Вячеслав Мархаев, возглавляющий республиканский комитет КПРФ в Республике Бурятия, не был включен в тройку кандидатов в сенаторы, с которой на выборы губернатора Иркутской области при поддержке «Единой России» шел Игорь Кобзев. Предполагается, что после своей победы Кобзев делегирует в Совет Федерации депутата Госдумы Андрея Чернышева («Единая Россия»), избранного от Иркутской области.
Практика показывает, что назначение сенатора от исполнительной власти в регионе обычно происходит в течение суток после инаугурации нового губернатора. По данным иркутских СМИ, Игорь Кобзев вступает в должность уже 18 сентября.
Был ли такой поворот событий для Мархаева ожидаемым?
– Вы же знаете, что в Иркутской области прошли выборы губернатора и что мы (КПРФ) их проиграли, – ответил сенатор. – Врио (единоросс Игорь Кобзев) стал губернатором. Как он им стал – совершенно другая тема. Если бы избран был другой кандидат, были бы иные варианты. Ну а так, в соответствии со всеми нормами и регламентами, я сложил полномочия.
– Но ведь у сенаторских полномочий есть конкретный срок. Это нормально – просто взять и отстранить сенатора?
– Это нормы законодательства. Пришла команда, и ее исполнили. Меня ведь могли убрать еще раньше, в связи с отставкой Левченко. Как с ним обошлись, вы знаете… Тем не менее я остаюсь первым секретарем Бурятского обкома КПРФ. Так что работа будет продолжена. И борьба тоже.
Вячеслав Мархаев стал сенатором 5 лет назад по представлению Сергея Левченко, победившего на выборах губернатора Иркутской области. 12 декабря 2019 года Левченко ушел в отставку, якобы по собственному желанию. Руководство КПРФ сделало заявление, что Левченко к этому принудили. Левченко планировал принять участие в выборах-2020, где его шансы были очень высоки. Однако проходящую ровно в срок кампанию назвали «досрочными выборами», и Левченко не смог в ней участвовать.
Вячеслав Мархаев сообщил, что планирует полностью сосредоточиться на руководстве КПРФ в Бурятии. «Буду в Бурятии, но и с родным краем – Иркутской областью – связь не буду терять. Загадывать ничего не буду. Но ситуация в России пока не позволяет успокаиваться», – отметил он.
Говоря о периоде своего сенаторства, Мархаев подчеркнул, что старался сделать все возможное, чтобы отдельные законы, вызывающие негодование у населения, не были приняты. Однако он был в меньшинстве, иногда в единственном числе, поэтому противостоять другим сенаторам было крайне сложно.
Тем не менее Мархаев голосовал против закона о повышении пенсионного возраста. «При крахе пенсионной системы меняют правительство, а не пенсионный возраст, – заявил он тогда. После публикации фильма ФБК «Он вам не Димон» Мархаев публично предложил правоохранительным органам расследовать факты, изложенные в расследовании. Он поддержал шамана Александра Габышева, его сторонников и участников акций протеста в Бурятии, родном регионе.
Он очень переживает, что «были приняты и продолжают приниматься эти дичайшие законы, утяжеляющие и без того сложное положение россиян».
Он добавил, что новый глава Иркутской области Игорь Кобзев давно хотел его освободить от должности, но не позволял регламент. «Поэтому я доработал до окончания своего сенаторского срока. Понятно, что в Иркутской области теперь новая команда, а меня назначал другой губернатор – Левченко. Вы знаете, как с ним поступили (Сергей Левченко возглавлял Иркутскую область с 2015 по 2019 год; в 2019 году после критики Путина из-за того, как в области ликвидировали последствия паводка, Левченко подал в отставку, его место занял Кобзев). Об уходе из Совета Федерации со мной никто не говорил», – рассказал Мархаев.
Вячеслав Мархаев известен, в частности, тем, что оказался единственным членом Совета Федерации, который 11 марта проголосовал против принятия федерального закона о поправках в Конституцию РФ, инициированных президентом Владимиром Путиным. Он заявил, что считает поправки «конституционным переворотом», поскольку «нарушены все возможные и невозможные нормы, правила, законы, в том числе нормы действующей конституции».
Перед выборами губернатора Мархаев выступил в поддержку оппозиционного кандидата Михаила Щапова, заявив, что Иркутской области нужен «сильный, компетентный и уверенный лидер, а не номенклатурный исполнитель указаний из центра». Мархаев вновь раскритиковал федеральные власти, которые, по его мнению, не заинтересованы в сильных регионах. «Почему-то в сильных регионах центр видит угрозу и недоверие, хотя это самое недоверие идет именно от центра – чем и объясняется практически ручное управление государством во многих регионах», – написал он в своем Instagram. В этих условиях, считает уходящий в отставку сенатор, страна «стремительно скатывается вниз и превращается в жандармскую империю и «бензоколонку» для олигархата».
Добавим, в отличие от Вячеслава Мархаева, приходящий ему на смену в Совфеде Андрей Чернышев выступил сторонником не только конституционной реформы, но и многих других резонансных законов, инициированных федеральной властью.