С одной стороны, многие молодые люди уезжают учиться в вузы центральной части России, прежде всего в Москву и Санкт-Петербург, поскольку в их городах за последние годы массово закрывались вузы, а с другой стороны, возникла проблема дефицита многих специалистов в регионах, поскольку в них нет соответствующих вузов и направлений подготовки. При этом вузовские специалисты и сами эксперты отмечают, что во время этой рубки уж очень много полетело щепок.
В то же время многие способные и талантливые молодые люди не имеют сегодня финансов, чтобы поехать за тысячи километров от своего родного города. Если такая возможность есть, то в дальнейшем они, как правило, туда уже не возвращаются, в связи с чем проблема дефицита специалистов в регионах обостряется еще больше.
В борьбе за закрытие вузов была забыта социальная функция образования. Ведь молодой человек, учась в вузе, обрастает социальными связями и отношениями. И естественно, что если бы он учился рядом с домом, то, скорее всего, остался бы в регионе.
Перед 1 сентября 2019 года снова выяснилось, что у нас не хватает учителей. Конечно, важной проблемой является их зарплата. И наша фракция надеется, что новый министр просвещения С.С. Кравцов вплотную займется этой проблемой. Другой причиной нехватки учителей считаю сокращение доступности педагогического образования. Часть педагогических вузов были поглощены классическими университетами, стали их филиалами. Да и сами педагогические университеты стали закрывать свои филиалы.
Сеть педагогических вузов и филиалов сократилась в разы. Мы потеряли часть научных педагогических школ.
И снова получается, что молодые жители отдаленных регионов, мечтающие работать учителями, должны уезжать из своего региона. Ведь большая часть классических педагогических вузов сконцентрирована в западных регионах России.
Возможно, было бы целесообразно проанализировать решения о закрытии педагогических вузов в отдельных городах и способствовать возобновлению их работы.
Сегодня повсеместно в отдаленных регионах не аккредитуются магистратуры и аспирантуры. В связи с этим встает вопрос: как там тогда будут формироваться научные школы? Как там будут готовиться кадры для высшей школы?
Для того чтобы создать необходимый потенциал развития научных школ, можно было бы предложить обеспечить научное руководство аспирантами с опорой на высококвалифицированные кадры профессуры центральных регионов, используя при этом дистанционные электронные технологии. При этом сами защиты диссертационных работ также могли бы происходить в диссоветах по видеосвязи. Это позволило бы не потерять способных молодых людей из отдаленных регионов, обеспечить эти регионы высококвалифицированными научными кадрами и растить там собственные научные школы. Такие технологии не требуют никаких материальных затрат и решили бы проблему развития фундаментальной и прикладной науки в регионах, что позволило бы вывести нашу страну в более короткие сроки в лидеры индустриального прогресса.