Сегодня уже известно, что все детские онкологи отделения трансплантации костного мозга подали в администрацию онкоцентра заявления об увольнении. Об этом сообщает независимый профсоюз медработников «Альянс врачей». Достоверность сообщения подкреплено видеосюжетом, на котором представитель профсоюза передает в секретариат администрации центра стопку заявлений врачей об увольнении.
«Коллектив не считает возможным работать в сложившихся условиях, когда людям запрещают открыто высказывать свое мнение, когда людям не платят заработную плату и когда на людей оказывается такое безосновательное психологическое давление», – заявил замдиректора Института детской онкологии Максим Рыков.
«Советская Россия» внимательно следила за развитием ситуации вокруг центра с того момента, как 18 августа «Альянс врачей» опубликовал фотографию приказа директора ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина» Ивана Стилиди. В нем говорится, что «в связи с текущей экономической ситуацией» в онкоцентре будет изменено штатное расписание, а также сокращено 709,5 штатной единицы. Для справки: онкоцентр имени Блохина – крупнейший в стране, в нем работают более 3500 человек. Подобное сокращение означает увольнение 20% сотрудников.
На сайте «Альянса врачей» выложено сообщение сотрудника НИИ канцерогенеза, входящего в онкоцентр, который рассказал, что последние два года основной доход ему и его коллегам приносили так называемые стимулирующие выплаты: «После майских указов нам выплачивали довольно большие надбавки, в то время как базовая зарплата была сильно сокращена: до 12 тысяч рублей для научных сотрудников и чуть побольше – для врачей». В июле 2019 года, по его словам, «выплаты были уменьшены на 50%, а в августе – на 70%». С такой же ситуацией столкнулась врач онкоцентра: «В последний месяц медсестрам и операционным сестрам заплатили около 15 тысяч рублей. Врачи получили чуть больше, но не во всех отделениях. Лично я получила около 35 тысяч, и это большая зарплата по центру за последний месяц». По словам врача, руководство объяснило ситуацию тем, что в первом полугодии медработники по ошибке получили большие выплаты, чем должны были. Собеседница утверждает, что в начале года им платили по 90 тысяч рублей, но даже тогда «зарплата никак не дотягивала до указа президента». Именно эти первые сообщения о происходящем в онкоцентре потянули за собой шлейф громких скандалов.
Несколько дней назад четыре сотрудника Института детской онкологии центра записали видеообращение, разместив его на YouTube, в котором сообщили о своем увольнении из-за действий нового руководства. По их словам, дети получают лечение в ужасных условиях: «Отсутствует банальная вентиляция, на стенах плесень, а палаты переполнены». Онкологи утверждают, что вместо решения этих проблем руководство НИИ приступило к аппаратной чехарде. В худших традициях сегодняшней бюрократии руководство НМИЦ им. Блохина отвергло претензии врачей, заявив, что в их жалобах «видна подтасовка, спекуляция, передергивание и режиссура».
Возмущенные такой реакцией на абсолютно законные требования навести порядок в учреждении, уже все детские онкологи отделения трансплантации костного мозга подали заявления об увольнении. Мало того, 30 сентября «Альянс врачей» опубликовал видеообращение сотрудников онкоцентра, в котором говорится о предстоящих массовых увольнениях, если не будут выполнены их требования. По свидетельству врачей, изложенному в этом видеообращении, оказывается, что зарплаты медперсонала центра «…зависят от лояльности руководству».
Характеризуя группу уходящих врачей, Максим Рыков подчеркнул, что из онкоцентра уходят все сотрудники отделения трансплантации костного мозга и врачи некоторых других подразделений, речь идет об уникальных специалистах в критически важной сфере. Выражая общее мнение коллег, он заявил, что директора онкоцентра Ивана Стилиди необходимо отстранить от должности, так как за два года своей работы он «полностью развалил онкологический центр». Для решения проблем учреждения должен быть назначен антикризисный менеджер.
Еще одним поводом для «бунта» докторов и предупреждения о массовом увольнении стало возмущение отстранением от должности заведующего отделением трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток НИИ профессора Георгия Менткевича, широко известного всему медицинскому миру.
Нынешнее руководство центра продолжало, как говорится, наводить тень на плетень. Иван Стилиди, директор НМИЦ, заявил, что профессор Георгий Менткевич отстранен от должности завотделением, ему объявлен выговор «за хамское поведение». В чем это выражалось, пояснить в администрации центра не смогли. А позицию 26 онкологов, которые публично объявили о намерении уволиться, тот же Стилиди назвал спекуляцией. По его словам, врачи противостоят новому руководству, и втягивают в конфликт пациентов и их родителей. Мало того, онкологам начали выносить взыскания с формулировкой о неэтичном поведении после их жалоб на условия содержания больных и на зарплаты.
Власти и руководство центра как-то забыли, что сегодня утаить кота в мешке практически невозможно. Вездесущий интернет и социальные сети любую глупость начальства, как бы ее ни пытались спрятать, мгновенно способны вывести на публичное обозрение. По мнению профессора Менткевича, начались травля персонала и психологическое давление на родителей пациентов.
Администрация НИИ пытается доказать, мол, весь сыр-бор из-за того, что некоторые сотрудники не сработались с назначенной на должность главы одного из НИИ центра Светланой Варфоломеевой. Ситуация приняла столь широкую огласку, а сплоченность врачей в этом противостоянии достигла такого уровня, что в начале сентября Министерство здравоохранения РФ было вынуждено создать специальную комиссию для анализа происходящего в НМИЦ онкологии. Уже Кремлю, явно обеспокоенному происходящим, ничего не оставалось, как устами пресс-секретаря президента Пескова сообщить: «Это обращение видят и слышат в Минздраве, и мы надеемся, что Минздрав примет необходимые меры для прояснения ситуации». Проверяющие должны представить результаты аудита в начале октября. Однако сотрудники НИИ не стали дожидаться решения ревизоров. Доверие к власти, рассказывающий с экранов телевизоров о том, как замечательно живут в России врачи и какие огромные у них зарплаты, потеряно окончательно.
Чиновники всех мастей откровенно не поняли, что ушло то время, когда любой конфликт людей с начальниками можно было купировать тихо, тупо уволив всех несогласных и угрозами заткнув им рты. На Центре Блохина такие методики уже не сработали. А будь власть хоть немного прозорливее, учла бы многотысячные летние протесты москвичей и поняла бы, что решать проблемы ударом кулака по столу не получится.
Конфликт в том же Институте детской онкологии длится несколько месяцев. Фактически ежедневно он обрастает все новыми и новыми, казалось еще вчера, полностью лояльными руководству людьми. В начале сентября сотрудники института в открытом письме попросили президента России Владимира Путина отправить директора НИИ в отставку. Что делает директор после того, как об этом стало известно? Замглавы НИИ Максим Рыков в видеообращении рассказал, что новый директор предложила несогласным с ее политикой уволиться по собственному желанию, пригрозив им сокращением ставок. И некоторые на самом деле ушли, по словам того же Рыкова, но большинство решили не просто остаться, но и начать бороться.
Именно страх перед доведенным до отчаяния и разгневанным коллективом заставил директора НМИЦ Ивана Стилиди использовать прием, по меньшей мере запрещенный, и честно говоря, его слова не соответствуют действительности. Он публично обвинил «бузотеров», что их негодование затрагивает интересы пациентов. «Действия, которые они предпринимают, заслуживают порицания. В местный конфликт с администрацией были втянуты дети и пациенты. По сути, были выставлены заградотряды из детей и пациентов», – цитирует Стилиди РБК. И между делом намекнул, что за конфликтом могут стоять меркантильные и личные амбиции тех, кто хотел занять место директора НИИ.
Вчера Георгий Менткевич сообщил СМИ: «Люди будут уходить. В разные сроки, потому что каких-то больных надо долечить, довести. Со временем начнут уходить медсестры, потому что это вопрос комплексный. Люди видят, с кем им приходится работать», – заявил он. Таким образом, руководство НМИЦ и здесь вводит общественность в заблуждение, сообщая, что плохие врачи бросят своих больных на произвол судьбы.
Признать, что тот приказ о сокращении штата, с которого и начался конфликт в центре, стал результатом безграмотного управления учреждением, никто до сих пор не решился. А именно об этом говорят онкологи публично, в глаза своему руководству. Многие считают, что в учреждении банально закончились деньги, и связывают это, в первую очередь, с раздуванием штата администрации.
«Я работаю в центре 20 лет. Такой обстановки, как сейчас, не припомню, – рассказала одна из врачей клиники. – Никто из коллег, живущих своей работой, не хочет продолжать там работать. Мы совершенно бесправны. При любом недовольстве звучит фраза: «Вас никто не держит».
Предсказать, чем закончится эта история, сегодня вряд ли кто отважится. Пока очевидно одно: еще больше врачей решили уволиться после того, как Минздрав обвинил их в нарушении этики, даже не попытавшись разобраться в происходящем. Основываясь исключительно на заявлениях и заверениях руководства центра. Об этом стало известно на пресс-конференции в московском пресс-центре «Росбалта». Именно там медики, решившие уволиться из НИИ детской онкологии и гематологии, высказали свою позицию. Лидеры протестующих отклонили претензии руководства «Онкоцентра на Каширке»: по их версии, им не только в разы уменьшили зарплату, но и унижают, по сути, «выдавливая» из родных стен.
Остается дождаться окончательного вердикта Минздрава после проверки онкоцентра. Но, судя по уже обнародованным репликам чиновников министерства, ничего нового никого не ждет. Не зря на Руси говорят «ворон ворону глаз не клюет».
«Советская Россия» многократно писала о том, что оптимизация здравоохранения нанесла смертельный удар по отечественной медицине. То, что сегодня творят чиновники от Минздрава с Онкоцентром имени Блохина, – логическое продолжение политики, главная цель которой – не благополучие россиян, а безумная экономия бюджетных средств на основных потребностях людей. Нет ничего важнее для государства, чем здоровье нации. Это понимают врачи и их пациенты, но до этого нет никакого дела власти. Ситуация вокруг онкоцентра – как раз тот самый случай, когда пора задуматься о последствиях этой политики и остановиться. Россия «вырвалась» на первое место в мире по смертности от онкологических заболеваний. Население страны сокращается невиданными до сей поры темпами. Больным раком людям не нужны спортивные праздники мирового уровня, победы политиков на международном уровне. Им просто хочется пожить. Власть обязана вернуть людям надежду.