Хунцзянь отметил, что для восстановления европейской экономики в 2023 году необходимо решить комплексные противоречия. Помимо перечня внутренних проблем, нельзя игнорировать и внешние вызовы. Во-первых, если напряженность в украинском конфликте не удастся снять, сохранятся внешние факторы, негативно воздействующие на восстановление экономики Европы, а долгосрочные высокие цены на энергоносители еще больше повлияют на ожидания экономического роста и усугубят нынешние проблемы с инфляцией. Во-вторых, между США и Европой продолжаются торгово-промышленные трения из-за закона о снижении инфляции. Если обеим сторонам не удастся прийти к консенсусу, инвестиционная среда континента будет подвергаться негативному воздействию. В-третьих, могут проявиться неожиданные факторы в процессе избавления от зависимости от России и стремления к диверсификации источников энергии, что также станет большим испытанием для региона.

Будучи локомотивом европейской экономики, Германия и ее экономическое положение привлекают всеобщее внимание. Как сообщает агентство Deutsche Presse, предварительные данные, опубликованные Федеральным статистическим управлением Германии, показали, что уровень инфляции в стране в 2022 году достиг 7,9%, тогда как в 2021 году составлял всего 3,1%. Немецкий федеральный банк прогнозирует, что показатели инфляции не опустятся ниже 7% в 2023 году.

«Продвижение ЕС «дерусификации» энергоснабжения плохо повлияло на Германию, которая сильно зависит от российских энергоресурсов. Германия – двигатель экономики региона, поэтому если ее темпы роста остановятся, это повлияет на процесс восстановления экономики всего ЕС». Чжао Кэ добавил, что на фоне неурегулированного конфликта между Россией и Украиной и продолжающегося повышения процентных ставок перспективы восстановления экономики Европы в 2023 году мрачны. Практические шаги, которые может предпринять ЕС, также ограниченны. В основном они включают предоставление средств на восстановление экономики, продвижение цифровизации и «зеленой» трансформации, укрепление построения системы социального обеспечения и повышение потребительской уверенности жителей. Конкретные результаты еще предстоит проверить.

«Только когда внутренние и внешние противоречия будут в определенной степени разрешены, можно ожидать, что экономика региона достигнет разумной цели роста в 2023 году. Однако, учитывая продолжающиеся темпы повышения процентных ставок Европейским центробанком, будет уже хорошо, если она сможет просто сохранить стабильность в первые три квартала 2023 года. Будут ли улучшения, зависит от экономических показателей в четвертом квартале 2023 года», – сказал Цуй Хунцзянь.

Ли ЦЗЯБАО

«Жэньминь жибао» (Китай)

 

Другие материалы номера

Приложение к номеру