Бюджеты рассматриваемых сегодня фондов есть отражение государственной социальной политики с общим объемом расходов 16 триллионов 760 миллиардов рублей на 2023 год.
С начала 2023 года в России заработает объединенный Социальный фонд страхования, который включит в себя существующие Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС). Одной из причин такого объединения называлась возможность серьезной экономии. Однако согласно проекту бюджета Соцфонда на 2023–2025 гг., содержание нового аппарата оказалось существенно большим, чем сегодняшние расходы на ПФР и ФСС вместе взятые. Так, согласно проекту бюджета, расходы на содержание аппарата Соцфонда в 2023 году составят 171 млрд руб. Если учесть, что в 2022 г. общие расходы на содержание ПФР и ФСС были 153 млрд руб., то плановый прирост расходов в следующем году будет равен 18 млрд руб., или 11,7%, а в 2024 г. – 29 млрд руб., или 16,9%. То же касается и роста расходов на аппарат ФОМС. Средства планируется направить на повышение оплаты труда работникам обоих Фондов. Это гораздо больше, чем предполагаемое увеличение зарплат для педагогических или медицинских работников (4,5%). Если предположить, что в эти цифры заложили реальную инфляцию, то почему тогда не заложили в бюджет Соцфонда индексации пенсий в размере 11,7% в 2023 году и 16,9% в 2024-м?
С 2023 года все работодатели будут уплачивать и пенсионные взносы, и платежи на социальное и медицинское страхование в прежнем размере (30% от фонда оплаты труда), но в виде единого платежа и исходя из наличия единой базы. Выше базы начисления составят 15,1%. При этом с 2023 года база для начисления страховых взносов резко увеличивается до 1,92 млн руб. против планировавшихся ранее 1,57 млн руб. (+22,5%).
Единая предельная величина базы на 2023 год определена, исходя из размера среднемесячной начисленной зарплаты работников организаций на 2023 год, с применением повышающего коэффициента 2,3. Во время принятия закона об установлении единого тарифа взносов о таком коэффициенте не сообщалось. Счетная палата отмечает, что применение повышающего коэффициента для граждан приведет к уменьшению формируемых ими пенсионных прав на 11,3% – или, если перевести на простой язык, к уменьшению пенсий. А часть граждан не могут сформировать даже минимум для назначения страховой пенсии по старости, который составляет 30 баллов и, следовательно, страховую пенсию не получат и будут претендовать только на социальную пенсию. «Хороший» ход со стороны государства – вводим коэффициент – резко повышаем отчисления во внебюджетные фонды, не увеличивая соответственно выплаты, и одновременно уменьшаем пенсию гражданам! Двойной «выигрыш» для финансистов, открывших очередной способ сравнительно честного отъема денег у населения!
В 2023 году общие доходы Соцфонда составят 13,7 трлн руб. Соцфонд в 2023 г. направит на пенсии свыше 9,5 трлн руб. и почти 2 трлн руб. на поддержку семей с детьми. Поступления от пенсионных взносов составят, по прогнозу, 7,3 трлн рублей, от взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – порядка 856 млрд рублей и от взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 182 млрд рублей. Прогнозируемый объем трансферта из федерального бюджета составит порядка 5 трлн рублей. При этом трансфер на ОПС (сбалансированность) в 2023 году составит 274 млрд руб. (в 2022 он был 416 млрд руб.), а в 2024 и 2025 он не предусмотрен вовсе. Это собственно тот финансовый итог, к которому стремились инициаторы пенсионной реформы: сократить затраты бюджета, а с ними и годы пенсионной жизни наших граждан без реального повышения размера пенсий (об этом ниже).
Свыше 654 млрд руб. из федерального трансферта предназначено на выплаты социальных пенсий и государственное пенсионное обеспечение, где затраты и число получателей в отличие от получателей страховых пенсий будут расти все эти годы. Особенно настораживает рост числа получателей социальных пенсий на 167 тыс. человек, а в целом к 2025 их будет 3 млн 465 тыс. человек – тех, кто выходит на пенсию еще на 5 лет позже и получает ее в минимальном размере – и это тоже итог пенсионной реформы.
Согласно законопроекту, за 2022 г. число пенсионеров снизится на 415 тыс. чел., а на 2023 г запланировано снижение общего числа пенсионеров еще на 867,9 тыс., то есть сокращение числа пенсионеров даже ускорится! Причем запланировано снижение числа именно пенсионеров, получающих страховую пенсию, т.е. обычную, самую массовую пенсию. Страховая пенсия по старости неработающих пенсионеров за 2023 год увеличится на 4,8 %, или на 997 руб., до 21 862,03 руб. Среднюю страховую пенсию, которая к концу 2022 г. составит 18 981 руб., за 2023 год планируется увеличить всего на 4,4%, или на 841,9 руб. – до 19 823,2 руб. Расчеты Минфина говорят о якобы опережающем инфляцию росте страховых пенсий; инфляция за 2022–2024 будет 17,9% (по их расчетам), а повышение страховой пенсии по старости для неработающих пенсионеров составит целых 19,5%. Удивительно «щедро», а как же реальная инфляция? Стоит иметь в виду, что официальная и реальная инфляция – это две большие разницы. Так, Росстат в 2021 году зафиксировал инфляцию в пределах 8,39%. А, например, исследовательский холдинг «Ромир» подсчитал, что в 2021 году реальная инфляция в России достигла 18%. Но ведь наш Росстат подчиняется Минэкономразвития РФ, а это все объясняет.
Надо отметить, что «средняя пенсия», а не та пенсия, которую получает большинство, – это способ замаскировать низкие пенсии большинства. «Медианную пенсию», то есть «пенсию большинства» ПФР не публикует. По данным Соцфонда, соотношение средней страховой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера (ПМП), даже расчетному, в 2023–2025 гг. будет сокращаться и составит: в 2023 году – 159,7%, в 2024 году – 158,4%, в 2025 году – 156,2%. (в 2021 было 162,5%).
Соотношение среднегодового размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров с ПМП тоже падает и составит: в 2023 г. – 176,2%, в 2024 г. – 175,0%, в 2025 г. – 173,3%. Соотношение среднегодового размера социальной пенсии с ПМП в 2023–2025 гг. составит: в 2023 г. – 100,8%, в 2024 г – 100,5%, в 2025 г – 100,2%.
Здесь важно понимать, что ПМП – прожиточный минимум установлен с 2021 года новым расчетным путем и для пенсионера он даже ниже, чем для ребенка. Если разделить сумму ПМП на 2023 год – 12,363 тысячи на 30 дней, – получим ежесуточные 412 рублей. На все: на коммуналку, проезд, одежду, лекарства! Уместно ли называть это бедностью? Скорее можно говорить о нищете на грани выживания.
При анализе соотношения среднего размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров и среднемесячной заработной платы в РФ выясняется, что коэффициент замещения тоже будет падать с 31,4% в 2023 до 29,6% к 2025 году (2017 было 35%, в 2021 – 32,9%). Страховая пенсия – основной вариант пенсии в РФ, исходя из параметров представленного бюджета, – это полунищенское существование перед смертью!
Чтобы уйти от нищеты, пенсионерам надо продолжать работать. Но индексации пенсий работающим пенсионерам в 2023–2025 годах не будет. Стоит ли удивляться при этом сокращению числа работающих пенсионеров вдвое с момента принятия такого решения! При этом в виде налоговых поступлений государство потеряло больше, чем «сэкономило» на прекращении индексации пенсий работающим пенсионерам.
Накопительный компонент пенсий будет вновь заморожен. Те 5 триллионов рублей, которые собрали ранее, к сожалению, не обеспечили достойной прибавки тем, кто дожил до получения накопительной части пенсии. В 2023 году она составит в среднем 1921 рубль в месяц. По информации Минфина РФ, сейчас совместно с ЦБ РФ прорабатываются «разные способы стимулирования людей к накоплениям». Но с каких доходов людям копить?! В то же время в РФ менее 0,0001% взрослого населения (около 500 сверхобеспеченных граждан) владеют 40% всех финансовых активов РФ, или суммой $640 млрд. Это к вопросу о справедливом распределении национального дохода как одном из источников дополнительных поступлений в бюджет, в том числе и на пенсионное обеспечение.
Не устранены при объединении и многолетние проблемы ПФР и ФСС: недостаток финансирования на приобретение средств реабилитации для инвалидов (планируется обеспечение только 91% от потребности), недостаток средств на санаторно-курортное лечение (запланировано только 25% от потребности), не решен вопрос о повышении выплат по уходу за инвалидами и престарелыми гражданами (по прежнему 1200 рублей в месяц!).
Предлагаемый бюджет Соцфонда на 2023–2025 гг. не будет способствовать улучшению ситуации: пенсии в реальном выражении не вырастут, а даже снизятся по отношению к ПМП и средней заработной плате в стране, будут существенно ущемлены пенсионные права миллионов наших граждан.
Теперь о бюджете ФОМС на 2023–2025 годы. Средства ФОМС – основной государственный источник финансирования системы здравоохранения. Общие государственные расходы на здравоохранение должны продемонстрировать по предварительным данным в абсолютном выражении за 4 года рост на 62%, о чем вчера как о большом достижении сообщил представитель «Единой России», но это без учета инфляции. А в сравнении с кассовыми затратами федерального бюджета в текущем 2022 году в 2023 будет не рост, а снижение затрат на 4,3%. Поэтому правильно анализировать государственные затраты на здравоохранение не за 4 года и не только по абсолютным цифрам, а по отношению к Валовому внутреннему продукту (ВВП). По данным международных экспертов государству на здравоохранение надо тратить минимум 6% от ВВП. Президент в своих поручениях говорил о 5%. По факту к 2025 мы имеем только 4%!
млрд рублей
Показатель |
2019 год факт |
2020 год факт |
2021 год факт |
2022 год* |
2023 год проект |
2024 год проект |
2025 год проект |
Здравоохранение |
3 805 |
4 964 |
5 206 |
5 925 |
6 171 |
6 502 |
6 793 |
% ВВП |
3,5 |
4,6 |
4,0 |
4,1 |
4,1 |
4,1 |
4,0 |
Рост доходов ФОМС на 2023 год в сравнении с 2022 годом прогнозируется в размере 356 млрд рублей. При этом субвенции для субъектов РФ (основной источник финансирования региональной медицины) вырастут только на 11,6% до 2,746 триллионов рублей при официальной инфляции 2022 в 12,4% и опережающем росте цен на расходные материалы и коммунальные услуги. Подобный подход не позволит увеличить реальную заработную плату (оклады) и Фонд оплаты труда медицинским работникам, при официально декларируемом исполнении норм Указа президента от 2012 года. Это исполнение никак не коррелирует с оплатой на 1 ставку и остротой кадровой проблемы (официально признаваемый дефицит медицинских работников превышает 20%). В 2023 году будет решаться вопрос повышения окладов сотрудникам правоохранительных органов, работникам аппаратов рассматриваемых нами фондов, но медики, как и педагоги, опять останутся без реальной прибавки. За рамками приоритетов бюджетного планирования остались вопросы лекарственного обеспечения и системной модернизации инфраструктуры. Без этого выполнить стратегические задачи в области здравоохранения и демографии будет невозможно – ни в части снижения смертности и заболеваемости, ни в части увеличения ожидаемой продолжительности жизни россиян.
В этих условиях фракция КПРФ в Государственной думе будет голосовать против утверждения проектов бюджетов обоих социальных фондов.