Открывается выставка панорамой снимков, сделанных уже в последние дни войны. На них радость встреч с родными, улыбающиеся регулировщицы, девушка-сержант, полная светлых надежд, счастливые воины-победители.
Справа от фотопанорамы – макет Ржевского мемориала Советскому солдату, который возводится в Тверской области на месте кровопролитных боев 1942–1943 годов. Его открытие состоится в 2020 году в честь 75-летия Великой Победы. Центром мемориала будет 25-метровая скульптура солдата в наброшенном брезентовом плаще, с непокрытой, скорбно опущенной головой и с автоматом в руке. По словам скульптора Андрея Коробцова (архитектор комплекса Константин Фомин), в идею монумента он заложил стихи Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом» и «Журавли» Расула Гамзатова. Здесь же читаем стихи: «Я убит подо Ржевом, / В безымянном болоте, / В пятой роте, / На левом, / При жестоком налете». Музыкальный фон, словно реквием, звучит: «Мне кажется порою, что солдаты, / С кровавых не пришедшие полей, / Не в землю нашу полегли когда-то, / А превратились в белых журавлей…» Рваные полы развевающегося плаща бронзового солдата похожи на крылья взлетающих в вечность журавлей.
Люди вздыхают и продолжают просмотр экспозиции. Она состоит из 15 тематических залов: начало войны, о преступлениях фашистов на оккупированных территориях, сражения на передовой, героизм советских солдат, Победа, маршалы Победы, часть экспозиции посвящена осмыслению военного подвига и трагедии народа в живописи послевоенных лет.
Поток посетителей нескончаем. Выставка бесплатная, доступна всем и очень содержательная. В ее залах разместились работы известнейших отечественных авторов: А. Дейнеки, П. Корина, А. Пластова, П. Кончаловского, Кукрыниксов, Ю. Пименова, В. Мухиной, Е. Вучетича, А. Самохвалова, Р. Фалька, А. Лактионова, В. Яковлева, И. Глазунова, В. Попкова, Г. Коржева и многих других.
Посетители замирают около полотен Александра Дейнеки «Сгоревшая деревня», «В оккупации». Доподлинно они рассказывают о страшных испытаниях, выпавших на долю нашего народа. Легендой овеяно трагическое произведение Аркадия Пластова «Фашист пролетел». Бомбардировщик с крестами на крыльях обстрелял мирно пасущееся стадо коров и пастушонка. Подросток замертво упал на пожелтевшую траву, а верный пес завыл от горя. Эту пронзительную повесть в красках о зверствах оккупантов на советской земле Сталин привез с собой на Тегеранскую конференцию 1943 года, где обсуждалось открытие второго фронта. Картина Пластова была размещена в зале переговоров и, по отзывам, поразила Ф. Рузвельта и У. Черчилля, которые не торопились подключиться к битве с гитлеризмом.
Подвиг Зои Космодемьянской изображен и в живописи, и в скульптуре. На картине Кукрыниксов «Таня» запечатлена казнь Зои Космодемьянской. Нет страха на лице героини, она призывает собравшихся граждан не печалиться, ибо скоро «наши придут и за всех отомстят». Карателям Зоя кричит: «Всех не перевешаете!» Картина жива, реалистична, около нее подолгу стоят люди. Замерла девочка-подросток, широко раскрыв глаза, полные слез. Ей жалко Зою, но совершенно не верится, что она умрет. Жизнеутверждающая сила побеждает…
Наконец, Победа. Она показана в струящихся солнечных лучах, в сиянии салюта, в улыбающихся лицах. В блеске наград, во всем величии и красоте предстают портреты наших маршалов Победы. Генералиссимус И.В. Сталин шествует по парадной лестнице в Кремле, а за ним – генералы, маршалы, наркомы. Это мозг Победы.
В этом же зале расположен холст Михаила Хмелько «Триумф победившей Родины». Советские солдаты бросают немецкие знамена к подножию Мавзолея. На их руках перчатки. Думаете для чего? Да чтобы не прикасаться к вражеским стягам. Вокруг Мавзолея – все крупнейшие военачальники, Герои Советского Союза, простые люди, рядовые воины – все участники Парада победителей.
Но и здесь появилась правка. Якобы наши солдаты бросают вражеские знамена к ногам маршалов и главнокомандующих фронтами. Так хочется кому-то из нынешних правителей вымарать упоминание о Мавзолее В.И. Ленина и его идеологическом значении в достижении Победы, социальных, научных, общественных завоеваниях нашей страны. Но им придется это осознать и смириться с нашей историей. Об этом говорит и выставка «Память поколений».