Еще не полностью определен масштаб экологического бедствия, постигшего нашу Арктику 29 мая, когда на ТЭЦ-3, принадлежащей потанинскому "Норникелю", произошел разлив 21 тыс. тонн нефтепродуктов из полусгнившего резервуара. Тонны дизтоплива ушли в грунт, тысячи тонн утекли в реки Далдыкан, правый приток Амбарной, впадающей в озеро Пясино, соединяющееся с Карским морем.
Еще далеки от завершения работы по очистке рек, земли от последствий майской катастрофы, как в минувшее воскресенье Русский Север постигло новое несчастье по вине всё того же «Норникеля»: при перекачке авиационного топлива в районе п. Тухард Таймырского района (78 км от Дудинки) разгерметизировался трубопровод, принадлежащий АО «Норильсктрансгаз» (дочка «Норникеля»), вылилось авиатопливо, в грунт ушло около 44,5 тонны керосина.
В этот раз в регионе быстро засуетились все соответствующие структуры. Прокуратура заявила о начале проверки «причин разлива авиатоплива на Таймыре». А краевой главк МЧС оперативно выяснил, что «перекачивался авиакеросин из баржи на производственный склад на реке Большая Хета… произошла разгерметизация трубы на нефтепереливной станции, объем топлива, вылившегося на грунт, составил 10 кубометров». Следственные органы СК РФ по Красноярскому краю и Республике Хакасия проводят проверки, по результатам которых будет принято процессуальное решение.
Происходящее встревожило северян. Они напрямую винят «эффективного» собственника миллиардера Потанина, который варварски относится к северной природе, выкачивая из ее недр максимальную прибыль, не думая о ее сохранении. «Норникель» в последнее время совершил серию нефтяных аварий, – подчеркивает руководитель экологического центра "Дронт" Асхат Каюмов. – Компания сумела добиться особого к себе отношения, но особой ответственности со стороны компании нет. В «Норникеле» отсутствует контроль и самоконтроль. Да и со стороны государства сильно ослаблен экологический контроль. В результате мы видим, что за последний месяц произошло несколько крупных аварий, нанесших непоправимый вред природе Севера. Разлив нефтепродуктов и топлива убивает все живое вокруг, а почвенные организмы не имеют ни одного шанса на выживание и восстановление. Если топливо доберется до реки или ручья, то там будет убито все живое».
Отсутствует контроль, отсутствует и ответственность. Отравляя природу, компания «Норникель» совершает преступления против ныне живущих людей, против потомков, против всего живого, гибнущего от ядовитых загрязнений.
В Госдуме на минувшей неделе принимались поправки в закон об охране окружающей среды, в котором, как отмечали единороссы, по распоряжению президента, ужесточается ответственность, требования к хозяйствующим субъектам за нанесенный вред природе. При обсуждении поправок выяснилось, что «ужесточенность» не вышла за рамки либерально-лояльного отношения к собственникам-капиталистам. Каких бы они бед ни натворили природе, им не наденут наручники, не посадят за решетку, не отправят на исправительные работы. Они вправе откупаться штрафами, выплатами за ликвидацию последствий аварий, им предписано создать фонд, чтобы в нем держать средства для устранения последствий экологических катастроф. Но с владельцев предприятий не спросят строго за отсутствие очистных сооружений, за изношенность оборудования, за отсутствие модернизации производства. За все проступки перед природой им разрешается откупаться. Да и о сумме откупа они могут с государством торговаться, чем сейчас и занимается Потанин.
Он уже обсуждал с В. Путиным случившееся 29 мая, когда «Норникель» залил Арктику дизтопливом. Диалог шел за закрытыми дверями. Но вскоре стало известно, что речь шла о цене очистных работ. Потанин подсчитал, что его расходы составят 10 млрд рублей.
Однако у Росприроднадзора иное мнение. Ведомство оценило экологический ущерб от разлива топлива на ТЭЦ-3 «Норникеля» в 147,78 млрд рублей (около $2 млрд). Потанин резко возразил, сумма, мол, сильно преувеличена.
«Ущерб, нанесенный водным арктическим ресурсам, беспрецедентен. Сумма ему соответствует», – парировал Д. Кобылкин, министр природных ресурсов и экологии.
«Норникель» заявил, что будет опротестовывать оценку Росприроднадзора, которая, по мнению компании, основана «на принципах, которые привели к искажению результатов и нуждаются в корректировке», ведомство «необоснованно использовало максимально возможный повышающий коэффициент». Начавшаяся месяц назад перепалка вокруг денег продолжается по сей день.
А тут Следственный комитет РФ сообщает, что по факту ЧП под Норильском возбудил четыре уголовных дела — по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность), из-за несвоевременного информирования о чрезвычайной ситуации, а также по ст. 254 УК РФ (порча земли), ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) и ст. 250 УК РФ (загрязнение вод). Делам этим опытные эксперты предсказывают многолетнее разбирательство.
Но не они главное для «Норникеля», а 147,78 млрд рублей, с которыми компания категорически не желает расставаться. Потанинцы недовольны: как смеет Росприроднадзор предъявлять им такой счет, они и так солидно уже вложились в экологию. Вице-президент ГМК "Норникель" Дмитрий Пристансков везде рассказывает, что их компания уже инвестировала в экологические проекты 80 млрд рублей, а до 2023-го вложится более 123 млрд рублей в мероприятия по снижению выбросов своих предприятий в Норильске в рамках "Серного проекта." Компания включается в реализацию нацпроекта «Чистый воздух» и за пять лет обещает сократить объем вредных выбросов в воздух на 75%.
Но есть еще большой федеральный проект «Экология», который включает много других направлений по охране окружающей среды, в частности, предотвращение разливов нефти, топлива, керосина, прекращение выбросов ядовитых стоков обогатительными фабриками, ликвидацию других источников отравления природы. Чтобы выполнить эти требования и сделать «Норникель» со всеми его подразделениями безопасным для экологии производством, его владельцам предстоит на годы вперед отказаться от бешеной прибыли, которую они «стригли» последние четверть века.
Но, похоже, «эффективные» собственники к этому не готовы. Им надо так, как произошло недавно с Потаниным, о чем сообщил «Форбс»: за два месяца пандемии держатель самого большого пакета акций «Норникеля» увеличил свое состояние на 6,4 млрд долларов. Это круто! Но одновременно он же, Потанин, отравил пол-Арктики нефтепродуктами, вытекшими из дырявого резервуара. Его бы давно следовало заменить, но миллиардер предпочел прибыль класть на свои счета, не транжиря средства на обновления, оснащения. Потанин богател, выжимая всё что можно из советского наследства, а хрупкая природа Крайнего Севера расплачивается за жадность «эффективного» собственника.
Теперь всё чаще вконец изношенное советское оборудование во всех подразделениях «Норникеля» дает сбои, рвется, лопается, разваливается. Если всё модернизировать, менять, переоснащать, то прибыль накроется. А какой капиталист согласиться на такие жертвы? Потанинцы тоже на это не согласны. Лучше всё закрыть, распродать и поставить точку на уникальном платиновом комплексе.
Пристансков признается, что еще в 2016 году компанией было принято решение закрыть Норильский никелевый завод, «который с 1942 года функционировал». Нужно уходить, считает Пристансков, оттого, что «нельзя модернизировать, что устарело». «Компании почти 85 лет. И сейчас мы должны все последствия экологических нарушений ликвидировать?" – задается вопросом потанинский соратник. В его интонациях угадывается ответ: нет, мы не будем вкладываться в модернизацию, в современное, отвечающее экологическим требованиям оборудование!
Но не все действия господ однозначны. Еще в 2016 году хотели всё закрыть, а эксплуатация продолжается. Еще не полностью выкачали желанную прибыль? А может, им поставили условие: хотите бросить – приведите в надлежащий порядок окружающую среду и тогда «Норникель» национализируем. Такие предложения звучали от коммунистов, экологов, геологов, даже от тружеников «Норникеля», которым надоело быть бесправным наемником у частника.
Если же позволить потанинцам уйти, не принудив их очистить Север после их длительного хозяйствования, то это будет верх цинизма. Не хотят делиться с народом через прогрессивный налог, то пусть хотя бы после своего прибыльного пиршества очистят землю от своего дерьма. Не для них советский народ строил, создавал, сберегал. Не им оставаться безнаказанными загрязнителями.
Сейчас, когда Потанин и его компаньоны пытаются сбить цену, выставленную Росприроднадзором за надругательство над природой, простой люд очищает, как может, тундру, реки, грунты от нефтепродуктов. Люди трудятся за гроши, по сравнению с потанинскими прибылями. Но они чистят свою землю, на ней хотят жить, заводить семьи, растить детей. А потанины косят на Запад. Поэтому им ничего не жалко в этой стране.