Аэропорт Домодедово официально перешел в собственность государства. Согласно изменениям, внесенным в ЕГРЮЛ 19 июня, 100% долей в ООО «ДМЕ Холдинг» принадлежат Росимуществу.
В собственность государства перешли также другие компании, участвующие в управлении воздушной гаванью: «Домодедово фьюэл фасилитис», ООО «Домодедово айти сервисиз», ООО «Девелопмент энд констракшн менеджмент», ООО «Домодедово коммершл сервисиз», ООО «Домодедово эрфилд» и ряд других.
Ранее компанию целиком контролировал Дмитрий Каменщик. 1% акций принадлежал непосредственно ему, остальные 99% – его же компании АО «Аламо Холдинг».
Напомним, в начале года Генпрокуратура России подала в Арбитражный суд Московской области иск к 30 компаниям группы «Домодедово» и их бенефициарам Дмитрию Каменщику и Валерию Когану. Иск среди прочего коснулся управляющих аэропортом компаний, таких как мальтийская «Фонд атлант фаундейшн», кипрская «Аламо (трасти) си вай лимитед», нидерландская «ДМЕ административ фаундейшн», а также зарегистрированные в специальном административном районе на острове Октябрьский в Калининградской области «Эрпорт менеджмент компани лимитед», «Асьенда инвестментс лимитед» и «Верулия инвестментс лимитед».
Как сообщал «Интерфакс», перед подачей иска в Арбитражный суд прокуратура проводила проверку порядка приватизации «Домодедово» и выделения земель, строительства объектов и сделки с активами.
Причиной стало то, что Каменщик и Коган, являясь гражданами иностранных государств, владели акциями стратегически важного предприятия и при этом выводили за рубеж многомиллионные прибыли. По версии надзорного ведомства, Каменщик и Коган нарушили ФЗ №57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Согласно ему, иностранные резиденты, не имеющие специального разрешения Правительства, не имеют права владеть стратегическими предприятиями. Аэропорт же оказался в собственности Каменщика, имеющего тройное гражданство (Турции и ОАЭ) помимо российского, а также подданого Израиля Когана. Отметим, что, согласно недавним сообщениям, «Интерфакса», в ходе разбирательства выяснилось, что Коган является не собственником, а всего лишь главой наблюдательного совета.
Также в декабре 2016 года ответчики «в целях блокирования деятельности органов государственного контроля РФ за своей противоправной деятельностью» перевели активы связанных с аэропортом «Домодедово» компаний в зарегистрированные на Мальте и в Нидерландах фонды. Тогда владельцем 90% акций DME Ltd стал зарегистрированный в Амстердаме DME Stichting Administratiekantoor, остальные 10% перешли в фонд Atlant Foundation из Валетты. В обоих из них соучредителем являлся Каменщик.
В 2024 году, не раскрывая реальной структуры управления компаниями, Каменщик и Коган обратились в ФАС для согласования сделок по передаче стратегических предприятий под контроль ООО «ДМЕ Холдинг» (учредители – Каменщик и его компания АО «Аламо Холдинг»).
Правительственная комиссия и ФАС согласовали сделку о переходе прав ООО «ДМЕ Холдинг», что и было сделано осенью 2024 года.
Первое заседание по делу прошло 28 февраля этого года. Тогда же было удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела в закрытом режиме. «Представлены документы финансовой разведки о схемах вывода иностранными резидентами капитала за границу, предпринимаемых ответчиками мер по нанесению ущерба экономическому суверенитету страны, раскрываются материалы уголовных дел, возбужденных по факту хищения бюджетных средств при строительстве взлетно-посадочной полосы, и нарушения законодательства о противодействии терроризму. Содержится иная критическая информация, уважаемый суд, которая может быть использована ответчиком против общества и государства», – объяснил причину ходатайства представитель Генпрокуратуры.
Судебный процесс завершился 17 июня. Изначально рассмотрение должно было закончиться еще в мае, однако заседание было перенесено, поскольку, как сообщал ТАСС, ответчику потребовалось время для формирования позиции по представленным материалам, которую надо было изложить письменно.