«Недавно я узнала, что моя бабушка по отцу тоже была крановщицей, мама много лет отдала этой профессии, получается, что у нас это семейное. Мама работала на козловом кране, он невысокий, размером с двухэтажку, ездит по рельсам, я же пошла дальше, став машинистом башенного крана. В профессию я попала тоже благодаря маме: ей нужна была сменщица, а мне – работа. Я подумала: почему бы и нет? Хотела немного поработать, закончить учебу и уйти в другую сферу, но не случилось. После года работы на низком кране мне предложили пройти обучение на башенном. Я была заинтригована: очень хотелось попробовать свои силы. Прошло 13 лет, а профессию я так и не поменяла.
О первом рабочем дне
Я прекрасно помню свой первый рабочий день. Нас с напарницей по обучению посадили в ночную смену на один башенный кран. Необходимо было перебросать грунт, и вот незадача: нам понадобилась вода, за которой я и пошла. А когда вернулась, обомлела: напарница снесла ковшом все освещение… Вообще, работа очень ответственная, пока тебя допустят что-то делать самостоятельно, пройдет достаточно времени. Мне все тонкости объяснила мама, то, что я осваивала в теории много времени и не могла самостоятельно применить на практике, мама растолковала быстро и доступно.
О втором доме
Мое рабочее утро начинается с того, что я расписываюсь в рабочем журнале, принимая смену. Затем проверяю кран на исправность механизмов: поднимаю контрольный груз, а потом начинаю работать исходя из потребностей строительной бригады.
Кабина башенного крана – мой второй дом. Это немудрено, потому что там я провожу почти по 12 часов в сутки. Сейчас на башенном кране я работаю с напарницей, до этого моим сменщиком был мужчина. Было даже удобно: не приходилось самим затаскивать 20-литровую бутыль с водой. В кабине башенного крана у меня есть и чайник, и тапочки, и какие-то приятные вещицы, создающие атмосферу, а еще мы мечтаем о кондиционере. Летом на такой огромной высоте без него очень сложно.
О неженской профессии
Крановщицами работает достаточно много женщин, но парадокс в том, что все они в возрасте. Как работали со времен СССР, так и остались. В Советском Союзе профессией крановщицы никого не удивишь, а вот в наше время можно по пальцам пересчитать девушек, которые связали свою жизнь с этим направлением. Наверное, в современных реалиях эта профессия не такая престижная, можно сказать, что девушка-крановщица в наши дни почти экзотика.
Когда незнакомые люди узнают о моей профессии, то не верят. Обычно у всех крановщица ассоциируется с большой, тучной женщиной в возрасте, смолящей папиросу. Причем мне не верят до тех пор, пока не покажу фотографии, тогда недоверие сменяется изумлением.
О женственности
Женственность в одежде и моя профессия несовместимы, потому что на стройке невозможно ходить в юбке. Одежда у меня удобная и теплая, при этом важно, чтобы ничего не мешало и не отвлекало от работы. То же самое и с обувью: на плоской подошве и отвечающая главному критерию – удобству. Цвета преимущественно темные, потому что, работая на кране, можно запросто измазаться мазутом. Нам выдают спецодежду, но она огромных размеров и рассчитана на мужчин. В летнее время нам нельзя носить шорты или лосины, да и коллектив мужской, зачем отвлекать людей от работы. Я очень сдержанно одеваюсь, случаются исключения, например, сидя в кабине, могу переодеться в шорты, если очень жарко, но на территорию я никогда в таком виде не пойду. Шорты и майка для этого не предназначены. Впрочем, лично для меня женственность заключается не в одежде, это гораздо большее, чем внешний антураж.
О плюсах и минусах
У меня удобный график и достойная заработная плата. Это очевидные плюсы, которые держат меня в профессии. Есть и минусы. Например, очень сложно работать в мужском коллективе, в первую очередь коллеги воспринимают меня как женщину, а не как специалиста. Поэтому приходится не только характер показывать, но и завоевывать уважение.
Не скрою, что работа крановщика не самая полезная для здоровья. Во-первых, по 12 часов в день я провожу в сидячем положении, а во-вторых, чтобы мне попасть на рабочее место, в кабину, нужно что в холод, что в зной забраться на эту верхотуру. Летом – жарко, зимой – холодно, каждую зиму я обязательно иду на больничный, чтобы лечить свой остеохондроз. Бывает, согнулась, взяла рычаги в руки и работаю несколько часов кряду, пообедать даже нет времени. Иногда приходится задерживаться, например, когда идет приемка бетона. Последний раз мы принимали его до 10 вечера, даже не столько принимали, сколько ждали поставку из-за городских пробок.
О памятных объектах
Почти с каждым районом Новосибирска у меня связаны теплые воспоминания. Например, есть микрорайон «Радужный каскад»: я пришла строить его с нуля. В «Радужном» я строила самый большой дом в городе: в двадцать подъездов. Он весь мой, от первой сваи до последнего подъезда. Во время строительства этого дома я успела сходить в декрет и снова вернуться на работу… Проезжая мимо, я горжусь этим домом: он необыкновенно красив! Очень много знакомых живет в нем, причем купить квартиры в «Радужном каскаде» порекомендовала им я, и еще никто не пожалел!
О красоте и высоте
Самое любимое в работе – это красота, которая меня окружает. Недавно мы строили объект на берегу реки, рассветы и закаты просто фантастические! Сейчас строительство рядом с лесом – виды тоже потрясающие. Я очень люблю встречать на работе рассветы, ведь такую красоту вряд ли увидишь из окна обычной городской многоэтажки.
За столько лет я к высоте не то что привыкла, сроднилась с ней. А вообще, высоты я никогда не боялась: я росла сорванцом, везде лазила, не знаю, как мама не сошла с ума, пока вырастила меня! Заводы, карьеры – все мое, в этом году не сбылась моя мечта: я так и не прыгнула с парашютом. Я люблю высоту, она дает мне ощущение свободы и полета, ты становишься другим человеком. Высота – это мое вдохновение.
У меня растут две дочери. Они абсолютно разные по характеру, старшая – очень женственная, а младшая – вся в меня, сорванец! Но при этом они обе хотят стать педагогами: старшая получает образование педагога начальных классов, младшая тоже не отстает – заявила, что станет директором детского сада. Все к этому идет. Я, наверное, даже рада, что мои девочки не хотят стать крановщицами.
О жажде творчества
и благотворительности
При всей любви к профессии мне не хватает творчества. Очень хочется развиваться, мечтаю овладеть техникой работы с эпоксидной смолой. Может быть, в будущем открою студию, где стану обучать желающих разным мастер-классам. Я не боюсь перемен, потому что они и есть жизнь, но вообще я бы хотела, наверное, иногда выходить и работать на стройке в свое удовольствие. К сожалению, это невозможно.
Очень хочу заняться благотворительностью, у меня был такой опыт: два года назад я организовывала сбор вещей и продуктов для детей из малообеспеченных семей. В этом году мы собираемся помочь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Хочется к Новому году подарить людям праздник. Вообще, желаний у меня много, например, хочу стать президентом! Шучу, конечно. Хотя почему нет? Сложностей я не боюсь, потому что привыкла просчитывать все на несколько шагов вперед и нести ответственность за чужие жизни.
О мечте
Побывав в Сочи, я решила, что хочу переехать туда жить. Но самая заветная мечта – открыть центр помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Я понимаю, насколько тяжело может быть женщине с ребенком на руках. У кого-то есть родители и близкие люди, готовые помогать, а у кого-то их нет. Опять же, есть люди, которые ничего не хотят менять в своей жизни, а есть другие, которые хотят, но не могут. Вот им бы я хотела помогать, тем, кто готов меняться».