А понты дороже денег

Под Новый год власти задумали преподнести подарок чиновникам – пересадить их со служебных машин на такси. Первый вице-премьер Антон Силуанов поручил проработать этот вопрос на правительственной комиссии по оптимизации бюджетных расходов. Идея эта не нова. В 90-е годы ныне покойный, а тогда вице-премьер Немцов уже вынашивал идею пересадить чиновников с дорогих иномарок на отечественные «Волги», но у него ничегошеньки не вышло. Далеко не факт, что и в этот раз получится послать чиновников «по государственным делам» на такси.
Совсем не секрет, что персональный автомобиль, большой, черный, с личным водителем, – это даже не предмет первой необходимости для выполнения служебных обязанностей бюрократа, а непременный атрибут принадлежности к чиновничьему сословию высшей пробы. Не зря же говорят, что понты дороже денег.
Судя по комментариям самих инициаторов этой нереальной идеи, речь в данном случае идет о том, чтобы запретить закреплять автомобили за теми, кто занимает должности ниже руководителя структурного подразделения в федеральных органах власти. Формулировка – до бесконечности размытая, но тем не менее. Остальных госслужащих предлагается сделать клиентами агрегаторов такси. Кстати, в данном контексте то же самое касается и чиновников, которым вообще не положен персональный служебный автомобиль. 
По мнению вице-премьера Силуанова, такая рокировка поможет ощутимо сократить бюджетные транспортные расходы. Хотя, с нашей с точки зрения, лучше бы начать с радикального сокращения самих чиновников. Кто не в курсе, сегодня их в России практически в два раза больше, чем было в огромном СССР. 
«Какие-то преобразования в данном вопросе должны произойти. Служебных автомобилей достаточно много. Использовать такое число машин федеральными министерствами и ведомствами все-таки недешево, и услуги агрегаторов такси, без сомнения, приведут к экономии расходов бюджета», – считает завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов.
Эксперты, которые тут же кинулись комментировать новую инициативу власти, подчеркивают, что пересадка чиновников со служебных машин в такси – процесс небыстрый. Сразу возникают вопросы: сколько именно на этом сэкономит бюджет и что делать с освободившимся автопарком? Ответов пока нет, министерства и ведомства практически не публикуют данные о транспортных расходах. Хотя в 2013 году были обнародованы данные, что при цене авто в 1,5 миллиона рублей, ежегодное обслуживание машины обходилось втрое дороже. 
Зная изворотливость и способность приспосабливаться наших чиновников к любым ограничениям, вполне вероятно, они будут и ездить на такси и от служебного авто не откажутся. По крайне мере так считает гендиректор «Transparency International – Россия» Антон Поминов: «Сейчас есть какой-то приказ министра, где сказано, что начальники департаментов пользуются такими-то машинами. Предлагается сделать так, чтобы это не распространялось ни на кого ниже рангом. Тогда получается, что приказ мы прячем, от машин избавляемся, но в пользу какого-нибудь очередного подведомства для выполнения важной работы, хотя на самом деле они возят тех же самых заместителей начальников департаментов».
Каких только законов и приказов не принималось для борьбы против взяточничества среди тех же чиновников. Казалось бы, ну обложили их со всех сторон, а криминальные хроники ежедневно сообщают об очередных арестах и посадках за коррупцию.
Судя по всему, саму идею таксирования федеральных госслужащих подкинули из регионов. В Удмуртии этот персонал уже колесит на такси. Перейти на такую систему в ближайшее время планируют Белгородская область и Пермский край. Помимо экономии бюджетных денег тут есть немало плюсов и для самих чиновников, уверен руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус: «Во-первых, чиновники на своей шкуре почувствуют, что такое сегодняшнее такси, будут общаться с простым народом. Что касается больших городов, машины у нас пользуются выделенками, и здесь никуда они опаздывать не будут, а может быть, даже начнут приезжать быстрее, поскольку персональный автомобиль не имеет доступа на выделенные полосы».
Наивные эксперты. Или плохо знают современное российское чиновничество, или выдают желаемое за действительное. Серьезно рассуждать о том, что чиновники за госсчет будут повально пользоваться агрегаторами такси, пока нет смысла. Повторимся, для того чтобы разгрузить улицы больших городов от служебных машин больших и не очень начальников, существует единственный надежный способ. Это радикально сократить число самих начальников и их подчиненных, беззастенчиво транжирящих бюджетные деньги на собственные прихоти.

Предположим даже, что решение по пересадке чиновников из служебных машин в такси состоится. Об этом даже снимут цикл передач федеральные каналы. Но пройдет совсем немного времени, и эти же самые чиновники докажут всему миру, что такси – это слишком разорительно для бюджета. Служебный «Мерседес» с персональным водителем и экономнее, и эффективнее. А на первое время передадут-продадут свои крутые служебные машины какому-нибудь близкому бизнесмену и начнут за те же самые бюджетные деньги брать их в аренду. Кстати, в ряде российских регионов именно так и сделали. И весь экономический эффект на поверку оказался пшиком. 

Два года назад об отказе от служебных машин в пользу такси и каршеринга заявили власти Москвы. Глава департамента транспорта Максим Ликсутов тогда заявлял, что можно сэкономить 20% затрат на эти цели. И что? За это время парк служебных авто мэрии только изрядно вырос.

Другие материалы номера