Горят леса, в которых гибнут краснокнижные животные, рвутся от жара оставшиеся в лесах еще со времен Великой Отечественной войны снаряды, полыхают деревни и села. В связи с обостренной ситуацией власти ввели режим чрезвычайной ситуации на всей территории региона. По словам карельского министра природных ресурсов и экологии Андрея Карпиловича, ситуация с непрекращающимися пожарами в лесных массивах очень сложная.
По последним данным, в Карелии действуют 33 пожара на территории 7 280 га. Огнем охвачены Олонецкий, Прионежский, Муезерский, Пудожский, Беломорский, Лахденпохский, Сортавальский, Калевальский, Пряжинский, Сегежский, Суоярвский районы. Сложная ситуация в Суоярвском, Пряжинском, Калевальском, Муезерском и Сегежском районах. Локализовать удалось 15 пожаров на площади 1032,7 га.
Накаляться обстановка с пожарами начала с 12 июля из-за аномальной жары в Карелии и отсутствия нормальных дождей. Сейчас, по официальной информации, к работе с очагами возгорания привлечены около 700 человек из Карельского центра охраны лесов, МЧС, а также представители арендаторов, отряды противопожарной службы и добровольцы. На помощь в республику прибыли пожарные-десантники из Архангельской и Мурманской областей.
Накануне экипажам вертолетов Ми-8 армейской авиации Западного военного округа удалось остановить распространение огня на подступах к поселку Найстенъярви Суоярвского района. Здесь такой сложной ситуации можно было избежать, однако изначально была выбрана неверная тактика: вместо того, чтобы организовать тушение, людей решили эвакуировать. В то время как, по свидетельству местных жителей, пожар тогда еще можно было быстро потушить. Но пожарную технику – две машины – одну поселковую и одну из соседнего города Суоярви, пригнали только после того, как огонь перекинулся на дома. Да и с подачей воды возникли какие-то сложности. В итоге пока тушили у Найстенъярви, трое пожарных получили травмы. Пострадавшие обратились в фельдшерско-акушерский пункт, там решили, что их нужно перевезти в Петрозаводск, чтобы в городе они могли получить необходимую помощь офтальмологов.
Местные жители, которым все же пришлось эвакуироваться, рассказывают, что пришлось бросить все: технику, лодки, домашнюю живность – остались буквально в чем были… Собак и кошек многие просто выпускали на улицу. Как и на что жить дальше, пока не знают:
– Всю жизнь, на это зарабатывали, чтобы жить, как люди! – рыдают погорельцы.
До этого огонь Найстенъярви угрожал деревне Руга в Пряжинском районе и деревне Кудама, на защиту которой встало почти все население.
Еще одна опасность скрывается буквально под ногами – торфяники. В Кемском районе, поблизости от Рабочеостровска, торф уже горит. Известно, что пожарные приезжали на Попов остров уже трижды: огонь из глубины торфяника поднимается раз за разом.
Страдает Карелия не только от открытого огня, но и от дыма, которым окутаны заповедные зоны, в том числе один из старейших заповедников страны Кивач, и смога, опустившегося даже на Петрозаводск. Жителям рекомендуют закрыть окна и не покидать дома.