Открытие Градского

Заявил так, как будто не только в консерватории отучился (я надеюсь, что отучился), но и три факультета МГУ прошел: физический, химический и механико-математический. Услышав слова Градского, я аж на стуле подпрыгнул от смелости его музыкально-философской мысли. Но, полистав следом в интернете книгу другого Александра (Рара) под броским заголовком «Немец в Кремле», понял, что Россия вместе со своим телевидением пришла туда, куда ее долго вели.

Кое в чем певец Градский, конечно, прав. Обоняние – это химия, которую ощущает человеческий нос. Математика – это по большей части мозг и его способность к абстрактному мышлению. Но мозг снаружи не разглядишь. С физикой тоже непросто. Видит человек глазами, но сам, по крайней мере в видимой области спектра, электромагнитных волн не излучает. А вот со звуковыми волнами ему, очевидно, повезло: ушами он слышит, а с помощью голосового аппарата может генерировать звуковые колебания, то есть и говорить, и петь. Что, между прочим, доказывает, что человек есть существо земного происхождения (на иных планетах атмосферы или нет, или она другая).
Что верно, то верно, и это все знают: по части звука человек универсален. Так и развивайте, господа музыканты, свои способности, сочиняйте и пойте музыкальные произведения, укрепляющие народное единство. Но где они, ваши произведения? В течение всего Дня народного единства ни одной песни на тему дня не прозвучало. 
Но так в России было не всегда.
В следующем году мир будет отмечать 75-ю годовщину окончания Второй мировой. 
И уже совсем близка 77-я годовщина контрнаступления советских войск под Сталинградом (19 ноября 1942 г.), ознаменовавшего собой коренной перелом и в Великой Отечественной, и во всей Второй мировой. В наступлении этом участвовали более миллиона советских солдат и офицеров, а артподготовка наступления велась с помощью 15,5 тысячи артиллерийских орудий (что примерно в 1,5 раза превышало количество орудий вермахта). 
Указанное событие и породило легендарное музыкальное произведение, чаще всего именуемое первыми словами припева: «Артиллеристы, Сталин дал приказ…» (слова В.М. Гусева, музыка Т.Н. Хренникова). 
Впервые эта песня была исполнена в 1943 г. Краснознаменным ансамблем красноармейской песни и пляски Советской Армии: 

Горит в сердцах у нас любовь 
    к земле родимой,
идем мы в смертный бой 
    за честь родной страны.
Пылают города, 
    охваченные дымом,
гремит в седых лесах 
    суровый бог войны.

Артиллеристы, 
    Сталин дал приказ!
Артиллеристы, 
    зовет Отчизна нас!
Из сотен тысяч батарей
за слезы наших матерей,
за нашу Родину – 
    огонь, огонь! 

Оценка художественного произведения – дело, понятно, вкуса. Но по мне ничего более яркого и действительно объединяющего людей, живших (и живущих) на территории бывшего СССР, никто не сочинил. Я эту песню впервые услышал в 1944 г., будучи первоклассником школы №39 Дзержинского района Сталинграда – ее пел школьный хор (участником которого я не был). С тех пор и помню. 
Судьба шедевра Гусева и Хренникова не была простой. Когда после смерти Сталина Хрущев принялся разоблачать культ его личности, а хрущевские угодники – переписывать историю Великой Отечественной (в то время как западные политологи – историю всей Второй мировой), слова «Сталин дал приказ» трусливо заменили словами «точный дан приказ». А в нынешней России эту песню уже и не услышишь. «Немец в Кремле» не разрешает.
Сочиняйте новые хорошие песни, господа музыканты! Пример на многие годы вам дали Гусев и Хренников. А не можете, так пойте хорошие старые. 
Натурфилософские открытия у вас, очевидно, не получаются.

Другие материалы номера