HOMELAND ПРОТИВ РОДИНЫ

И действительно, распространение технических средств, позволяющих смотреть кино практически где угодно и привязка на несколько дней к одному сюжету делают сериалы привлекательными как для зрителя, производителей кино, так и для пропагандистов.

Вес и влияние сериального сегмента кинематографа растет с каждым годом. Так что, перефразируя слова Владимира Ильича Ленина Анатолию Васильевичу Луначарскому, можно сказать, что «вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино и сериалы».
Надо сказать, что в производстве сериалов Советский Союз был далеко не на последних ролях. Чего стоят только «Семнадцать мгновений весны» или «Место встречи изменить нельзя». Думаю, они сделали бы честь лучшим мировым киностудиям. Увы, как и всё в нашей стране, убитой на взлете, в тот момент, когда она только начинала раскрывать свой потенциал, мы можем только предполагать, какими бы были нынешние советские сериалы. Уверен, что даже говоря нынешним убогим рыночным языком, как продукт они были бы абсолютно конкурентоспособны. 
Теперь, в наше отсутствие, кинематограф нашего потенциального противника занял доминирующее положение, в том числе и на нашем, прости господи, рынке. Раньше говорили «в нашей стране», а теперь говорят «на нашем рынке», потому что для капитализма все, что помимо рынка или помимо денег, просто не существует. 
Американский сериал Homeland (что большинство прокатчиков переводит как «Родина») идет с 2011 года. Было выпущено 7 сезонов, седьмой вышел совсем недавно, и уже анонсирован восьмой сезон, который, как говорит съемочная группа, станет завершающим. За время своего существования сериал собрал много кинонаград, в частности, несколько «Эмми» и «Золотых глобусов» – это специальные призы в области телевидения в разных номинациях. Надо признать, что сериал имеет сильную и достаточно затратную постановочную часть, хороший актерский состав и действительно сделан очень качественно – явно потому, что кроме художественной, он несет существенную пропагандистскую нагрузку. 
Сюжет сериала разворачивается вокруг работы американских спецслужб и американского истеблишмента. Разумеется, это художественное произведение, но в нем обыгрывается реальная политическая ситуация и многие реальные события, происходящие в разных точках земли, куда вмешиваются американцы. Посмотреть на происходящее глазами врага, понять его логику и движущие мотивы, безусловно, всегда является полезным.
Главная героиня сериала – блондинка-агент ЦРУ Кэрри Мэтиссон в исполнении довольно известной актрисы Клэр Дейнс (она, например, была партнером Арнольда Шварценеггера в фильме «Терминатор-3»). Кэрри совершенно не похожа на любовниц Джеймса Бонда или аналогичные типажи, а скорее похожа на школьную учительницу, вынужденную в силу работы регулярно посещать спортзал. Внешность ее не вызывает отторжения или раздражения и играет она, объективно, хорошо.
В первых четырех сезонах Кэрри и ЦРУ «несут добро» в Афганистане, Ираке, Пакистане. Обыгрывается, например, реальный эпизод, когда Кэрри отдает приказ о нанесении авиаудара по талибам в Афганистане, но удар приходится по сельской свадьбе и погибают 40 человек. Разумеется, никто на себе волосы не рвет, а отношение совершенно спокойное – ну такие побочные жертвы войны. В четвертой части действие происходит в Берлине. Вообще, в сериале подается как само собой разумеющееся, что США, как у себя дома, совершенно не считаясь ни с чем, кроме своих интересов, действует в бывшей советской зоне влияния – в том же Афганистане или на территории бывшей ГДР и стран Восточной Европы. Это ведь только нам внушали, что война в Афганистане была «бессмысленной». Но стоило только нам уйти, как американцы моментально туда влезли и сидят, не считаясь ни с материальными, ни с людскими потерями, которые давно превысили потери СССР. Откуда уходим мы, туда приходят наши противники. Так было и так будет. Начали с ухода из Афганистана, а теперь уже и Донецк удерживаем с трудом. И только наивные люди думают, что у нас не готовы забрать, например, Поволжье или Владимирскую область.

***

На мой взгляд, самые интересные – шестой и седьмой сезон и именно их стоит посмотреть. Действие обоих сезонов происходит в США и показывает жестокую, бескомпромиссную войну за власть внутри американского истеблишмента, в которую «в полный рост» вовлечены спецслужбы. Не борьбу, а именно войну на уничтожение, где не гнушаются никакими средствами, вплоть до откровенного предательства – например, обе стороны передают информацию в посольство России, когда надо сорвать операцию противника, а в результате гибнут американцы. Война является еще более жесткой оттого, что она ведется не просто за банальную власть и деньги, а каждая из сторон уверена, что именно они добро, патриоты и спасение Америки и мира, а противоположная сторона – коррупционеры и предатели. При этом обе стороны показаны каким-то сборищем неврастеников, да еще вынужденных действовать через множество непонятных нам бюрократических рогаток – например, приходится считаться с прессой, избирателями, выборами, и прочими совершенно ни на что не влияющими в наших российских реалиях институтами буржуазной демократии. Обе стороны ненавидят друг друга гораздо больше, чем внешнего противника, подтверждая тезис зоологов, что внутривидовая конкуренция самая жестокая. Однако в одном они едины – в уверенности в абсолютном праве Америки устанавливать порядок в любой точке земного шара по своему усмотрению. В фильме это называется «нести демократию».
В шестом сезоне Кэрри Мэтиссон спасает только что избранного президента США Элизабет Кин, такой собирательный образ из Трампа и Хиллари Клинтон – политика и проблемы во многом, как у Трампа, но женщина. В недрах спецслужб зреет заговор с целью свержения президента, так как, по мнению ее оппонентов, она проводит соглашательскую позицию с внешними врагами и предает американские идеалы. От разного рода закулисных интриг в 10-й серии шестого сезона заговор против президента приводит к самой настоящей массированной автоматной стрельбе, в которой Кэрри удается спасти президента Элизабет Кин. 
Седьмой сезон начинается с арестов сотен участников заговора и тех, кто, по мнению Элизабет Кин, является участником. Арестовывают направо и налево, правых и виноватых, явных участников и тех, кто попал хотя бы под малейшее подозрение и даже тех, кто перешел на сторону президента под гарантии безопасности. Кстати, президент Кин показана весьма злой, мстительной и безжалостной женщиной. Эдакий результат социал-дарвинистского отбора в мире, где сильнейший не просто выживает, а съедает слабого и это считается нормой. Вообще, видно, что все жестокости, заговоры и интриги, которые показаны в сериале, авторы считают совершенно естественными. Это мы, до сих пор помнящие СССР, к такому не привыкли, и, видимо, пока живы, не привыкнем. И вот эти люди, увы, теперь определяют судьбы мира.
Кэрри, несмотря на то, что она агент ЦРУ, гораздо добрее президента Элизабет Кин и чуть не вылетает со службы, поскольку категорически против превращения Америки в «GULAG», которому был бы рад Joseph Stalin (это из ее речей в фильме).

***

Седьмой сезон, думаю, для нас самый интересный, поскольку на фоне перманентного импичмента и прочих интриг на сцену выходят главные враги – русские. Действие двух заключительных серий вообще происходит в России. И вот тут, увы, весьма неплохой (с постановочной, а не с человеческой точки зрения) сериал превращается в развесистую клюкву. В СССР американцы были нам враги, но мы никогда не показывали их сборищем уродов и дегенератов. А в американских фильмах русские всегда показаны в самых нелицеприятных тонах. Их даже играют некрасивые актеры. Сериал «Родина» не исключение. Чего стоит один руководитель службы внешней разведки России по фамилии Якушин – жестокий и брутальный с лицом рецидивиста, которого американцы берут на крюк, потому что он припрятал 300 миллионов долларов в США для себя и своей семьи, и куда планирует переехать после отставки. Якушин по фильму ненавидит своих конкурентов из ГРУ гораздо больше, чем американцев. Напомню, в оригинале Службой внешней разведки руководит Сергей Нарышкин, к которому, понятно, можно относиться по-разному, но он играет на рояле и к которому отлично подходит слово «интеллигентнейший». В общем, расхождение с оригиналом на 180 градусов. Другие русские в кино ему под стать – все сотрудники спецслужб в возрасте от 50 лет корыстолюбивы и мечтают уехать на Запад, у всех там что-то припрятано, поэтому почти со всеми американцы находят общий язык.
Почти, да не со всеми, поскольку главное действующее лицо от русских мне показалось интереснейшим персонажем, объясняющим, почему американцы так упорно видят в нас врага. Это Евгений Громов, агент ГРУ. Он сравнительно молод – лет 40 с небольшим. Как раз про таких говорят: «обаяние отрицательного персонажа». В фильме он красив, энергичен, весел, решителен, жесток и безжалостен. Он даже во многом артистичен и со своей бородой похож на Мефистофеля. И – обратите внимание – абсолютно неподкупен! Евгений, ловко используя противоречия в американском истеблишменте, ставит своей целью ни больше ни меньше, как посеять в стране хаос. Что там вмешательство в выборы! Которое, тем не менее, в сериале русские энергично осуществляют. Евгений, так, между делом, почти одной левой осуществляет ловкую и артистичную провокацию и в штате Вирджиния, в городе Лукасвилле, и в результате американские агенты ФБР и местная народная милиция начинают целое сражение, в котором погибают 19 человек. Президент в шаге от импичмента. Евгений, посмеиваясь, убивает предателя, бывшего нашего разведчика, сбежавшего в Америку. Евгений проникает в сверхохраняемый госпиталь, где душит подушкой агента ЦРУ, завербованного русскими, но попавшего в руки американской контрразведки. Он виртуозно крадет из-под носа американских спецслужб агента ГРУ Симону Мартин и тайно вывозит ее в Россию. А Симона Мартин была любовницей ближайшего советника президента Элизабет Кин.

***

В последней серии «Родины» уже американцы перевербовывают, похищают и вывозят Симону Мартин в США, где она даст показания в конгрессе в защиту президента Элизабет Кин, обвиненной в убийстве в тюрьме одного из участников заговора против нее – генерала Маклендона. Его, как нетрудно догадаться, убили с подачи русских. Из России Симону Мартин вывозят не в результате героической операции, а просто банально подкупив генерала Якушина, сказав ему, что если он не поможет, то попрощается с его 300 миллионами долларов в США. Макиавелли, создатель теории политики, в которой цель оправдывает средства, смотрит на нынешних политиков просто в изумлении.
Однако самый интересный и самый важный, на мой взгляд, момент – это диалог Евгения Громова с нашим перебежчиком Иваном Крупиным – с тем самым, которого Громов потом с улыбкой убьет. Иван вроде как двойной агент, но, как позже оказалось, действительно был перевербован американцами. Тот упрекает Громова, что в результате его действий случились жертвы среди американского населения. «Погибли американцы на территории США! Мы так никогда не работали!» – упрекает Громова Иван.
– Вы застряли в прошлом, старые правила уже не работают! – отвечает Евгений.
– Эти старые правила удержали нас от самоуничтожения, – говорит Иван.
– Я этому не верю. Единственное, что было уничтожено, – это мы, – отвечает Евгений.
– Не поддавайся своей собственной пропаганде! Виноватых везде хватало, – презрительно говорит Иван.
И тут, как пишут в пьесах, улыбка сходит с лица Евгения, который в фильме улыбается всегда, везде и в любой ситуации. И он говорит ключевые слова, вроде очень спокойно, но очень зло, серьезно и от души: «Расскажите это моим родителям, которые потеряли свою страну. Расскажите это моей семье, которая потеряла всё. Расскажите это моему брату, который умер в 1998 году в ельцинской больнице от туберкулеза. Это была ваша Россия. А эта, сегодняшняя, – моя».
И я вспомнил цитату из «Таинственного острова» Жюля Верна о капитане Немо, на которого даже внешне похож Евгений: «В сердце у него горела неумолимая ненависть. Принц Даккар ненавидел… Этот индус был воплощением ярой ненависти побежденного к победителю. Поработитель не нашел бы пощады у порабощенного». 
Вот что прекрасно, как видно по сериалу, понимают американцы. По фильму Евгения Громова, в отличие от сотрудников ельцинского призыва, который они называют «старой школой», невозможно купить. Его не интересует власть. Его интересует месть. С ним вы не договоритесь. Для него американцы не друзья, не «партнеры» и даже не противники. Они для него враги. Неважно, насколько типичен персонаж Евгения Громова. Неважно пока, насколько нынешняя Россия соответствует той, за которую он сражается в фильме. Важно другое – они все понимают. Они понимают, что победили нас в самой подлой из войн, взяли хитростью и предательством. И никакую «демократию» они нам не принесли. Поэтому главное их чувство по отношению к нам – страх. Они разрушили нашу Родину, разорили нас и ограбили, унизили наших родителей, убили наших братьев, надругались над нашими святынями, лишили будущего наших детей. И рано или поздно за это придется держать ответ. 

г. Электросталь,
Московская обл.

Другие материалы номера