Нина, Саша, Зина и тысячи других…

Вечная слава самоотверженным, несгибаемым защитникам всех возрастов, навеки оставшимся в памяти народной!

В особую Книгу памяти можно занести и имена юных героев-ленинградцев, пионеров и комсомольцев, стойких бойцов в стенах осажденных фашистами города, помогавших партизанам, народным мстителям. Сражаясь бок о бок с ними, они несли в своей душе доблесть, отвагу, стойкость духа – отдавали за Родину жизни, приближая нашу победу.

Это к ним обращалась Ольга Берггольц:

…Но сердце наше – с вами.

Мы едины,

Мы неразрывны, как и год назад.

И вместе с вами подошел

к Берлину

И властно постучался

Ленинград.

Саше Бородулину было неполных 14 лет, когда в его родной поселок под городом на Неве нагрянули немцы. И он твердо решил идти к партизанам. Хотя дома остались больной отец с мамой. Захватив припрятанную на чердаке винтовку – а Саша стрелять умел! – и немного еды, он двинулся на поиски партизан. Несколько дней в лесу пришлось воевать одному – он даже сумел застрелить немецкого мотоциклиста, захватив его оружие. Наконец, парень наткнулся на партизанский дозор и уговорил разведчиков взять его с собой.

Смышленый, ловкий мальчишка в отряде понравился. Сначала ему давали несложные задания, но потом – серьезные. Здесь, в отряде, он быстро приобрел боевой опыт и сноровку. Немало вражеских машин и солдат было на его счету. Однажды наступили особо трудные дни для отряда: трое суток партизаны вели бой с четырьмя сотнями карателей, дважды их окружали – и дважды они вырывались.

На рассвете командир принял решение: отходить! Оставил пять бойцов для прикрытия отряда.

– Добровольцы есть? – спросил командир.

– Есть! – откликнулся первым Саша.

Командир посмотрел на него… И заколебался.

– Да вы не бойтесь! – заверил его юный боец. – Я сумею уйти – мне же проще.

И это было правдой. Саша не раз выходил из самых сложных операций. Не зря с прошлой зимы сиял на его гимнастерке орден Красного Знамени.

– Ладно! – немного помедлив, согласился командир. – Оставайся!

Сначала все пятеро вели бой с неравными силами противника. Потом Саша остался один. Немцы окружали его. Пожалуй, еще можно было уйти и спастись. Но юный боец продолжал стрелять, понимая, как дорога сейчас для отряда каждая минута. Вот уже и сапоги немцев видны близко. Саша быстро выхватил гранату – и подорвал себя вместе с фашистами!

И отряд партизан смог отойти глубоко в лес.

10 ноября 1962  г. в Таврическом саду Ленинграда был открыт памятник юным Героям Великой Отечественной войны. Обелиск поставили в память отважного пионера Оредежского района Ленинградской области Саши Бородулина и других юных героев – в память тех, о ком написал поэт М. Исаковский:

И для тебя и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А родину сберег…

Ленинградка Нина Куковерова гостила у бабушки в деревне вместе с младшими сестрой и братом, когда туда ворвались немцы. Все пути возвращения были отрезаны.

Как-то поздним вечером к ним в избу постучались трое мужчин. Один из них – высокий Тимофей – дал им понять, что это – свои. Он пообщался с бабушкой, детьми. Потом подозвал к себе Нину как самую взрослую из детей – а ей было не больше 13 лет, расспросил ее: пионерка ли она, изучает ли немецкий язык…

Ответы Нины бойцу понравились.

«Серьезная, хоть и маленькая!» – подумал партизан и сразу же дал девочке поручение: «Когда покажутся немцы, вывесишь на плетень белье, будто только что постиранное».

Нина сразу всё поняла. И как только появлялись немцы – сразу подавала таким образом сигнал.

Отец Нины погиб на фронте – он был артиллеристом. А мама осталась в блокадном Ленинграде.

Девочка, не раздумывая, решила уйти к партизанам. Знакомый уже Тимофей, имеющий немалый боевой опыт, помог ей связаться с отрядом и стал опекать Нину. Она не раз с ним ходила на задания. А зачастую – и одна.

Одетая, как нищенка, Нина не боялась пробираться в самое логово врага, добывая ценные сведения. Она же помогла партизанам обнаружить и разгромить немецкий штаб и минный склад.

Много боевых дел совершила Нина, но однажды, уйдя в разведку, не вернулась.

Ее посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени – тогда его вручали за особые подвиги.

Нина Куковерова училась в 74-й школе Петроградского района Ленинграда. В школе свято берегли вещи, принадлежавшие юной партизанке: зипунишко, в котором она ходила в разведку; старенький платок; боевую партизанскую медаль… Пионерская дружина носила ее имя.

Такой же отважной партизанкой была и пионерка Лара Михеенко, жившая в Ленинграде на Выборгской стороне.

Ее война тоже застала в деревне у бабушки в Калининской области. Девочка видела, как по проселочным дорогам брели беженцы из сожженных немцами деревень и поселков; слышала плач девушек, увозимых в рабство на чужбину. На ее глазах немцы повесили учителя Николая Максимовича Синицына и его дочь из деревни Тимоново за то, что они, смастерив приемник, слушали сводки Совинформбюро и делились ими с соседями.

«Разве можно это забыть и простить? Нет и нет!» – так думали Лара и ее подруги Рая и Фрося, которые были чуть постарше. И девочки решили разыскать партизан.

«Они не угонят меня в Германию. Пионерка не будет служить фашистам. Я ухожу воевать!» – решительно сказала Лара бабушке. Та, конечно же, разволновалась, но она понимала, что у девочек нет другого пути – вот-вот угонят всех на чужбину. И она благословила внучку.

Тогда Ларе было 14 лет, Фросе – 15, а Рае – 16. Благодаря смелости, девочкам удалось связаться с партизанами. Их оставили в отряде, понимая, что здесь, может быть, они спасутся от немцев. Правда, серьезных заданий им пока не поручали – девочки помогали на кухне, выполняли всякие дела по лагерю.

Как-то партизаны решили отбить у немцев крестьянский скот. Сначала нужно было узнать, где в Орехово располагаются орудия, где расставлены часовые. Но в разведку посылать было некого – все партизаны уже были на заданиях. Рая вспомнила, что в этом поселке у нее живет тетя, и решила помочь.

– А если остановит полицай и спросит, зачем тебе тетя, что скажешь? – спросил командир.

– Скажем, что пришли за семенами – сейчас все на огородах сидят, – нашлась Лара Михеенко.

– Ну тогда вдвоем и идите! – согласился командир.

Это было их первое боевое крещение. И они с заданием справились – принесли важные сведения для отряда.

Затем последовали новые поручения: узнать расположение орудий в деревне Могильное; с каким грузом приходят поезда на станцию Пустошка и на другие.

Кем только не приходилось быть Ларе! И беженкой, и нянькой, и пастушкой, и даже «кукушкой» – кукуя, сидя на дереве, подавать своим сигналы!

Много длинных и трудных дорог прошла она за свою партизанскую жизнь. Где-то на перепутье кончилось ее детство – приняли в комсомол. И опять дороги, дороги…

В конце лета девушку перевели в партизанскую бригаду. В выданной ей характеристике говорилось, что она участвовала в подрыве поездов на станции Железница, а за операцию по разведке и взрыву железнодорожного моста через реку Дрисса Лара была представлена к правительственной награде.

На одном из боевых заданий, узнанная предателем, юная партизанка погибла – фашисты ее расстреляли.

На месте ее гибели, на окраине Пустоши, был поставлен обелиск. А в музее в городе на Неве хранится орден Отечественной войны I степени, которым Советское правительство наградило посмертно Лару Михеенко за проявленные мужество и отвагу.

Ее имя присвоено кораблю. А в Ленинграде, в 106-й школе, где она училась, на двери 6-А класса прибили памятную дощечку с ее именем.

В Ленинграде, Москве, на Урале, в Сибири, на Кавказе – по всей стране – пылали знамена пионерских дружин имени Лары Михеенко.

Вписали свои имена в большую Книгу мужества ВОВ и другие девочки – тоже ее ровесницы, связные и разведчицы партизан Юта Бондаровская и Лида Матвеева.

Большой и смелый путь вместе с партизанским отрядом прошла Юта. Она тоже ленинградка. Была и связной, и санитаркой. Спасла жизнь многим бойцам. Она была сильной – многих раненых вынесла с поля боя.

Юта Бондаровская пала смертью храбрых в жестоком бою у эстонского хутора Роостоя. И она тоже посмертно награждена медалью «Партизану Отечественной войны I степени».

Немало подвигов совершили пионеры в годы Великой Отечественной войны. И каждый из них по-своему величествен и неповторим.

Врезался в память рассказ моей знакомой, которая в годы войны оказалась в оккупированной немцами деревне. Там жила ее бабушка, и ленинградка каждое лето гостила у нее.

Ее звали Лида Матвеева. Когда пришли немцы, дорога домой была отрезана. Девочке было 11–12 лет, и бабушка строго-настрого запретила ей выходить на улицу. Единственной ее лазейкой было окно, через которое она и наблюдала всё, что происходило вокруг.

Однажды у избы, а она была в деревне крайней, затарахтели танки с красными звездами, из них вышли два бойца и стали беседовать с бабушкой.

Внучка сразу поняла, что им надо, и, выскочив, показала расположение немецкого гарнизона в ложбине. Очевидно, из танкового отверстия ложбину было плохо видно. Тогда наши бойцы и уничтожили немецкий гарнизон.

Но фашисты быстро снова вернулись в деревню. Узнав, кто дал сведения танкистам, они ворвались в избу и схватили девочку. Гитлеровцы притащили ее к липе, росшей рядом с домом, и повесили. Рассказывают, что девочка держалась на удивление стойко.    

Вот такой неброский, но исключительно мужественный подвиг совершила юная ленинградка Лида Матвеева.

Нелегкий боевой путь прошел и танкист, комсомолец, старшина Алексей Сенцов, которому Лида Матвеева помогла разгромить немецкий гарнизон. Он тонул, горел, лежал дважды в госпиталях. А потом снова переправы, села, города… И каждый раз, когда ему приходилось трудно, он вспоминал девочку из деревни Иваново, ленинградскую пионерку. В солдатской памяти она была живой: в резиновых сапогах, в пестром платке, из-под которого выбивалась светлая, будто соломенная, прядь. Строгие глаза ее смотрели твердо. Эта девочка была с ним всегда рядом. Помогала ему выползти из горящего танка, выплыть и добраться до берега, выжить и победить.

И в память о ней в освобожденных городах на обгоревших стенах домов старшина Алеша Сенцов писал мелом две буквы: Л.М. – Лида Матвеева.

Имя юной героини занесено в Книгу почета Московской областной пионерской организации им. В.И. Ленина.

И еще об одной прекрасной девочке-ленинградке, которая, как и Лида, совершила невероятный подвиг в годы Великой Отечественной войны.

[img=-13235]

Хочется рассказать о Зине Портновой. Она училась в 7-м классе 385-й школы города Ленинграда, за Нарвской заставой. Тоже была пионеркой. Приехала к бабушке на каникулы и застряла в ее деревне, занятой врагами.

Зина была смелой, решительной. Она скоро связалась с подпольщиками-комсомольцами. Поначалу ей поручали распространять антифашистские листовки в деревнях Зуя и Мостище. Потом дали новое задание: узнать численность войск в гарнизоне. И все поручения она успешно выполняла.

Когда Зина, повзрослев, набралась опыта подпольной работы, ей доверили сложное и опасное дело: участвовать в ликвидации фашистов офицерской школы в поселке Торфозавода, куда отовсюду с занятых ими территорий съезжались артиллеристы и танкисты гитлеровской армии.

И Зина успешно справилась с заданием, устроившись работать во вражескую столовую. Сто офицеров были уничтожены. Два года юные подпольщики вместе с Зиной Портновой вели тайную войну против фашистов.

Долго и тщетно гитлеровцы пытались напасть на их след, пока им не помог в этом предатель Гречухин, дезертир Советской армии. Он выследил и выдал Зину фашистам.

Ее допрашивал начальник гестапо капитан Краузе. Он был страшно удивлен, увидев перед собой девочку с косичками. Долго добивался от нее эсэсовец, чтобы разузнать что-нибудь о партизанах, но Зина молчала.

Когда он на минутку отошел к окну, чтобы посмотреть, кто подъехал, девочка, как кошка, бросилась к столу, схватила пистолет и выстрелила в Краузе. Затем еще застрелила и прибежавшего офицера, услыхавшего выстрел. Зина бросилась бежать – сначала во двор, потом в сад…

Но за ней уже гнались фашистские солдаты. Метким выстрелом она одного из них сразу уложила. Но силы были неравны. Ее схватили на берегу реки и расстреляли январским утром у невысокой сосны – под Полоцком.

Изумителен и легендарен был подвиг этой маленькой девочки Зины Портновой! Она была удостоена самой большой награды – ей присвоили звание Героя Советского Союза.

Во многих городах и деревнях пионерские отряды и дружины с гордостью носили ее имя.

Про Зину писали книги, ставили пьесы, слагали стихи, как и про многих других героев.

У автострады, на перекрестке дорог, ведущих туда, где действовали обольские подпольщики, стоит памятник-обелиск. На нем высечено имя юной героини.

Имя Зины Портновой присвоено одному из кораблей Советского флота.

Думаешь об этих ребятах – и вспоминаются слова Максима Горького:

Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Безумству храбрых поем мы песню!..

У этих юных героев были светлые, чистые души, отважные сердца, потому что они выросли и воспитывались в Советской стране.

Но находились и предатели – ядовитый чертополох нашего общества, совершавшие преступления против этих героев. Им сродни были фашистские каратели. Ради торжества своих звериных инстинктов фашисты не замечали, кого казнили: детей ли, стариков или женщин…

***

Спустя полвека такие же предатели, обуреваемые жаждой наживы, звериными инстинктами, шкурным интересом, объединились в команду и разрушили Советскую страну – СССР.

На их диком фоне особенно впечатляет: какой же высотой души обладали юные герои!

Понимаешь: мы победили в самой страшной в истории – в Великой Отечественной войне, потому что сызмальства воспитали вот таких прекрасных ребят, пионеров и комсомольцев, в трудную годину отдавших свои жизни за Родину.

Они были верны ей до конца. Это их подвиг – детей советского народа воспел в своих стихах А. Твардовский. Ими он обращался к нам, нынешним:

…Я вам жить завещаю –

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить…

Всё ли мы сделали сегодня, чтобы выполнить это святое завещание?

Думаю, мы должны воздвигнуть памятник юным героям на Поклонной горе, чтобы все всегда помнили о них.

г. Пушкино,

Московская обл.

Другие материалы номера