Тундра — не место для собраний?

Содержание письма они обсудили на собрании, которое в конце марта провели прямо в тундре.

А требования им помог сформулировать молодой коммунист Ейко Сэротэтто. Главные из этих требований: разрешить вылов сиговых рыб для личных нужд местных кочевых народов, запретить прокладку газовой трубы через Обскую губу, помочь с трудоустройством представителей коренных народов Севера на предприятия ТЭК. Тундровики также просили взять на контроль расследование убийства оленевода Николая Хоротэтто на газовом месторождении в 100 км от Сабетты.
Власти услышали ненцев. И даже отреагировали на обращение – правда, по-своему. Когда на этой неделе Ейко приехал в поселок Панаевск на празднование Дня оленевода, его вызвали в полицию для дачи объяснений. Как выяснилось, против него возбуждено дело об административном правонарушении по статье КоАП РФ «Организация публичного мероприятия без подачи уведомления о его проведении». Ейко Сэротэтто грозит штраф 30 тысяч рублей или административный арест до 10 суток за первый в истории несанкционированный митинг среди тундры.
– Много ли для вас 30 тысяч рублей? – поинтересовались журналисты у Ейко.
– Это два оленя! Два моих оленя уйдут! – отвечает он.
Ситуация складывается абсурдная. Как говорит Ейко, ему и в голову не приходило, что собрание надо согласовывать: мол, тундра же, никаких улиц, площадей, никаких администраций и транспортного движения, никаких органов власти. Только снег, олени и кочевое жилье самих оленеводов – чумы. Вот и собрались у чумов, за чаем поговорить о насущном. 
«У них в паспорте написано: «Место проживания – ямальская тундра». Фактически они собрались у себя дома, на кухне. Что он должен был в заявке отмечать? Широту и долготу?» – возмущается депутат окружного законодательного собрания, первый секретарь Ямало-Ненецкого отделения КПРФ Елена Кукушкина.
По словам Кукушкиной, если бы не претензии ненцев к газовикам, ни их требования, ни их собрания среди тундры, скорее всего, просто бы не заметили. 
Для строительства и прокладки трубопроводов, в том числе через Обскую губу, у оленеводов отчуждают пастбища и угодья. Делается это формально по закону – через общественные слушания. Однако такие слушания чаще всего оказываются фикцией. Несколько лет назад оленевод и ветеринар Ейко Сэротэтто создал в соцсетях страницу «Голос тундры». Он стал сообщать вовсе не секретную, но мало афишируемую информацию о том, где какое строительство – и какие слушания по этому поводу намечаются. На слушания начали собираться не подставные лица, а реальные оленеводы, со своими предложениями, требованиями, претензиями. Газовики уже не могли получить автоматическое «добро» от местного населения. 
Властям это очень не понравилось: Ейко Сэротэтто абсолютно голословно обвинили в экстремизме. Тем более он поднимал и другие острые вопросы. Например, почему миллионные средства, которые выделяются на разного рода компенсации тундровикам, до них попросту не доходят. 
Но давление привело к обратным результатам: число подписчиков и читателей «Голоса тундры» стало исчисляться не сотнями, а тысячами человек. Да и сам Ейко вовсе не отошел от общественной деятельности, наоборот. В период президентской избирательной кампании он стал доверенным лицом кандидата от КПРФ Павла Грудинина. По выражению Ейко, «во всей тундре». Для чиновников это также оказалось неприятной неожиданностью.
После президентской выборной кампании Ейко Сэротэтто вступил в КПРФ. В Ямальском районе тундры впервые появилась партийная организация: пока маленькая, всего три человека. Но сочувствующих коммунистам среди оленеводов много, так что перспективы для роста есть.
Как активного и знающего борца за права граждан оленеводы и пригласили Ейко Сэротэтто на мартовское собрание неподалеку (по местным меркам, конечно) от села Новый Порт, которое теперь объявляют несанкционированным.
Строительство трубопровода на Обской губе губительным образом сказывается на местной экологии, разрушает здешний уклад жизни. А тут очередная напасть. Сиговые породы рыбы – одна из основ питания ненцев-тундровиков. Так было испокон веков. И вот – вылов этой рыбы полностью им запрещен, существовавшие ранее квоты отменены. Якобы для спасения ценного вида рыбы. С точки зрения властей, виноваты в гибели рыбы не газовые корпорации, нарушившие ее нерест строительством трубы, а сами ненцы! Но таким запретом рыбу не спасти, а маленький северный народ погубить можно.
Гибнут олени, гибнет рыба – многим тундровикам ничего не остается, как перебираться в поселки, вести оседлый образ жизни. Для этого нужны жилье и работа. Но на предприятия ТЭК местных стараются не брать (а другой работы просто нет). И вовсе не из-за отсутствия квалификации: большинство ненцев имеют специальное образование – медицинское, ветеринарное, техническое и т.п. Это еще остатки завоеваний советской власти, когда малым кочевым народам Севера были даны все возможности учиться. Вот только нынешним хозяевам компаний куда выгоднее нанимать вахтовиков из других регионов: хотя бы потому, что им можно не платить полярные и северные надбавки. Похоже, власти, как местные, так и центральные, полагают, что могут полностью и на свое усмотрение распоряжаться местом обитания оленеводов.
Оленеводы наверняка думали, что на бесконечной снежной равнине их полиция не сыщет. Да и при чем тут вообще полиция, если все идет по правилам? В региональном законе «О проведении публичных мероприятий в ЯНАО» говорится о согласовании публичных мероприятий исключительно на территории НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. Тундра же населенным пунктом не является. Но если на Волге, в Ульяновске, отправляют под арест депутатов-коммунистов за исполнение ими должностных обязанностей, почему бы и на Ямале не объявить бесконечную тундру «населенным пунктом», где запрещены митинги и собрания?
Региональная организация КПРФ делает все, чтобы защитить Ейко Сэротэтто от расправы. В конце концов, почему он должен терять двух своих оленей из-за беззаконных штрафов? Оленеводство – трудная и достойная работа. Нельзя позволять грабить тружеников!
И сам Ейко сдаваться не собирается. Раз уж от него требуют согласования, на очередное собрание он подал заявку. В соответствии с реалиями кочевой жизни указал необходимые данные. Место проведения: «примерно в 10–15 км от поселка Панаевск». Время проведения: «18–19 апреля, с 10.30 (начало сбора) до 19.28». Предполагаемое число участников: «15 человек, 800 голов оленей и 8 оленегонных собак». Указано, что во время митинга будут использованы арканы и, возможно, снегоходы, а соблюдение общественного порядка гарантируется. Цель митинга – «отделение оленей от быков». Его участники намерены также «обсудить факты коррупции должностных лиц ЯНАО».
По последним данным, в согласовании акции Ейко отказали, заявив, что, если она все же состоится, ее будут рассматривать как незаконную.
А суд по прежней акции, скорее всего, состоится на следующей неделе. Лидер ямальских коммунистов Елена Кукушкина выразила надежду, что здравый смысл все же восторжествует, Ейко будет оправдан, а нелепого прецедента «незаконного собрания в тундре» не возникнет.
Однако на своей странице в Фейсбуке Ейко сообщает, что началось давление на участников собрания у Нового Порта, их опрашивает полиция: «Обращаюсь открыто к губернатору ЯНАО Артюхову Дмитрию Андреевичу, успокойте, пожалуйста, власти муниципального образования Ямальского района. Мы просто воспользовались гражданским правом обратиться к вам и депутатам законодательного собрания. Как у губернатора, думаю, у вас есть возможности прекратить абсурдное преследование полицией присутствовавших на собрании в тундре возле чума оленеводов и рыбаков». 

[img=-9807]

Другие материалы номера