Как заявили в Министерстве обороны РФ, именно действия израильских летчиков, совершавших авиаудары по территории Сирии, привели к тому, что российский самолет Ил-20 был сбит над Средиземным морем.
Инцидент произошел вечером 17 сентября. Командование российской базы в Хмеймиме около 22 часов потеряло связь с экипажем самолета Ил-20 Воздушно-космических сил России, возвращавшимся на аэродром. Самолет исчез с радаров, когда сирийские ПВО отражали налет четырех израильских F-16. Кроме того, в непосредственной близости от берегов Сирии в этот момент находился фрегат ВМС Франции «Овернь».
Утром 18 сентября в российском оборонном ведомстве официально подтвердили гибель наших военных и сообщили подробности происшествия.
Как заявил официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков, израильские самолеты, бомбившие сирийский город Латакия, преднамеренно создали опасную ситуацию для кораблей и воздушных судов, находящихся в этом районе: «Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии.
В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше, чем у F-16, был сбит ракетой комплекса С-200. Израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты 5 километров. Тем не менее они преднамеренно пошли на эту провокацию».
Израиль не предупреждал о планируемой операции командование российской группировки войск в Сирии. По горячей линии уведомление поступило менее чем за одну минуту до удара, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону.
«Расцениваем данные провокационные действия Израиля как враждебные. В результате безответственных действий израильских военных погибли 15 российских военнослужащих. Это абсолютно не отвечает духу российско-израильского партнерства. Мы оставляем за собой право на адекватные ответные действия», – говорится в заявлении представителя Минобороны РФ.
Однозначны и заявления министра обороны России Сергея Шойгу. Он сообщил, что сбитый Ил-20 вел разведку в Идлибской зоне деэскалации. В это время ВВС Израиля атаковали сирийские объекты: «Всем специалистам понятно, что под прикрытием нашего самолета Ил-20, предполагая, что в этом направлении сирийские системы ПВО действовать не будут, был нанесен удар. Сегодня мы уведомили израильских коллег, в частности я уведомил министра обороны Израиля о том, что мы не оставим без ответа подобные действия, подобные шаги».
Но какими же будут ответные шаги и адекватные действия? Некоторые не без горькой иронии уточняли: «Возможно, Россия больше не станет экспортировать из Израиля картофель и яблоки?» Это намек на прекращение поставок в Россию турецких помидоров после того, как 24 ноября 2015 года российский бомбардировщик Су-24М был сбит над территорией Сирии турецким истребителем F-16. Тогда погиб подполковник Олег Пешков. При спасении выжившего штурмана был потерян вертолет Ми-8. Машина попала под обстрел, в результате погиб находившийся на борту матрос Александр Позынич. Инцидент привел к ухудшению отношений между Россией и Турцией. Теперь они вновь налажены.
Однако на сей раз ничто не угрожает даже израильской картошке, хотя потери весьма значительные.
Верховный главнокомандующий Владимир Путин призвал не сравнивать крушение Ил-20 в Сирии со сбитым турецкими военными истребителем Су-24: «Тогда турецкий истребитель сознательно сбил наш самолет. Здесь, скорее, это похоже на цепь трагических случайных обстоятельств, потому что израильский самолет не сбивал наш».
Да, израильский самолет не сбивал наш. Он, по этой логике, совершенно случайно бомбил территорию суверенной Сирии, которая является стратегическим союзником России в регионе. В отличие от Израиля, во всех военных и политических конфликтах поддерживающего США. Бомбы летели на мирную вечернюю Латакию, где нет ни террористов, ни боев. А когда сирийские ПВО (причем устаревшие С-200, так как С-300 Москва не поставила Сирии под давлением все того же Израиля) стали защищать город от авианалета, израильские летчики – видимо, тоже совершенно случайно – спрятались за российским самолетом. При этом Ил-20 находился в Сирии на совершенно законных основаниях. А израильские F-16 совершали акт вооруженной агрессии.
Не звучит ли такое объяснение оправданием Израиля, виновного в гибели наших военных? Естественно, в такой ситуации Израиль и не думает принимать на себя вину. Напротив, он сразу же обвинил во всем саму Сирию: мол, Ил-20 погиб вовсе не в результате израильской вооруженной агрессии, а потому, что Сирия посмела сопротивляться. По мнению Израиля, виноват также Иран, чьи военные базы израильтяне якобы и бомбят.
Между тем только российские и иранские военные находятся в Сирии на законных основаниях, по договоренности с властями этого государства. И никакие нормы международного права не позволяют Израилю бомбить даже военные базы, находящиеся в другой стране, не говоря уже, что под предлогом «иранского присутствия» ударам подвергаются самые разные объекты, включая сугубо мирные. На языке международного права это называется военным преступлением.
За последние полтора года Израиль нанес около 200 ударов по Сирии, причем всегда – по территории, подконтрольной сирийским правительственным силам. Жертвами таких ударов стали десятки человек (как военнослужащих, так и мирных жителей). Последняя (накануне нынешнего инцидента с российским самолетом) бомбардировка произошла буквально накануне. В ночь на 17 сентября сирийские средства ПВО отразили удар нескольких израильских ракет, нацеленных на международный аэропорт Дамаска.
Характерно, что после израильских ударов по Сирии, в отличие, например, от ударов американских, Москва даже не заявляет протестов. Не говоря уже о созыве СБ ООН или других необходимых в случае вооруженной агрессии действиях. Только вот выражается «обеспокоенность»…
Естественно, никаких последствий такая невнятная «обеспокоенность» не вызывает. 9 мая нынешнего года Биньямин Нетаньяху с георгиевской ленточкой на груди ходил с Владимиром Путиным по центру Москвы в составе Бессмертного полка. А всего через несколько часов ВВС Израиля нанесли десятки ударов по Сирии. Были убитые и раненые, многочисленные разрушения.
Наша политическая невнятность порождает какую-то двусмысленность в отношениях с Израилем.
В каком свете выглядит Россия перед союзниками, если не только игнорирует их интересы, но и не способна вступиться за своих граждан? Есть ли сомнения, что такой слабой позицией обязательно воспользуются наши противники и враги – и в Сирии, и на Донбассе, и в других горячих точках военного и политического напряжения? Чего стоят заявления об обеспечении безопасности наших военных, если они звучат вот уже три года, но небо над Сирией (хотя бы вблизи российских объектов) так и не закрыто? То ли по технической, то ли по политической немочи.
Вечная память Сергею Гаврютину, Константину Назарову, Александру Вечернину, Тимофею Баранову, Павлу Ткаченко, Александру Бурлаку, Григорию Зиновьеву, Денису Гордову, Роману Долматову, Виктору Квасенкову, Алексею Седунову, Владимиру Яковлеву, Алексею Арзуманову, Андрею Сергеенкову. Они погибли, выполняя свой воинский долг.
Будем помнить: для патриотов долг – понятие не отвлеченное и не избирательное.