Бессмертные

Иллюзии вермахта о «легкой прогулке» по Советской России в июне 1941 года были разрушены еще на границах СССР

Я не верю в богов,

но если они существуют,

то это пограничники.

Они совершили чудо.

Маршал Советского Союза Г.К. ЖУКОВ

В первый месяц войны против Франции гитлеровская Германия потеряла 90 тысяч своих солдат. В первый день нападения на СССР погибло 360 тысяч фашистов. Немцы готовились к легкой прогулке по России и отвели на уничтожение каждой пограничной заставы не более тридцати минут. В этом была их ошибка. Как вспоминал начальник штаба 4-й армии вермахта генерал Гюнтер Блюментритт, «наши войска скоро узнали, что значит сражаться против русских…» Подавление обороны границы обернулись для вермахта тяжелыми, кровопролитными боями, в которых наступающие батальоны врага теряли до половины своих солдат и офицеров. 485 пограничных застав Главного управления пограничных войск НКВД СССР, на каждой из которых находилось порядка 50–70 солдат и офицеров, обескровливая наступающие роты и батальоны, держались от суток до нескольких недель. Более полумесяца продержалась 51 застава, еще 45 держали оборону два месяца. Захватчикам пришлось использовать артиллерию, авиацию и танки, чтобы сломить сопротивление «зеленых фуражек». Никто из них не сдался и не отступил. Тысячи пограничников 1941 года до сих пор числятся пропавшими без вести. И как высшее признание доблести советских стражей границ – на второй день войны по частям вермахта был распространен приказ: комиссаров и пограничников в плен не брать, расстреливать на месте…

Даже оставшись без связи в глубоком тылу врага, «зеленые фуражки», вооруженные только стрелковым оружием, продолжали оборонять границу. Есть десятки свидетельств офицеров вермахта: как только русских оставалось 3–5 человек, которые дальше не могли держать оборону, они шли в последнюю атаку, чтобы умереть в бою. Рядом с ними бежали те, кто никогда не предаст, – их четвероногие друзья – пограничные овчарки. Малоизвестен тот факт, что финские войска также начали наступление в июне 1941 года в Мурманской области. Но были отброшены с территории СССР – до выхода Финляндии из войны они так и не смогли перейти границу нашей страны. Часть застав на западной границе не только отбили наступающих немцев, но, соединившись с частями РККА, отбросили врага на польскую территорию.

Лучше всего о подвиге этих людей расскажут сухие строки военного архива, десятилетиями хранившиеся под грифом «совершенно секретно» (rgvarchive.ru):

«Пятнадцать часов, до последнего человека, вела бой в полном окружении 9-я застава 91-го Рава-Русского погранотряда войск НКВД СССР младшего лейтенанта В.В. Чертакова. Когда немцы ворвались на позиции пограничников, они увидели погибшего начальника заставы, лежащего за пулеметом «Максим». Враги были поражены стойкостью советского пограничника.

Упорно оборонялась 10-я застава 90-го Владимир-Волынского погранотряда войск НКВД СССР лейтенанта И. Сазонова, но под натиском превосходящих сил противника отошла на линию укрепрайона, где уже развернулся в боевой порядок 1-й батальон 139-го полка 41-й стрелковой дивизии РККА. Предпринятая личным составом батальона и заставы совместная контратака позволила отбросить врага на 3–4 км.

17-ю заставу, находившуюся на левом фланге 90-го погранотряда, атаковал немецкий пехотный батальон, усиленный артиллерией и минометами. Личный состав заставы 16 часов сдерживал наступление фашистов. Когда в живых осталось всего семь пограничников и закончились патроны и гранаты, начальник заставы лейтенант Ф.В. Морин повел своих раненых и обожженных подчиненных в штыковую атаку на врага.

23 июня части 41-й дивизии РККА, предприняв решительную контратаку, отбросили противника за государственную границу и продвинулись до 3 км на польскую территорию. В этом бою принял участие и взвод пограничников под командованием заместителя коменданта 3-го участка 91-го Рава-Русского погранотряда ст. лейтенанта Ф.М. Бахвалова.

В неравных боях с врагом почти весь личный состав погибал в пределах своих застав. Так погибли многие пограничники 1-й и 2-й погранкомендатур 88-го Августовского, 1-й, 2-й и 3-й погранкомендатур 88-го Шепетовского погранотряда, на участках которых наносили свои главные удары 8-й, 20-й и 42-й армейские корпуса 9-й полевой армии вермахта. Похожая картина боев была и в районе мостов через р. Западный Буг, где в полном составе погибли 4-я, 6-я, 12-я и 14-я погранзаставы 90-го Владимиро-Волынского погранотряда, в районе мостов через р. Сан, где держали оборону 7-я и 9-я заставы 92-го Перемышльского отряда.

Восемь часов сдерживала наступление немцев 9-я застава 105-го погранотряда войск НКВД Белорусского округа под командованием лейтенанта П.Н. Кухаренко. В ожесточенном бою пограничники уничтожили более 100 вражеских солдат и офицеров. Но к полудню в живых осталось лишь 20 пограничников, закончились боеприпасы, застава была окружена. Тогда пограничники неожиданно для противника штыковой контратакой прорвали кольцо окружения и, пройдя многие километры по оккупированной фашистами территории, соединились с одной из частей Красной армии.

Близ местечка Шилино в Западной Белоруссии приняла бой 4-я застава 106-го Таурагского пограничного отряда войск НКВД Белорусского округа под командованием лейтенанта А.А. Богуна. Ее судьба была неизвестна почти 40 лет. Начальник заставы А.А. Богун, политрук В.И. Левин и около 60 бойцов считались пропавшими без вести. Об их последнем бое спустя много лет рассказал оставшийся в живых бывший боец заставы Н.Г. Росляков. По его воспоминаниям, позиция пограничников была подвергнута артиллерийскому и минометному обстрелу, ее бомбили самолеты противника. Тем не менее только в течение первых двух часов боя бойцы трижды предпринимали контратаки. В результате четвертой контратаки 17 пограничникам удалось вырваться из окружения. Лейтенант Богун, окруженный фашистами, предпочел смерть плену и застрелился».

Пограничный войска были не только первой линией защиты нашей страны, но и самыми боеспособными частями войск НКВД СССР. Их боевая подготовка намного превосходила обученных и прошагавших по Европе солдат вермахта. Более пятидесяти офицеров-пограничников возглавили партизанские отряды и всю войну продолжали боевые действия в тылу врага. В июле 1941 года из пограничных и внутренних войск было сформировано пятнадцать стрелковых дивизий, тринадцать из которых возглавили пограничники. Более ста тысяч пограничников в составе частей РККА обороняли Москву, Ленинград, Киев, Одессу и Сталинград. На полях сражений Великой Отечественной войны погибло более шестидесяти тысяч воинов в зеленых фуражках.

Возлагая цветы к Вечному Огню, вспомните о тысячах стражей границ, в солнечное воскресенье 22 июня 1941 года с достоинством встретивших самый первый удар немецко-фашистских войск. Судьба многих из них, как и их подвиг, остались неизвестными. Лишь в послевоенное время на месте пограничных боев 1941 года были обнаружены захоронения и установлены памятные монументы, ставшие примером мужества и честного служения Родине для всех, кто носил зеленые фуражки.

Евгений ФЕДОРИНОВ

«Защитники Брестской крепости», худ. П.А. Кривоногов, 1951 год Изображение из открытых источников

Другие статьи автора

Другие материалы номера