Степан Вострецов родился в селе Казанцеве Бирского уезда Уфимской губернии. Доходы отца, сельского писаря, были крайне недостаточными, чтобы нормально содержать семью. Поэтому в 1900 году Степан принимает решение идти на свой хлеб. Таким образом, у одного из уфимских кузнецов появляется двенадцатилетний подмастерье, который на лету схватывает все премудрости сложного ремесла.
В 1906–1909 гг. юноша проходит армейскую службу. Второй раз его призвали в армию в годы Первой мировой войны. Участие в этой войне отмечено тремя Георгиевскими крестами, а также тем, что герой очерка дослужился до прапорщика.
Следующей военной кампанией для уроженца села Казанцево станет Гражданская война. Он начинал участие в борьбе против вооруженных формирований Белого движения помощником командира роты 2-го Петроградского полка 27-й дивизии. Приблизительно через год возглавил 242-й Волжский полк 27-й дивизии. Есть основания считать С.С. Вострецова лучшим командиром полка во всей Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) в годы Гражданской войны.
Новый комполка сразу же покрыл себя славой на Восточном фронте, переломив ситуацию, сложившуюся на пространстве, прилегавшем к деревне Аллатузово. Вытеснив отсюда при предшественнике Вострецова 242-й полк, белогвардейцы были близки к тому, чтобы окружить значительные силы красноармейцев. Вострецов организует молниеносное контрнаступление, ставит крест на присутствии колчаковцев в районе деревни Аллатузово и, естественно, на планах противника по окружению.
Триумфально для комполка завершились бои за Челябинск – столицу Южного Урала. Этот триумф вместе с ним разделил командир Петроградского полка 27-й дивизии. Дивизионный политработник того времени Н.В. Краснопольский свидетельствовал: «Если Петроградский полк 27-й дивизии отличался большой маневренностью и стремительностью, то Волжский полк в своих действиях был методичен, упорен, настойчив и раз взятое отдавать назад не привык – в этом сказался и характер его командира, уральского кузнеца, человека, привыкшего все делать основательно и прочно. Сочетание порыва петроградцев и уверенности в себе волжцев всегда давало успех в бою, и на этот раз петроградцы и волжцы первыми ворвались в город».
После Челябинска чудо-богатыри Вострецова как руководство к действию воспринимали лозунг «Вперед, на Омск! Даешь столицу Колчака!» В 27-й дивизии под таким лозунгом действовали также Петроградский и Крестьянский полки. Дивизия освободила Омск 14 ноября 1919 года. Об этом постфактум напоминали почетное наименование «Омская дивизия» и почетное Красное знамя. Роль 242-го полка в этом деле была первостепенной, он первым ворвался в город. Далее будут взятие Ново-Николаевска (ныне Новосибирск), освобождение станции Тайга от иностранного военного присутствия.
В 1922 году Вострецов расстается со своим полком и начинает службу в качестве помощника командира 2-й Приамурской дивизии Народно-революционной армии Дальневосточной республики. Вскоре герой очерка стал командовать группой войск Народно-революционной армии Дальневосточной республики. За «штурмовые ночи Спасска» он получил третий в своей жизни орден Красного Знамени. Процитируем грамоту о награждении: «В боях за Спасск 7–9 октября 1922 года он всегда был в первых рядах, подавал личный пример храбрости и мужества… принимал личное участие в атаках наших войск, в результате чего последовал разгром противника и занятие гор. Спасска и укрепленных позиций…» Вострецовцы первыми войдут во Владивосток.
С именем Степана Сергеевича неразрывно связана Охотско-Аянская операция, осуществленная в 1923 году. В этой операции экспедиционный отряд, которым командовал уроженец села Казанцево, противостоял вооруженному до зубов отряду генерала Пепеляева. Казалось бы, всё работало против отряда Вострецова: погода, рельеф местности, большое численное превосходство противника. Но вновь Вострецов вышел победителем. После этой победы он в четвертый раз награждается орденом Красного Знамени.
После Гражданской войны герой очерка продолжал накапливать командирский опыт и при этом использовал любую возможность для совершенствования военных знаний, умений, навыков. В 1924 году он обучался на курсах высшего начальствующего состава РККА при Академии им. Фрунзе, в 1927 году на Военно-академических курсах, в 1930 году на курсах при Военно-политической академии в Ленинграде.
Первой дивизией, которой командовал Вострецов после Гражданской войны, была 51-я стрелковая. Степан Сергеевич испытал особые чувства, когда вновь пришлось служить в ставшей родной 27-й Омской дивизии. На сей раз его назначили командовать этим тактическим соединением. Так уж получилось, что тогда там служил будущий главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов. Предоставим ему слово: «Омской дивизией… командовал герой гражданской войны Степан Вострецов. Мы с восхищением смотрели на его четыре ордена Красного Знамени – столько же орденов имели тогда еще трое: Фабрициус, Федько и Блюхер. Комдив Вострецов был очень доступный и простой человек, пользовавшийся всеобщим уважением. Нас подкупало отсутствие всякой заносчивости, пытливость ума и человечность».
С 14 октября 1929 года судьба героя очерка тесно переплелась с 18-м стрелковым корпусом. Командующий войсками Особой Дальневосточной армии (ОДВА) В.К. Блюхер тщательно взвесил все «за» и «против» при решении вопроса о новом командире настоящего корпуса. Кандидатура Вострецова представлялась наилучшим вариантом. Еще раз обратим внимание на дату назначения: 14 октября 1929 года. Тогда вступал в наиболее острую фазу конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). Спустя ничтожно малое время корпус Вострецова стал частью Забайкальской группы войск (ЗГВ), которая призвана была добиться военного поражения противников СССР в указанном конфликте. Степан Сергеевич оказался един в двух лицах. Он одновременно возглавлял и ЗГВ, и корпус. ЗГВ по канонам военного искусства провела Маньчжуро-Чжалайнорскую операцию, после которой противники СССР согласились на полное восстановление его прав касательно КВЖД. Прославленного военачальника ждала очередная награда: почетное революционное оружие.
Последняя должность С.С. Вострецова в РККА – командир 9-го стрелкового корпуса. Он принял корпус в расцвете сил. Если бы не полный загадок уход из жизни 3 мая 1932 года в Новочеркасске, герой очерка вполне мог бы дорасти до командующего оперативно-стратегическим объединением и выше, и страна имела бы выдающегося полководца времен Великой Отечественной войны.
Надо сказать, что об этом человеке помнят спустя 86 лет после его смерти. Вот уже 52 года родное село носит название Вострецово. В честь героя Гражданской войны названо село Вострецово в Охотском районе Хабаровского края. Здесь же имеется памятник прославленному военачальнику. Жители села Аян, которое также расположено в Хабаровском крае, готовы объяснить любому приезжему, почему в их селе есть улица Вострецова, на самом видном месте установлен его бюст. Улицы имени Вострецова имеются в шести городах Российской Федерации, в одном городе Республики Беларусь и в одном городе Республики Казахстан.