ЭКОНОМИКА… В МАСКЕ

По данным Счетной палаты, подорожали базовые для населения продукты: сахар – на 67,5 процента, гречка – на 40 процентов, подсолнечное масло – на 26,5 процента, картофель и морковь – на 31 и 27 процентов соответственно.

Одни минусы и провалы в поставленной с ног на голову российской экономике. А с точки зрения министра Минэкономразвития Максима Решетникова, «экономика страны устойчива», «прошла 2020 год лучше, чем многие другие крупнейшие экономики». Заслуга в том, разумеется, президента и правительства, которыми «принимались правильные и своевременные антикризисные меры» – льготное кредитование, субсидирование, поддержание рабочих мест, поддержка населения. Совокупный вклад антикризисных мер составил 2,5 процента. А без них спад экономики составил бы не 3,1 процента, а не меньше 5,5 процента, утверждал министр, выступая в Госдуме на правительственном часе. Он отметил высокую адаптивность российского бизнеса: «Соблюдал санитарные ограничения, защищал персонал». И нашел точки роста: производство в обрабатывающих отраслях по итогам года превысило уровень 2019 года; сельское хозяйство показало полтора процента роста; восстановилась строительная сфера; увеличился экспортный потенциал, на него приходится от 10 до 15 процентов. Инвестиции сократились на 4,3 процента, но в текущих условиях «это хороший результат», похвалил себя чиновник.

Фонд национального благосостояния (ФНБ) удалось сохранить неприкосновенным, там уже около 13 трлн рублей скопилось. Этим Решетников почти гордится. Только оппозиция не видит в том никакого достижения. На встрече с фракцией КПРФ министру было высказано немало острых замечаний.

«Экономика России давно в яме, – заявил Валерий Рашкин, – но правительство всё роет дно поглубже… И вытащить оттуда нашу экономику могут только крупные материальные вливания средств, без этого ни в одной стране экономика не поднималась. У нас есть Фонд национального благосостояния (ФНБ), почему он не используется? Мы предлагаем принять бюджет развития, указываем источники его наполнения. Когда Минэкономразвития возьмет на вооружение наши предложения? Когда будут прорывы в экономике?»

Министр согласился, что бюджетные инвестиции являются драйвером экономики, с их помощью можно эффективно поддерживать экономику. Но ведь это не совсем рыночный механизм. Президент учит и губернаторов, и правительство, чтобы всё было по-рыночному. Поэтому средства ФНБ пока расходоваться не будут, и «эта ситуация сохранится на ближайшие годы», – отметил Решетников.

Если кубышку держите под замком, так хоть не вытягивайте из России другие средства, которые могли бы работать на экономику, заявляли коммунисты. Они продемонстрировали министру, что тщательно подсчитывают, сколько средств выкачивается из страны:

«Есть офшорные зоны, через них триллионы рублей уходят за границу. За счет чего совершать экономические прорывы?»

«Есть «институты развития – «Сколково», «Роснано», ВЭБ – всего их 40, которые, как выяснила Счетная палата, принесли потери нашему бюджету и экономике 5 трлн рублей».

Пока российская экономика несла потери, народ страдал от пандемии и нищал, ловкачи, пользуясь безучастностью государства и министерских чиновников, ковали свои личные неправедные капиталы. Схему наживы на пандемии раскрыл коммунист Алексей Куринный:

«Маски закупались за бюджетный счет по 40–50 рублей при их себестоимости в 1 рубль. Сверхприбыли получали отдельные подразделения. Знаменитым стал препарат «Коронавир» с достаточно сомнительной эффективностью Он «съел» большую часть бюджетных средств, выделенных на бесплатные лекарства. Производство стандартной упаковки «Коронавира», по данным специалистов, стоит 150 рублей, а продается по 5 тыс. рублей. Объявления о продаже этого лекарства за 4–6 тыс. рублей и сейчас нетрудно найти в интернете. Кто наживается на беде и почему министерство не пресекает преступное транжирство государственных средств?»

Министр «категорически» не соглашался по поводу масок, а вот махинации с «Коронавиром» опровергнуть не смог. Но и объяснить не решился.

Уклонился чиновник от ответа на вопрос: почему правительство берет займы под 6–7 процентов, а триллионы ФНБ отдает в зарубежные банки под 1,5–2 процента? На этом тоже ведь теряются бюджетные средства. Министр сказал, что этими вопросами не занимается и не стал «углубляться и распространяться…»

Вера Ганзя обратила внимание Решетникова на то, как банки занимаются рэкетом, руководствуясь 115-м законом: банкиры вынуждают представителей малых и средних предприятий закрывать старые счета и открывать новые, а за эту операцию бизнесмен платит банку 10 процентов от суммы старого счета. Решетников об этом знает, у него немало скопилось жалоб на действия банкиров, но пока он только собирает материалы, а потом когда-нибудь будет разбираться…

Вообще, тема малого и среднего бизнеса для министра не самая приятная. Многие в правительстве считают, что в этой сфере занят в основном пролетариат, а с ним можно и не церемониться. Решетников не церемонился, когда, работая в московской мэрии с Собяниным, в 2016 году руководил массовым сносом торговых павильонов, признанных столичными властями самостроем. Народ прозвал эту акцию «ночь длинных ковшей». Сколько тогда человек лишилось работы, министр не знает. Он человек прагматичный и не перегружает себя лишней информацией. Как раз такие мудрые министры и приживаются в правительстве РФ.

Еще один важный нюанс. Решетников, выступая перед депутатами, ничего толкового об экономике РФ, выводе ее из многолетнего кризиса не рассказал. Разве что наметил перспективу: к 2030 году она начнет расти по 2–3 процента в год. А что будет до этого – неизвестно. Поверили думцы дальним прогнозам министра или нет – трудно сказать. Большинство депутатов, выступавших от имени фракций, дали негативную оценку экономическому положению страны. Но спикер Володин был благосклонен к министру. Предшественнику Решетникова – М. Орешкину, выступавшему в Госдуме в марте 2019 года, повезло значительно меньше. Володин раскритиковал тогда министра в пух и прах и отправил восвояси более тщательно готовиться к общению с законотворцами. Решетников был не лучше Орешкина, но Володин остался доволен министром. Почему? Возможно, потому, что Решетников – член «Единой России» и занимает видное место в партийном политсовете… Много ли пользы он принесет партии Путина–Медведева, неизвестно, но ждать прорывов в экономике с таким министром не стоит.

Другие материалы номера