«Долгов у нас нет!»

На сей раз он только скрепя сердце пошел нам навстречу – собрал в рабочее время избирателей для беседы с депутатом Государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан, первым секретарем республиканского комитета КПРФ Юниром Галимьяновичем Кутлугужиным. И это вполне понятно: весенний день год кормит. 
В колхозе еще не завершилась посевная, и гости из КПРФ, в которой Осипов и сам не сторонний человек – заместитель секретаря местной партячейки, отправились в поле, где решалась судьба будущего урожая.
Механизаторы Сергей Чиноев, Борис Игнашев и бригадир Анатолий Бадамшин были немногословны. Сегодня-завтра сев яровых – пшеницы, ячменя, гороха – должны завершить. Затем возьмутся за кормовые культуры, в частности рапс. В отличие от других районов республики, озимые от холодов пострадали у ленинцев меньше, но тоже пришлось часть полей пересевать.
Работу ведут в один проход, стараясь экономить горючее, которое, несмотря на все заверения правительства о поддержке сельхозпроизводителей, остается в три раза дороже, чем цена за молоко, которое колхоз сдает на Уфимский молокозавод. В советское время было ровно наоборот. 
Уже лет шесть колхоз не имеет возможности и вносить удобрения – дорого! В результате урожайность зерновых не превышает 12 центнеров с гектара. А теперь еще и объявленный Путиным «прорыв». От бедности к нищете. В 2019 году господдержка еще уменьшилась: с символических 520 рублей на гектар в 2018 году до 320 рублей нынче. 
По мнению председателя, более выгодно в местных условиях было бы выращивать картофель. В советское время под ним в колхозе находилось 2700 гектаров земли. В буржуазное время политика правительства привела к тому, что сдавать картошку производителям просто некуда, а крупным торговым сетям выгоднее привезти ее из Египта или Израиля.
Естественно, разговор заходит о технике. В принципе, предприятие укомплектовано и тракторами, и автомобилями, и спецтехникой. Однако бросается в глаза, что они еще советского производства. Сейчас не так, как в СССР: ремонтных мастерских нет. Приходится самим постоянно латать все узлы и агрегаты, рассказывают с тоской по ушедшим временам механизаторы. 
Остро стоит вопрос с запчастями. Дефицита нет, но качество, в частности подшипников, резиновых изделий, оставляет желать лучшего: только поставишь – уже летят. Производителям выгодно, чтобы больше покупали, а до селян им дела нет: капитализм – каждый думает о себе. Новая же техника селянам не по карману даже в лизинг. 
Подключившийся к разговору тракторист Станислав Яметов поднимает проблему кадров. Он работает в колхозе уже 32 года и беспокоится: кто придет ему на смену? Из 22 механизаторов в колхозе лишь шесть в возрасте около 30 лет, сетует он. Молодежь не хочет идти даже в механизаторы. Сказывается низкая зарплата – порядка 14–16 тысяч. По мнению Осипова, от производительного труда отталкивают уже в воспитательном процессе. Сейчас по законодательству до 18 лет парень не имеет права сесть за штурвал комбайна или управлять другой техникой.
– Я сам и все мои сверстники летом вместе с отцами участвовали в сельхозработах, – рассказывает Денис Александрович. – В войну мой отец уже в 14 лет стал трактористом и потом всю жизнь проработал в нашем хозяйстве, стал уважаемым человеком. А сейчас уже в детстве убивают интерес не только к сельским профессиям, но и к труду вообще.
Конечно, на умонастроения молодежи влияет и бесчеловечная классовая политика. Большинство хозяйств – частные, и к людям в них относятся просто как к рабочему скоту. Например, один тракторист 15 лет отработал на фермера, а стал уходить на пенсию, выяснилось, что трудового договора у него не было, отчислений в пенсионный фонд предприниматель не делал. Человек на старости лет остался с пустой сумой просителя подаяний.
А в народном предприятии не забывают о социальной составляющей производства, здесь есть профсоюзная организация, коллективный договор. Да и зарплата, несмотря на все сложности, выше, чем в среднем по сельскому хозяйству района.
– На зарплату уходит до 50 процентов дохода, – рассказывает председатель колхоза. – На расширенное воспроизводство, к сожалению, денег не остается.
Но предприятие все же уверенно держится на плаву. Хотя в свое время брали и кредиты, но долгов ни перед банками, ни перед государством колхоз не имеет. В этом заслуга, конечно, и самого руководителя, и еще одно доказательство правильности принятого тружениками в начале 90-х годов решения о сохранении именно коллективной формы хозяйствования.
– Известный указ Ельцина о запрете колхозов нанес сокрушительный удар по сельскому хозяйству страны, – говорит Осипов. – Сейчас ясно, что ставка на капиталистическое господство, даже на фермерство себя не оправдала, но советские предприятия-то уже разрушены. 
Мы же нашли тогда лазейку в навязанном законе, оказалось послабление, можно создавать сельхозартель, и в ее уставе сохранили принципы коллективного хозяйства. У нас главный руководящий орган – общее собрание колхозников, есть правление, председатель каждые три года отчитывается. Такая схема управления защищает от грубых управленческих и кадровых ошибок.
Конечно, в сохранении колхоза свою роль сыграли и традиции, и место, которое это предприятие на протяжении многих десятилетий занимало в жизни Мишкинского района. Колхоз рос и совершенствовался, оставался флагманом экономики района. 
Особый расцвет он пережил во время, когда хозяйством руководил Алексей Апаевич Апаев (1950–1972). Участник войны, орденоносец, он значительно укрепил материальную базу предприятия, выросла урожайность, надои и привесы. Рентабельность в среднем составляла 10 процентов. Многие работники были награждены правительственными наградами.
Эта социалистическая традиция – чествовать человека труда – осталась неизменной и в нынешнем колхозе. Перед правлением хозяйства в с. Чураево напротив памятника Ильичу установлена монументальная Доска почета с фотографиями лучших тружеников. Среди них комбайнер А.М. Микаев, скотник А.А. Минилбаев, заведующая второй молочно-товарной фермой Н.М. Самниева.
П.В. Трапезников всего две недели как назначен исполняющим обязанности главы администрации Мишкинского района. Но он прекрасно знаком с председателем колхоза имени Ленина Д.А. Осиповым и относится к нему с большим уважением. По его мнению, он настоящий профессионал, грамотный руководитель, хотя работать с ним непросто: у Дениса Александровича всегда есть своя позиция, которую он не боится отстаивать.
Именно принципиальность Осипова спасла несколько лет назад земли десятков пайщиков колхоза от разбойного (рейдерского) захвата. Бывший глава района просто отдал их землю без согласования, без какого-либо выкупа одной коммерческой фирме. Осипов поднял бучу, и в результате экологически вредное производство в районе не появилось, а люди до сих пор благодарны своему руководителю и идейному вожаку за твердость в отстаивании их интересов.
Самостоятельный руководитель, опирающийся на трудовой коллектив, – в этом, конечно, одна из основных составляющих успеха и жизнестойкости колхоза имени Ленина. Те, кто поддался классовым шулерам, давно уже обанкротили свои фирмы, а народное предприятие твердо стоит на ногах. 
Признание успехов в самоотверженной работе трудового коллектива и в постперестроечное время – грамоты и дипломы Башкортостана, а еще больше – уважение со стороны жителей многих сел и деревень и их желание и мечты добиться всем вместе благоденствия на родной земле.

На снимке (слева направо) первый секретарь комитета Башкирского республиканского отделения КПРФ Юнир Галимьянович Кутлугужин и председатель колхоза имени Ленина Денис Александрович Осипов.
Фото автора

Другие материалы номера