Обо всем по порядку. Буквально неделю назад правительство с помпой и гордостью обрадовало соотечественников тем, что найдено принципиальное решение, чем заменить незаменимый когда-то в хозяйстве самолет Ан-2. Министерство промышленности и торговли во всеуслышание отчиталось, что заключило контракт с компанией «Байкал Инжиниринг», выигравшей конкурс на разработку многоцелевого самолета, который должен прийти на смену Ан-2. Ведомство уверило россиян: после реализации проекта новый летательный аппарат начнут производить на базе Улан-Удэнского авиационного завода.
В целом состязание на разработку нового отечественного кукурузника отличалось немыслимой в таких делах чехардой с самого начала. Первый конкурс на разработку самолета выиграл Уральский завод гражданской авиации. Однако мало кому известная фирма «Байкал Инжиниринг» подала жалобу, которую поддержала Федеральная антимонопольная служба. Результаты конкурса в итоге были отменены. По данным сайта госзакупок, договор был заключен в конце октября 2019 года, заказчиком выступает федеральный Минпромторг. Конструкторские работы проводятся в рамках «проекта создания легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий». Этот госконтракт – единственный у «Байкал-Инжиниринг». По данным Rusprofile, компания зарегистрирована в феврале 2019 года, ее учредителем значится (внимание!) Уральский завод гражданской авиации (АО «УЗГА»). Именно он выиграл первый конкурс от Минпромторга на создание самолета, сказано на сайте госзакупок, однако потом результаты были отменены, и подрядчиком стала дочерняя структура. Какая-то странная комбинация…
Минпромторг, похоже, для убедительности опубликовал протокол нового аукциона на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проекту легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий. Цена контракта – 1,25 млрд руб.
К 15 декабря 2020 г. победитель должен изготовить техническую документацию, а самое главное – опытный самолет для статических испытаний. Нам обещали, что его взлетно-посадочные характеристики превзойдут характеристики знаменитого кукурузника Ан-2. Эти произведенные еще при СССР самолеты малой авиации до сих пор являются основными на местных воздушных линиях и используются в сельхозработах. Новый самолет должен иметь крейсерскую скорость 300 км/ч и быть в состоянии летать с коммерческой нагрузкой 2 т на расстояние не менее 1500 км. Кукурузник развивает скорость 150–190 км/ч, может брать на борт до 1,5 т груза, дальность полета составляет 990 км. Для справки: первый Ан-2 был выпущен в СССР в августе 1947 года, всего произведено около 18 тыс. этих бипланов, многие из них эксплуатируются более 40 лет.
Журналисты уральского сайта «Тайга.инфо» решили выяснить, как продвигается разработка нового самолета. Тем более что до обозначенной в договоре даты, когда миру явят опытный образец самолета, осталось чуть более месяца. По всем данным, господрядчик ООО «Байкал-Инжиниринг» зарегистрирован по адресу: Улан-Удэ, улица Любови Шевцовой, 3Б. По этому адресу и отправились журналисты. Как говориться, лучше один раз все увидеть своими глазами, чем сто раз услышать о том же от чиновников.
Каково же было разочарование журналистов, когда никакого конструкторского бюро по указанному адресу они не нашли. По этому адресу успешно работает завод по производству фанеры. «Адресом ошиблись, здесь нет никаких самолетов, мы тут фанеру делаем», – ответили сотрудники завода на вопрос издания.
Никаких других ООО «Байкал-Инжиниринг» найти пока не удалось. Закрадывается смутное подозрение, что 1,25 млрд народных денег ушли куда-то по неизвестному адресу. Либо рабочие просто не в курсе, что из их фанеры собираются сконструировать невиданный ранее летательный аппарат для народного хозяйства. Для любителей авиации не тайна, что первые, даже боевые, истребители были частично сделаны из фанеры.
Есть такая поговорка: «Пролетел, как фанера над Парижем». И если во французском варианте Фанера – это фамилия французского летчика, совершившего первый полет над своей столицей, то в случае с фанерным заводом в Улан-Удэ это уже прямое указание на характеристику летательного аппарата.