На одной из сессий Верховного Совета слово взяла «самая молодая депутатка» и сказала, подобно Марецкой из фильма «Член правительства», ивановская ткачиха Клавдия Сахарова так же страстно, но уже о других высотах жизни.
– У нас производится более 200 типов самых различных текстильных машин. Мы избавлены теперь от необходимости ввозить текстильное оборудование из-за границы. Наши фабрики полностью обеспечены и советским хлопком, качество которого является лучшим в мире. Сбор хлопка в нашей стране в три с половиной раза превышает сбор хлопка до революции. Ни одного грамма хлопка не ввозим мы теперь из-за границы. Все новые текстильные фабрики оснащены передовой техникой… Эти новые предприятия потребовали технически грамотных рабочих, которых не знала отсталая царская Россия… «Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, – говорил наш вождь товарищ Сталин, – может и должна дать чудеса. Если бы на наших первоклассных заводах и фабриках, в наших совхозах и колхозах, в нашей Красной Армии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику, страна ваша получила бы эффект втрое и вчетверо больше, чем она имеет теперь».
Мы, рабочие социалистической страны, ответили на призыв своего вождя стахановской работой. В числе этих рабочих была и я, молодая ткачиха молодой Советской страны… Еще в феврале 1935 года я перешла на 40 станков. Это были горячие дни. Мне хотелось во что бы то ни стало доказать, что с работой на 40 станках можно справиться, и я это доказала. Больше того, я очень скоро поняла, что это только начало. Чем большее число станков я обслуживала, тем больше я увлекалась работой. Мне хотелось двигаться вперед и вперед. Я решила перейти на обслуживание 70 станков. Вместе со мной перешла и Маруся Виноградова, она согласилась стать сменщицей. Работа шла хорошо. Я жила в состоянии постоянного подъема. В октябре 1935 года мы перешли на 100 станков. И пошло, и пошло.
В тот день, когда я стала работать на 216 станках, мы с Марией послали телеграмму товарищу Сталину о том, что сдержали слово, данное ему на стахановском совещании в Кремле. Это был один из самых счастливых дней в моей жизни. Давнишняя мечта была осуществлена. Больше станков в моем зале уже не было. Мой почин подхватили сотни, тысячи текстильщиков. Во всей текстильной промышленности стало разрастаться стахановское движение, движение за новые методы работы, за социалистическую производительность труда.
Как была оценена моя работа?
Об этом я не могу говорить без волнения. Я получила неизмеримо больше того, о чем могла мечтать. Я, работница-ткачиха, встречались с великим Сталиным, меня наградили орденом Ленина, послали на учебу в Промышленную академию. В исторический день – 12 декабря 1937 года – народ оказал мне честь и доверие, избрав меня депутатом Верховного Совета СССР. Вот как оценивается в нашей стране рабочий почин, который идет на благо социалистическому строительству.
Каждый рабочий знает, что чем лучше он будет работать, тем выше будет его заработок, тем больше пользы он принесет своему социалистическому отечеству, тем больше уважения и доверия народа он заслужит.
Исключительно хорошо сказал на Всесоюзном совещании стахановцев товарищ Сталин, что трудовой человек у нас в почете и чувствует себя своего рода общественным деятелем. Именно так! Каждый стахановец является у нас общественным деятелем, не говоря уже о таких знатных людях нашей промышленности, как Матрена Кузьминична Симонженкова, Майджуда Абдурахманова, Аксинья Андреевна Шавалева и многие другие, которые стали депутатами Верховного Совета СССР.
Моя жизнь мало чем отличается от жизни рядовых ткачих. Родилась в семье рабочего. Окончив семилетку, поступила в школу ФЗУ, вступила в комсомол, стала лучшей стахановкой комбината. Комсомольцы второй смены, в которой я работала, избрали меня комсоргом. Не раз выступала на производственных совещаниях и общих собраниях рабочих. Всегда смело критиковала негодных администраторов, выводила на чистую воду лодырей и прогульщиков. И вот теперь мое имя – Клавдия Сахарова – стало известно всему Советскому Союзу. Сейчас я самый молодой депутат Верховного Совета СССР и работаю заместителем директора крупнейшего хлопчатобумажного комбината в Родниках.
На каждом предприятии нашей страны, на каждой текстильной фабрике насчитываются сотни и тысячи стахановцев и стахановок, ударников и ударниц, которые хорошо работают и дают обществу всё, что могут дать. И работают они так потому, что не знают эксплуататоров, что не их карман обогащают. Навсегда исчезла в нашей стране эксплуатация человека человеком. Навсегда исчезло и чувство страха перед безработицей, которого, признаться, я и мои сверстники и представить себе в полной мере не можем.
Право на труд является неотъемлемым правом каждого гражданина СССР, и этот свободный труд на себя, на свой рабочий класс радостен и светел. Он стал для всех нас потребностью, а не проклятьем, каким был для рабочих в царское время.
Кому народ доверил управлять страной
В Совете Союза мандатная комиссия доложила съезду:
У нас имеются данные о 546 депутатах:
рабочих – 247 человек, или 45%,
крестьян – 130 человек, или 23,7%,
служащих и советской интеллигенции – 169 человек, или 31%.
Среди рабочих, выдвинутых на руководящую партийную, государственную и иную работу, большую часть составляют те, кто прошел горнило гражданской войны и социалистического строительства. Самый молодой в мире депутат и заместитель директора крупного предприятия – Родниковского текстильного комбината – 19-летняя ткачиха Клавдия Федоровна Сахарова. Все депутаты Совета Союза, работающие на производстве, являются стахановцами.
Замечательным открытием советской демократии стало образование двухпалатного Верховного Совета СССР. Вот кого советский народ послал в Совет Национальностей – доложила мандатная комиссия: русские – 146, украинцы – 34, белорусы – 15, азербайджанцы – 34, грузины – 33, армяне – 30, туркмены – 17, узбеки – 26, таджики – 16, казахи – 24, киргизы – 17, татары – 15, евреи – 15, немцы – 9, калмыки – 9, осетины – 9, удмурты – 7, коми – 8, буряты – 8, марийцы – 6, башкиры – 6, якуты – 6, чеченцы – 5, мордовцы – 5, черкесы – 5, кабардинцы – 4, чуваши – 4, ненцы – 4, молдаване – 5, каракалпаки – 4, абхазцы – 5, карелы – 4.
Всего в составе Совета Национальностей представлено 54 народности.
Социальный состав депутатов палаты:
рабочих – 218,
крестьян – 200,
служащих и интеллигенции – 156.
Вот кому доверил советский народ управлять страной.