[img=-17823]
На «малютке» М-96 Александр Маринеско прослужил четыре года, успев заработать и свою первую награду – золотые часы. 14 апреля 1943 года капитан-лейтенант Маринеско был назначен командиром другой подводной лодки – С-13. Третий боевой поход, зимой 1945 года, сделал лодку самой результативной субмариной советского ВМФ. Выйдя в третий боевой поход, подлодка С-13 обнаружила военный транспорт в сопровождении миноносца. С минимального расстояния тремя торпедами поразила цель, которая через 40 минут затонула. Как выяснилось позднее, лодка потопила лайнер «Вильгельм Густлофф», служивший морским символом Третьего рейха.
С-13 справедливо считалась самой счастливой лодкой серии «С» на Балтике: из десяти воевавших здесь субмарин этого типа до конца войны дожила только она одна.
[img=-17824]
Нашли «малютку» – подлодку М-96, пропавшую без вести в 1944 году. С этой находкой список пропавших без вести подлодок в Финском заливе сократился до трех. Еще немного, и дожмем эту работу.
М-96 известна тем, что на ней служил Александр Иванович Маринеско.
В последний поход лодка ушла в сентябре 1944 года с разведывательными задачами в районе о. Тютерс в Нарвском заливе. После погружения под воду лодка исчезла на 77 лет. Мы искали М-96 в пределах российских территориальных вод на протяжении нескольких лет, предполагая, что ПЛ погибла на минном заграждении «Зееигель». По факту теперь стало известно, что командир ПЛ Карташов Николай Иванович смог провести лодку через эти минные поля и приступил к выполнению боевой задачи. Лодка обнаружена в эстонских территориальных водах, в нескольких километрах от границы РФ. По результатам осмотра выяснилось, что ПЛ погибла, подорвавшись на мине – передние ~10 м лодки практически оторваны и загнуты вправо. Взрыв мины произошел под килем лодки, при этом на телеграфе на мостике ручка стоит на положении «дизель полный вперед», а перо руля повернуто в положение «право на борт», рубочный люк открыт (крышка оторвана рыбацкими тралами).
Это позволяет утверждать, что лодка погибла, находясь в надводном положении, совершая разворот. Вероятно, весь экипаж погиб мгновенно. На основе анализа немецких документов, сделанных историком Мирославом Морозовым, можно предположить, что, скорее всего, М-96 погибла 10 сентября 1944 в 3.48 ночи. Именно в это время немецкая подводная лодка, находившаяся в Нарвском заливе, зафиксировала своей гидроакустикой взрыв мины.
Примечательно, что в 120 метрах от остова М-96 был обнаружен немецкий малый тральщик R73, который подорвался на мине и затонул 14 июня 1944 года. Как оказалось, погиб немецкий корабль на том же немецком минном поле, что и М-96.
Отдельная благодарность эстонской команде Maxstar Expedition, которые помогли отсонарить район гибели лодки.