Что на самом деле делают кубинцы в Венесуэле? Ту же самую ли роль играет Венесуэла для кубинской экономики, что была у Советского Союза? Вряд ли кто-то может рассказать об этом лучше, чем сами кубинцы.
На прошлой неделе в Москве находились высокие гости с Кубы. Ана Мария Мари Мачадо, вице-председатель Национальной ассамблеи народной власти – так на Кубе называется парламент – принимала участие во II Международном парламентском форуме «Развитие парламентаризма». «Советская Россия» с удовольствием воспользовалась возможностью обсудить с ней все эти вопросы и узнать, чем сегодня живет Остров свободы.
Несколько слов о нашей собеседнице. По профессии Мари Мачадо юрист, специалист в области уголовного права. Занимала ряд постов в судах разного уровня провинции Вилья-Клара, была избрана вице-председателем Верховного народного суда Кубы. В 2010 году возглавила Национальную избирательную комиссию. Депутат Национальной ассамблеи от муниципалитета Кемадо-де-Гуинес провинции Вилья-Клара. С 2012 года занимает пост вице-председателя Национальной ассамблеи. Входит в состав ЦК Коммунистической партии Кубы.
ВОПРОС. Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях от парламентского форума, на котором вы представляли Кубу. На ваш взгляд, насколько плодотворной является работа в рамках подобных мероприятий?
ОТВЕТ. Для нас это отличная возможность для обмена мнениями с вами и также это способ поприветствовать российский народ, с которым нас связывает искренняя, исторически сложившаяся дружба. Это также возможность обменяться опытом в том, что касается стратегии и того, к каким вопросам следует отнестись с максимальным вниманием в каждом парламенте. Кроме того, это повод увидеть, что в условиях огромного неравенства в мире требуется политическая воля для разрешения имеющихся проблем. Тем более что через парламенты мы видим требования со стороны народов, ведь депутаты являются представителями народа. Важно понять, какое взаимодействие необходимо, чтобы разрешить основополагающие проблемы.
Мы пользуемся этой прекрасной возможностью также для того, чтобы узнать друг друга и продолжить укреплять единство в разнообразии. Мы не можем просто ждать, когда весь мир станет свободным и у всех в мире будут равные права – за права нужно бороться. Но мир должен стать другим – таким, что в нем будет учитываться не только воля самых богатых, но также и интересы самых бедных. Это вопросы большого значения, и это вызовы.
Для нас было очень важно увидеть по окончании нашего выступления, что Куба не одинока и что наши позиции получают мощную поддержку. Это те наши принципы в области внешней политики, которые вам хорошо известны: разоблачение политики блокады, политики геноцида и вмешательства со стороны правительств США. Мы говорили и о социализме, о нашей стране с тем проектом процветающего и ответственного социалистического общества, который мы защищаем. После нашего выступления к нам подходили люди, выражали нам добрые чувства, признавались в любви к Кубе, и я чувствовала огромную гордость за то, что я являюсь кубинкой. И знаете почему? Нам не нужно скрывать, что мы думаем на самом деле, не нужно приукрашивать, выбирать какие-то особые слова, чтобы называть вещи своими именами. Так мы действовали и в этот раз: осуждали империализм, высказывались в поддержку справедливости, и могу сказать, что мы чувствовали, что нас поддерживают на форуме.
ВОПРОС. Как вы справедливо заметили, депутаты являются представителями народа. Впрочем, не во всем мире это так – мы знаем, что во многих случаях парламент представляет собой закрытую для народа структуру. Расскажите: какой парламент у Кубы? Не могли бы вы набросать портрет кубинского депутата? Это мужчина или женщина? Сколько ему лет? Кто он по профессии? Какой путь за спиной у того, кто стал депутатом кубинского парламента?
ОТВЕТ. Кубинские депутаты не похожи на большинство других депутатов. Мы так говорим не потому, что не уважаем других. Однако каждая страна выбирает собственную модель демократии, и мы не исключение. Кубинская Национальная ассамблея нынешнего созыва, работающая с апреля прошлого года, состоит из 605 депутатов. Средний возраст кубинского депутата – 48 лет. 13% всех депутатов – моложе 35 лет. Более 82% родились после революции. Как вы можете заметить, это парламент, претерпевающий процесс омоложения, и его состав отражает демографические параметры страны. Еще одной отличительной чертой является представительство женщин: в нашем парламенте женщин 53,22%, по этому показателю мы находимся на втором месте в мире. При этом у нас нет квоты на их количество.
Я бы сказала, что парламент является отражением кубинского общества. Важно, чтобы вы понимали: мы являемся кандидатами в депутаты не потому, что кандидатура выдвигается какой-либо партией. Как вы знаете, на Кубе существует и признается единственная партия, – и речь идет о политической составляющей, но не об избирательной, – это Коммунистическая партия Кубы. Партия признана в Конституции, и она не имеет избирательных целей.
До 50% состава Национальной ассамблеи выдвигаются как делегаты базового уровня. Это значит, человек получил признание в том месте, где он проживает, и его выдвигают его соседи, избирают делегатом, которые образуют муниципальные ассамблеи. В нынешнем составе порядка 48% депутатов являются делегатами базового уровня. Оставшаяся часть – как, например, в моем случае, я не являюсь делегатом базового уровня – предлагаются комиссией по кандидатурам, ответственной за выдвижение со стороны массовых организаций, которые являются частью гражданского общества.
В состав комиссии входят Национальная ассоциация крестьян, Федерация учащихся среднего образования, Федерация студентов университетов (FEU), Профсоюз трудящихся Кубы (CTC), представитель которого возглавляет сейчас комиссию, комитеты защиты революции (CDR), Федерация кубинских женщин. Комиссия состоит из представителей массовых организаций, которые проводят пленумы по всей стране и выдвигают людей, исходя из их заслуг, признания на общественном, трудовом, научном поприще. Это те люди, которые выделяются и которые могли бы внести свой вклад в процесс принятия решений. Среди этой совокупности людей осуществляется отбор, в котором могут фигурировать несколько кандидатов. Кандидатура принята, и дальше мы приступаем к прямому тайному голосованию в каждом муниципалитете. Вот так формируется ассамблея.
Кто-то говорит, что на Кубе нет прямых кандидатов. Но есть критерии, по которым человека оценивают, и их определяет народ, потому что массовые организации принадлежат не кому-то, а нам, народу. И быть делегатом базового уровня – означает получить широчайшее общественное признание на местах.
Есть еще одна вещь, которая нас отличает от других. Нас едва десяток на данный момент – депутатов, которые работают в ассамблее на профессиональной основе. Это руководство ассамблеей, председатель Эстебан Ласо, секретарь ассамблеи, я, остальные – председатели комиссий, вот профессиональные депутаты. И депутаты на Кубе не получают депутатскую зарплату. Зарплата, которую мы получаем, соответствует той должности, на которой мы работали. Мы сохраняем зарплату – в моем случае речь идет о юридической практике, в других случаях это может быть учительница, может быть ученый, врач, медсестра, рабочий, студент.
Я бы сказала, что главное богатство ассамблеи – это ее разнообразие. Например, мы сейчас работаем над проектами трех законов. Один касается национальных символов, еще это закон о рыболовстве – в большей степени содержащий технические детали, более специфический, и также мы работаем над законом о выборах. И вот что интересно, это хорошо видно на примере закона о рыболовстве. Люди высказывают свои соображения, потому что они собирали мнения в прибрежных общинах, выступают товарищи, которые знают с научной точки зрения, как работает рыболовецкая отрасль. И вы не можете себе представить, сколько предложений было высказано, чтобы улучшить текст. Бесконечное количество! Я хочу сказать, что даже, казалось бы, по такому техническому закону развернулось богатейшее обсуждение, и это внесло существенный вклад в разработку текста закона. И так происходит со всеми текстами.
ВОПРОС. На долю действующего созыва Национальной ассамблеи, хотя она и работает чуть больше года, уже выпало принятие решений, которые можно назвать историческими. Это и выборы нового президента страны Мигеля Диаса-Канеля, который является представителем нового поколения руководителей, а также принятие новой Конституции. Расскажите о том, как это происходило, и какие дискуссии разворачивались по поправкам в Конституцию.
ОТВЕТ. Работа над Конституцией представляла собой коллективный процесс. В ходе дебатов было внесено 783 174 предложения, внесено 666 995 модификаций, 32 149 дополнений, 45 548 исключений, а высказанных по поводу каких-либо пунктов сомнений было 38 482. Мне выпала привилегия участвовать в работе комиссии по редакции Конституции, я была одной из 33 депутатов, руководство осуществлял генерал армии Рауль Кастро. Модификациям подверглось более 60% текста.
А вот как высказывал мнение по поводу проекта Конституции кубинский народ: проведено 133 681 собрание, в которых приняли участие 8 945 521 человек. И знаете, сколько было выступлений? 1 706 872! И это был момент, который показал с точки зрения народного участия уровень культуры и политической зрелости нашего народа. Другой важной вещью стали результаты голосования. Мы считаем их исключительными, притом что на Кубе, помимо всего прочего, участие в выборах не является обязательным. У нас есть это право – участвовать или нет – и нет никакого преследования, если человек не участвует в выборах.
ВОПРОС. Хотя была кампания против референдума…
ОТВЕТ. Да, контрреволюционеры агитировали за то, чтобы голосовать против, отвечать «нет» на референдуме. Мы на самом деле не придавали этому значения, потому что у нас была наша собственная кампания, основанная на общении. То есть не просто чтобы агитировать за сухое «да», но с аргументами, включавшими в себя апелляцию к достижениям революции. В этом разница между нами. За Конституцию проголосовали 6 816 169 избирателей, это 78,3% тех, кто имеет право голоса, и 86,85% принявших участие в референдуме. Против проголосовали лишь 706 400. Результаты очень впечатляющие.
Возвращаясь к теме Конституции. Для всех выборных должностей работает принцип, закрепленный в Конституции, о необходимости представлять отчет. Это одна из характеристик кубинской демократии. Таким образом, избираемые несут ответственность и отчитываются о своей деятельности.
ВОПРОС. То есть народ может поменять представителя власти, которым недоволен?
ОТВЕТ. Народ может, если должностное лицо не исполняет свои обязанности, требовать его отзыва, этот принцип тоже существует.
ВОПРОС. Я не могу не задать вам вопрос о состоянии отношений между Кубой и США. Мы наблюдаем усиление блокады, новые санкции и запреты (как, например, история с туристическими паромами, которые больше не могут плавать в кубинские порты), откат в отношениях после всего, что было достигнуто во время президентства Обамы. В чем причина столь резкого ухудшения отношений, учитывая, что США сами устами Обамы признали, что политика блокады провалилась, а кроме того, она невыгодна США с экономической точки зрения?
ОТВЕТ. Это действительно грустная тема. Фактически мы говорим о шести десятилетиях блокады, но даже раньше официального применения политики блокады в 1962 году был выпущен рассекреченный позже документ, в котором признавалось лидерство Фиделя и говорилось, что единственный способ свергнуть Кастро – это действовать изнутри. Для этого нужно добиваться настроения уныния, недоверия со стороны народа Кубы, добиваться удушения народа. Все эти годы мы как народ противостояли этой политике геноцида, которая наносит нам огромный ущерб в политической, в экономической и социальной сферах, в том, что касается финансовой и коммерческой деятельности. Вред, который наносится народу Кубы, задерживает развитие страны, ежедневно негативно влияет на нашу жизнь.
Как вы верно заметили, сейчас мы находимся на этапе усиления этих мер против Кубы. И речь идет не только об ужесточении блокады, но и об активизации раздела III закона Хелмса-Бертона, что влечет за собой возможность инициировать судебные иски по вопросам собственности, конфискованной и национализированной в полном соответствии с законом. Потому что то, что Куба осуществила в свое время, являлось совершенно законными действиями правительства при поддержке своего народа, в соответствии с нормами, существующими для проведения национализации. А также в соответствии с принципами, устанавливавшими компенсации.
Блокада накладывает ограничения также и на народ Соединенных Штатов. США говорят о свободе своих граждан путешествовать по всему миру, между тем единственные граждане, которые не могут свободно передвигаться по миру, – это сами граждане США, которые не могут посещать Кубу.
Другие меры – это финансовое преследование и санкции против организаций и субъектов, которые имеют отношения с Кубой. Почему судно, которое доставляет нефть из Венесуэлы, не может заходить в другие порты? Почему компания, которая имеет отношения с Кубой в области туризма, не может работать с кем-то еще? Все это совершенно бессмысленные преследования.
Но говоря о том, что блокада – это печальная тема, я не могу не заметить следующее: нас не может останавливать эта провальная политика. Мы должны адаптироваться и продолжать жить в борьбе против блокады, должны добиться роста экономики до максимального уровня, искать ресурсы для осуществления экономической деятельности, которая помогла бы нам компенсировать вред от блокады. Мы должны улучшать ситуацию изнутри, и это то, чем мы заняты.
У нас есть враг, и этот враг – империализм. Во всех своих формах и проявлениях. Со стороны США эти проявления ежедневные, но нас это не может испугать. И если говорить об эпохе Обамы, когда были возобновлены отношения, предприняты некоторые шаги к сближению (недостаточные, но, тем не менее, они были), то не следует забывать, что правительство Обамы делало все это не потому, что имело добрые намерения. Просто они занимали умную позицию, признавая провалившейся свою политику против Кубы из-за изоляции, в которой оказались Соединенные Штаты. Но цели оставались прежними. Форма действия другая, а цель – демонтировать политическую систему Кубы. И потому среди принятых Соединенными Штатами мер было выделение более 32 миллионов долларов на подрывные действия против Кубы.
ВОПРОС. Закон Хелмса-Бертона имеет экстратерриториальный характер и таким образом наносит удар по интересам третьих стран. Как на него реагируют страны, в частности, Европейского союза, которые инвестируют на Кубе?
ОТВЕТ. Закон Хелмса-Бертона направлен на то, чтобы нанести как можно больший вред. Однако, исходя из Конституции, а также из закона об иностранных инвестициях, мы предоставляем гарантии компаниям, которые решают инвестировать на Кубе. Эффект закона Хелмса-Бертона состоит в том, чтобы вызвать недоверие, чтобы люди чувствовали себя неуверенными в ведении своего бизнеса на Кубе. Куба сохраняет неизменной свою позицию: мы открыты для иностранных инвестиций. В нашей стране всегда выполняются установленные условия для двусторонних отношений. С Европейским союзом у нас заключено соглашение о политическом диалоге и сотрудничестве. Предприятия Европы представлены среди инвесторов на Кубе, и, осуществляя деятельность у нас, они чувствуют себя защищенными. Ряд предприятий хорошо комментируют свое сотрудничество с Кубой, они остаются на Кубе, и их деятельность успешна. А если они получают прибыль, то свою прибыль получаем и мы, исходя из всех возможностей, которые есть у туристической отрасли.
Тот, кто хочет сближения с Кубой, хочет инвестировать в нашу страну, проводит анализ, из которого видно, что мы являемся политически стабильной страной, у нас нет предпосылок для того, чтобы был нанесен ущерб интересам иностранного бизнеса из-за смены правительства. Мы располагаем политической системой, которая гарантирует стабильность.
ВОПРОС. Можно ли говорить о том, что новый виток санкций против Кубы является попыткой «наказать» Кубу за поддержку Боливарианской революции в Венесуэле?
ОТВЕТ. Меры против Кубы не являются чем-то новым. Это исторически обусловленная политика, с усердием применявшаяся задолго до 1959 года. Мы можем посмотреть на американо-кубинские отношения конца XIX века, когда Соединенные Штаты помешали триумфу армии мамби и осуществили интервенцию. Сегодня ужесточение мер против Кубы обусловлено рядом обстоятельств и нюансов. И в отношении Венесуэлы, и в отношении Кубы, и в отношении Никарагуа применяется одинаковая формула. В более или менее откровенной форме. Эти непрямые агрессии оказывают на нас негативное влияние, в особенности в области экономики. Но знаете, что еще происходит? Эти меры терпят поражение. Потому что они ведут к ответу в виде большей политической сознательности людей. Есть пример Венесуэлы: сопротивление, которое демонстрирует Венесуэла, и есть пример кубинской революции. Сегодня это происходит с Кубой и Венесуэлой, а завтра может быть применено против Эво Моралеса, который скоро идет на выборы. Вспомните Альенде и то, что в свое время произошло с Чили. Вы видите, что происходит в Аргентине, Бразилии. Это очень скверная и неуважительная политика против наших народов.
ВОПРОС. Часто можно услышать мнение о том, что роль, которую Венесуэла играет в экономике Кубы, является такой же, как роль, которую играл СССР. И без поддержки Венесуэлы, как раньше без поддержки СССР, кубинская экономика окажется на грани коллапса. Правомерны ли такие сравнения? Каково нынешнее состояние кубино-венесуэльских связей в области экономики и социальной политики? Продолжаются ли в полном объеме программы в области медицины с участием кубинских специалистов в Венесуэле?
ОТВЕТ. Отношения между Кубой и Венесуэлой отличные не только на уровне правительств, но и на уровне народов. И эти связи исторические. Вспомним, что Марти, едва оказавшись в Венесуэле, первое, что сделал, не стряхнув даже дорожную пыль, это отдал почести Боливару. Сейчас наши отношения переживают замечательные времена. Вспомним Чавеса, их невероятное единение с Фиделем. Что касается вопроса об экономике. Куба 90-х годов, когда рухнул Советский Союз, – это совсем не та Куба, что существует сейчас, готовая противостоять какой-либо рискованной ситуации. Сейчас это страна с более диверсифицированной экономикой. Вместе с тем невозможно отрицать, что нестабильность в экономических отношениях и последствия политики блокады наносят нам ущерб. И то, что происходит в Венесуэле, также наносит ущерб, и не только Кубе, но и всему региону.
Что же касается присутствия Кубы в Венесуэле, то это присутствие на основе сотрудничества. И если у нас там и есть армия, то можно сказать, что это армия мужчин и женщин, которые являются врачами, помощниками в вопросах здравоохранения, педагогами, спортсменами, строителями. Они обмениваются опытом с венесуэльцами, чтобы способствовать подготовке врачей, учителей, преподавателей по физическому воспитанию – всему тому, что революция делает для своего народа. Так что, да, мы присутствуем в Венесуэле точно так же, как присутствуем в десятках других стран. Кубу обвиняют в том, что она осуществляет в Венесуэле военное присутствие. Так вот, присутствие Кубы – это врачи. И боремся мы с бактериями и с болезнями, не вмешиваясь в другие вопросы. Мы строим отношения с другими странами на основе уважения. Мы признаем правительство Николаса Мадуро, потому что оно является легитимным. Мы с уважением относимся к внутренним конфликтам, которые могут быть в стране. В соответствии с принципом невмешательства во внутренние дела их следует решать венесуэльскому народу.
ВОПРОС. В каком состоянии находится сейчас кубинская экономика? В стане врагов раздаются голоса, что на Кубе якобы может повториться ситуация «особого периода». Насколько велики угрозы и что делает кубинское правительство, чтобы поддержать народ?
ОТВЕТ. Ужесточение блокады и активация закона Хелмса-Бертона создают для нас дополнительные обстоятельства, которые мы вынуждены учитывать при планировании экономики. Как я уже сказала, сейчас существует не та Куба, которая была, когда рухнул соцлагерь. Мы принимаем меры, которые позволяют стимулировать экономику. Только что, например, было принято решение о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы. Предоставляется большая автономия предприятиям, дается большая автономия муниципалитетам – всё в соответствии с Конституцией. То есть наши действия направлены на то, чтобы конъюнктурные обстоятельства, такие как ужесточение блокады и закон Хелмса-Бертона, не отвлекали нас от вопросов стратегического характера, над которыми мы должны работать, чтобы придать импульс развитию нашей экономики.
Большое внимание уделяется тому, что связано с распределением определенных продуктов питания и контролем в этой сфере. Ведь для нас имеет большое значение гуманистическая задача защиты человека. Нам важно гарантировать, чтобы люди получили то, в чем они нуждаются. И чтобы не выходило так, что, чем больше ты имеешь, тем больше получаешь, в то время как другие люди оказываются в уязвимом положении. Вот чем занимается правительство, и делает это совершенно прозрачно. У нас два приоритета в настоящий момент: экономика и оборона. И если мы обладаем сильной экономикой, мы обеспечиваем надежную оборону страны.
Беседовала