Складывается впечатление, что в городской администрации искренно недоумевают: «А что, собственно, такого произошло?»
А произошло, как сообщило местное интернет-издание «Клинцы.инфо», следующее. Весной 2018 года Международный благотворительный фонд имени Карлова организовал поездку детей из Клинцов в турецкий город-побратим Демре. Фондом руководит Марина Карлова, вдова убитого 19 декабря 2016 года в Анкаре российского посла в Турции Андрея Карлова. Карлов считал Клинцы своей малой родиной, здесь похоронены его близкие, поэтому целый ряд программ деятельности фонда связан именно с этим городком. Речь идет об оздоровлении больных, о помощи многодетным и малоимущим семьям, о разного рода культурно-образовательных программах.
В Клинцах проживает около 7 тысяч детей, путевки были для 50 ребят. И вот родители 15 из них, как выяснили журналисты, работали в городской администрации или на других руководящих должностях. Получается, места больных и бедных заняли дети мэра Олега Шкуратова, начальника о ГИБДД Сергея Федченко, старшего помощника прокурора города Дмитрия Полищука, начальника отдела образования Жанны Бурнос, начальника отдела культуры и по делам молодежи Татьяны Гапошко, председателя городской Общественной палаты Оксаны Ласой и ее супруга, главного инспектора Управления государственного автодорожного надзора области Алексея Ласого, а также их коллег?
Надо отметить, по меркам Клинцов все эти семьи весьма и весьма состоятельны. А если говорить о мэре Шкуратове, то он и вовсе богатый человек. В 2017 году он задекларировал доход 66880818 рублей. Несложно прикинуть, что это более 183 тысяч рублей в день. Так что и однодневного дохода градоначальника с лихвой хватило бы на отдых его дочери на лучших курортах. Разбогател Шкуратов еще не будучи мэром, он много лет занимался предпринимательской деятельностью в ООО «Благоустройство». Хотя, по словам местных жителей, с коммуналкой, дорогами и благоустройством в Клинцах не очень.
Однако чиновники поначалу категорически отвергли все обвинения. Мол, да – дети в Турцию ездили. Ну два-три, может быть, пять. Как утверждала начальник отдела образования Жанна Бурнос (в итоге оказалось 16). Но главное, их включили в делегацию не потому, что мамы и папы занимают высокие посты, а потому, что сами заслужили! Дочка Жанны Бурнос, как заявлено, юнармеец, а еще волонтер-медик, у «которой есть юнармейская книжка». Побывала в Турции не только дочка, но и мама Жанны Бурнос, заведующая детским садом Галина Орлова – в качестве официального сопровождающего. «Какой отдых? Программа была очень насыщенная и море ледяное», – говорит она.
А дочка мэра Шкуратова хорошо прыгает, занимала призовые места на районных соревнованиях. «Когда Владимир Шик прыгнет на 5,45 метра в длину, тогда пусть тоже претендует на поездку в Демре», – не без раздражения заявил мэр, имея в виду главного редактора «Клинцы.инфо», который и раскрутил эту историю.
«А дети работников администрации – это не дети города Клинцы?» – резюмировала бывший заместитель мэра Людмила Лубская.
Некоторые удивились, что горой за чиновников Клинцов встала руководитель фонда Марина Карлова. Она полагает, что подставили и скомпрометировали фонд и ее лично вовсе не они, а журналисты, привлекшие внимание к ситуации. Особенно возмущена она главредом издания «Клинцы.инфо», даже в правоохранительные органы обратиться намерена с жалобой. «Говорить о том, что в Турцию из Клинцов поехали дети чиновников, я не стала бы. Это были дети. Вся вина их родителей заключается лишь в том, что они работают в администрации, а вся вина этих ребят, которых теперь травят, только в том, что они достойно представили Россию и Клинцы на встречах международного масштаба, которые освещали более 20 телеканалов из Турции и России. Но Владимир Шик, на мой взгляд, все поставил с ног на голову. И эта новость разошлась по всей России. Миллионы комментариев, и все отрицательные. Осуждают людей, чьи судьбы, не задумываясь, ломают. И никто не подумал о психологическом состоянии детей, которые выполнили нелегкую работу в Турции», – заявила она на пресс-конференции.
Хотя на самом деле ничего удивительного. Поездка в Демре действительно носила общественно-политический и представительский характер. Школьники участвовали в открытии улицы имени Андрея Карлова и памятника ему, оплачивалось мероприятие не из средств фонда, а за счет принимающей турецкой стороны. Андрей Карлов был высокопоставленным государственным чиновником. Что странного, что он и его супруга и на малой родине общались и дружили также с чиновниками? Например, с экс-мэром Клинцов Сергеем Евтеевым, осужденным ныне за растрату. С этой точки зрения вполне понятно желание Марины Карловой, чтобы в мемориальных мероприятиях по ее мужу участвовали «социально близкие» дети.
Вот только стоит ли тогда прикрываться разговорами об особых достоинствах и успехах чиновных детей? Неужто в Клинцах только отпрыски руководителей администрации добиваются спортивных успехов и занимаются волонтерством? Да и разговоры о благотворительности кажутся лишними. Учредите фонд «для своих» – и никаких вопросов. По сути, ведь так оно и есть, недаром, как пишут журналисты, те же самые дети тех же самых чиновников несколькими месяцами ранее бесплатно ездили в Петербург.
Но если на общероссийское возмущение таким положением дел клинцовская мэрия попросту не реагировала, то на заявления губернатора Брянской области Александра Богомаза среагировать пришлось. «Такое поведение чиновников просто недопустимо, в первую очередь с моральной точки зрения. Соответствующие выводы сделаны – заместитель главы администрации Клинцов Людмила Лубская уже не работает в администрации. Все виновные и причастные к этой истории будут наказаны, чтобы подобного впредь не повторилось», – заявил Александр Богомаз. Впрочем, Лубская ушла из администрации Клинцов по собственному желанию более чем полгода назад, и ее увольнение никак не связано со скандальной поездкой. Еще двое работников администрации отделались выговорами. А мэр оплатил фонду расходы на чиновных детей. Думается, 450 тысяч (меньше его трехдневного дохода) вполне посильная для Шкуратова сумма.
И вновь удивляться отсутствию сколько-нибудь действенных административных мер не приходится. Ведь и у Александра Богомаза есть дети (правда, взрослые, так что в делегацию клинцовских школьников, ездивших в Турцию, они не входили) и вообще – семья. И семейное предприятие КФХ «Богомаз» тоже есть. Одним из крупнейших в России картофелеводческим хозяйством владеют и руководят его супруга Ольга и двое сыновей. Ольга Богомаз, глава КФХ «Богомаз», в 2017 году задекларировала более 941 миллиона рублей, став самой богатой из жен российских госслужащих. Ее доход в 240 раз больше, чем у мужа.
Вскоре после того, как Александр Богомаз стал врио губернатора, депутаты Стародубского муниципального района Брянской области единогласно проголосовали за нового главу. Им, видимо, по случайному совпадению, стал сын главы региона, Михаил Богомаз. Правда, после критических публикаций в местной прессе пост ему пришлось покинуть. Несправедливо, конечно, ведь, несмотря на молодость, он талантливый предприниматель и организатор бизнеса. У российских высокопоставленных руководителей и дети, а особенно супруги, как известно, поражают талантами. И если в ранние годы и на муниципальном уровне, например, всего лишь способность далеко прыгать, то позже таланты такие очень успешно магнетизируются.
Кстати, доходы Ольги Богомаз значительно выросли с 2015 года, когда муж возглавил Брянскую область, а вот о доходах области этого не скажешь.
Так называемые социальные лифты оказываются уже с детства недоступными подавляющему большинству рядовых россиян. Очевидно, потому их решили приучать к «своему месту» буквально с первого класса. Новоизбранный губернатор Хабаровского края Сергей Фургал на недавнем заседании администрации удивился (или сделал вид, что удивился) социальному неравенству в школьных столовых.
«Краевой бюджет выделяет в школы южных районов 16 рублей, северных – 26 рублей в день на одного ребенка. Район имени Лазо, Ульчский район вообще не выделяют дополнительных средств. Горячее питание обходится в день на одного ребенка в 119 рублей, льготникам – 96 рублей», – отчиталась министр образования и науки краевого правительства Алла Кузнецова.
«Что в таком случае ест ребенок?! Что происходит, если родители не могут доплатить за питание?! Одни дети идут кушать в столовую, а другому ребенку говорят: ты сиди за партой, тебе не положено? Чай и булочку дают? Это позорище! Стыдно слушать!» – вознегодовал Фургал. Он пообещал «заткнуть дыры» за счет отмены премий чиновникам. Кроме того, выставлена на торги яхта, купленная и содержавшаяся при прежнем губернаторе за счет бюджета, запрещены дорогостоящие покупки, опять-таки за счет бюджета.
А пока в некоторых поселковых школах Хабаровского края «богатых» детей сажают за отдельный стол, где дают макароны с сосиской, а бедных – за другой, где только пустые макароны. Вот и еще одна линия раскола – между голодными и относительно сытыми. Но и те, и другие, видимо, не доросли до талантов детей чиновников, а потому в лучшем случае получат сосиску к школьному завтраку. И никаких претензий к государству – только к родителям, которым не повезло выбиться ни в мэры, ни в губернаторы, ни в начальники ГИБДД.