Особым уважением всегда пользовалась на Руси профессия учителя. В обучение книжное повелел отдавать детей князь Владимир, креститель Руси. Особый статус учредил для учителей Ярослав Мудрый в Великом Новгороде. Сын его Всеволод, став князем киевским, повелел учителей-грамматиков чтить и по смерти погребать в соборе. А Петр Великий определял свой статус императора ниже учительского.
Воистину особую роль обрела профессия учителя в советское время. Книги и фильмы, песни и картины посвящались школе. Труд учителя отмечался высокими званиями и наградами. Пионерские и комсомольские организации давали детям первый социальный опыт, были опорой педагога. Появилась «Учительская газета», 95-летие которой отмечалось 3 октября.
Образование в советское время было обязательным и всеобщим. С 1965 года в Советском Союзе праздновался День учителя. И только в 1994 году Организация Объединенных Наций сделала этот праздник международным.
«Перестройщики» и «реформаторы» перевели учителя, педагога, воспитателя в положение «поставщика образовательных услуг». Запрет пионерских дружин и комсомольских организаций понизил школьную дисциплину. Атрибутами школы стали охрана, турникеты и входной контроль. А еще унизительная процедура обыска перед пресловутым ЕГЭ. Но тем большего уважения вызывают все, кто продолжает с достоинством нести добро и знания молодым поколениям.
[img=-11786]
В День учителя я поздравляю тех, кто отдает сердце детям, кто создает свою педагогическую поэму – как педагог Макаренко, и мыслит государственными категориями – как заместитель наркома просвещения Крупская!
Каждое время выделяет свои приоритеты. И сегодня особая миссия учителя – нести истинную культуру, помогать детям сполна освоить великий и могучий русский язык, язык Пушкина и Менделеева, Ломоносова и Горького, Шолохова и Гагарина. Великая наука, великая культура, великая литература созданы на русском языке. И именно он нуждается сегодня защите. Его уродуют ненужные заимствования, а богатый лексикон заменяется набором штампов. Наша общая задача – сберечь то, чем восхищался Гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи».
Будьте же здоровы, бодры и счастливы, дорогие наши учителя, уважаемые наши педагоги! Вы выбрали самую лучшую профессию – дарить знания детям. А этот труд никогда не пропадает понапрасну!
Г.А. ЗЮГАНОВ
Председатель ЦК КПРФ, руководитель
фракции КПРФ в Государственной думе РФ
Из последней почты
Судьба учительницы
Уважаемая редакция,
уважаемый главный редактор
Валентин Васильевич!
…У меня было много друзей, учеников. Поздравляли меня и помнили. Но сейчас я живу, как в «Таежном тупике». Помните Агафью Лыкову, о которой писал В. Песков? Он ее навещал.
У меня – другое дело. Друзей уже нет, а потомки вообще забыли о моем существовании.
Живу только на пенсию. Коплю что могу. В прошлом году накопила деньги и поменяла все газовое оборудование. Ничего не просила ни у школы, ни у администрации.
Жаль, что у сыновей так сложилась жизнь. А ведь окончили институты…
Спасибо большое П.Н. Грудинину – он когда-то давно помог мне покрыть крышу.
Я еще хотела попросить у него убежища, но надеюсь, что все как-то уладится.
* * *
Я получаю «Советскую Россию». Мне понравилась Ваша, Валентин Васильевич, беседа с Л.Ивашовым. Всегда интересуюсь его выступлениями – очень рассудительный человек!
Простите, мне очень трудно писать – пальчики отказывают.
А просьба у меня такая: чтобы ко мне приехал корреспондент вашей газеты. Мне есть что рассказать ему о войне, о своем житье-бытье.
Кто я есть? Я смоленская, деревенская. У нас есть две знаменитых переправы – Ратчинская и Соловьевская. Всю войну я провела у Ратчинской переправы – здорово тогда бомбили. На наших глазах просто сыпались зловещие бомбы, и вода в Днепре кипела.
Журналист В. Песков побывал в наших краях – жаль, что его уже нет!
…Так страшно вспомнить холод, голод, окопы, гибель людей.
Мы с братом немного помогали партизанам. Однажды из окопа я пробралась в хату и принесла кусок черствого хлеба партизанке в дорогобужских лесах.
Потом писала в газету «Жди меня», но в то время я окончила всего 5 классов.
Коротко о себе
Окончила в Смоленске техникум. Получила направление в Калининскую область – на родину М.И. Калинина, в школу его имени.
Потом поступила в Кимрский педагогический институт. Окончила его.
Три моих брата – офицеры-фронтовики – были ранены. Тяжело болели. Их уже нет в живых.
По житейским обстоятельствам попала в г. Троицк, окончила учительский институт – работала биологом. Всего в школе проработала 40 лет. Жить было трудно – всё по частным квартирам.
Вышла замуж за гражданского. Он был хорошим мастером. Решили построить себе дом в деревне. Мне дали участок 15 соток. Меня избирали районным народным депутатом.
В деревне жили, хоть и в своей уже хате, но и без воды, и без газа. Вот тут много мне пришлось потрудиться. Муж приложил много усилий, чтобы провести в дом газ.
Нам повезло. Муж стал работать у Э. Рязанова и у Твардовского. Мы с ними подружились. И они помогли нам и в личной жизни, и в общественной.
Я стала изучать жизнь и деятельность М.И. Калинина. Центральный музей давал мне задания, и я ездила по городам: Тула, Калинин, Конаково, Смоленск, Кашира, Фрязино… И в голове была одна мысль: лишь бы ребятам все понравилось.
Познакомилась с сестрой М.И.Калинина Прасковьей Ивановной. Она жила на даче в наших краях.
Под руководством Калинина был организован агитационный поезд в 1919 году. Он ходил от Москвы до Смоленска. И нам поручили разыскать людей, которые встречали этот поезд.
Много материалов привезли для школьного музея.
О главном
Мне нужно, чтобы со мной был рядом человек – сыновья не могут. Младший у меня не прописан – живет в Балашихе. Зрение его резко ухудшилось, не работает. А ему 58 лет. Хотел было поменять жилье – но все так дорого!
У старшего тоже очень плохое зрение. Проживает с женой в Москве. Много у него дел по дому, который пришел в упадок. Но продавать дом не хотят – это память об отце.
У меня нет ни серебра, ни золота.
Мои сыновья не служили в армии – и всё из-за плохого зрения.
Когда я работала народным контролером, в мой адрес сыпались угрозы, но я мужественно держалась. И до сих пор бьют по мозгам.
Вот пришли пять человек без предупреждения – права качать. Но я им сказала, что по закону они – нарушители.
Прикрепили патронажную сестру больную – она умирала на моих глазах… И у меня муж умирал в 90-х годах. Врачи не сделали ему ни одного укола.
Патронажную сестру дали другую. У нее двое маленьких детей. Она повела сына в школу.
Помогите мне. Очень хочется дожить до апреля, когда мне стукнет 92. И хочется отметить День Победы.
Лидия Семеновна НЕКРАСОВА
пос. Десеновское,
д. Ватутинки, Новая Москва